Урок по русскому языку в 3-м классе "Смотри в корень!"

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент

– Здравствуйте! Рада снова всех вас видеть. Пожелаем друг другу добра и начнем наш урок.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чтения

– Начать урок я предлагаю с минутки чтения (Слайд)

«Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь, как будто, зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением! На Руси весну звали и пели ей песни. Весна – утро года!»

– О чем мы прочитали?
– Как вы понимаете последнее предложение? (Весну в народе сравнивают с утром, когда пробуждается все живое вокруг.)
– Давайте закроем вместе глазки и шепотом с улыбкой произнесем слово ВЕСНА.
– Какое чувство у вас возникло? Стало ли теплее, радостнее, веселее?

3. Чистописание

– И сейчас с радостным чувством мы переходим к минутке чистописания.
– Прочитайте слова на доске.

ворона воробей вместе Василий Парийский

– Может быть, какие-то слова вас заинтересовали?
– Послушайте, что узнали ребята о Василии Парийском из «Календаря русской природы». («25 апреля – День Василия Парийского. Василий Парийский землю парит. Медведь выходит из берлоги).
– Прочитайте еще раз эти слова. Какую букву, как вы думаете, мы будем сегодня писать на чистописании, она есть во всех словах, кроме одного. (Буква В)
– Посмотрите на цепочку, что интересного вы заметили?

в вв ввв

– Напишите буквы, продолжите ряд и закончите чистописание данными словами, обратите внимание на соединение букв.

4. Вхождение в тему, мотивация

– Прочитайте еще раз слова о весне (слайд).

Пришла, опять весна, таинственная, оживление, радостное, настроение.

– Эти слова мы прочитали неспроста. Если мы соединим выделенные буквы, то узнаем, чем мы будем заниматься сегодня на уроке – повторение (слайд).
– Правильно. Сегодня мы будем повторять изученные орфограммы.
А тему урока нам подсказал добрый, веселый и очень грамотный человечек – Мудрейкин (слайд).
– Тема нашего урока «Смотри в корень». И в конце урока мы попробуем ответить на вопросы, которые он перед нами поставил:
Где?
Что?
Как?
Зачем? Мы будем повторять.

– Давайте подумаем, сможем ли мы удивить Мудрейкина и сразу ответить на его первый вопрос, зная тему урока?

5. Словарно-орфографическая работа

– Следующую работу Мудрейкин предлагает выполнить вам в группах.
Задание такое: вместо точек вставить пропущенные буквы (Приложение 1).
– Проверяем, воспользуйтесь вашими сигналами.
– Что объединяет все эти слова? (Словарные слова)
– Правильно, это словарные слова. А вот Мудрейкин их называет «упрямыми», как вы думаете, почему?
– А все орфограммы в словах он назвал «ловушками». Когда пишите, можете себе представить, что вы идете по траве, а под ней спрятаны «ловушки». Не спешите, не топайте ногами. Наступили неосторожно – и тут же провалились, значит, ошиблись (слайд).
Не зря Мудрейкин говорит: «Учись видеть ловушку за шаг до нее, то есть раньше на одну букву! Думай на ход вперед!»
– Итак, с какими «ловушками-орфограммами» вы столкнулись сейчас? Как они называются? (Непроверяемая безударная гласная)
– Что же нужно сделать, чтобы не попасть в эти ловушки? (Запомнить слово, если забыл – посмотреть в словаре)
– Итак, это первая проверялочка, как называет ее Мудрейкин.

Проверяемая безударная гласная.

1) – Снова вернемся к таблицам (использовать таблицы словарно-орфографической работы).
– Посмотрите на вертикальные стрелки. Они указывают на слова, которые вы, наверняка, уже прочитали. Какие это слова? (Весна, цветы, трава, солнце)
– Какие из этих слов объединены одним правилом?
– Выпишем их в столбик.
– Какие же ловушки подстерегают нас в этих словах? (Проверяемая безударная гласная)
– Подчеркнем их.
– В какой части слова они находятся?
– Проверим и докажем их написание.

Весна – вёсны
Цветы – цвет
Трава – травы

– Выделите корень, поставьте ударение.
– Каким правилом мы воспользовались? (Изменили слово)
– Но это только первая проверялочка в этом правиле.

2) – А Мудрейкин предлагает вам следующее задание.
– Помогите проверить, какое слово лишнее в каждой строчке? Почему?

Побелка, белый, белизна, белок, белка.
Мелкий, мель, мелочь, измельчить, мел.

– Какие же слова мы называем однокоренными?
– Спишите только однокоренные слова, выделите корень.
– Какой корень в словах первой строчки, второй?
– Что же вы знаете о корне?
– В каких словах первой строчки нас подстерегают ловушки? Почему? Подчеркнем их.
– Будут ли проверочными остальные однокоренные слова? Почему?
(Аналогично со второй строчкой)
– Значит, какой второй способ проверки безударной гласной мы вспомнили? (Подбери однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)
– Мудрейкин предупреждает, самые опасные ловушки – безударные!
– А все ли безударные гласные, стоящие без ударения требуют проверки? (Нет, их 5 – а о и е я)

6. Физкультминутка

7. Непроизносимая и парная согласная в корне слова

1) – Вернемся снова к первому заданию Мудрейкина. Какое слово из четырех, прочитанных нами по стрелке осталось забытым? (Cолнце)
– А ведь слово-то какое замечательное, особенно сейчас, когда мы соскучились по теплу.
– Каким бывает солнце?
– Какая же ловушка подстерегает нас в этом слове? Кто ее уже разглядел? (Непроизносимая согласная)
– Запишем это слово, подчеркнем орфограмму.
– Может и проверялочку уже кто-то вспомнил? (Подобрать однокоренное слово, в котором все согласные звуки произносятся)

2)– Посмотрите на экран (слайд). Вам предлагается такое задание: спишите слова, вставьте, если нужно, непроизносимые согласные.
Помните, что вы идете по мягкой траве, думайте на шаг вперед!

Здра?ствуй, со?нце, радос?но, грус?ный, счас?ливый, ненас?ный, праз?ник, чудес?ный.

– Проверьте, как вы справились с заданием (слайд)
– Какое слово можно назвать лишним? (Вкусно)
– Какое слово Мудрейкин назвал бы «упрямым» словом? (Праздник)
– Проверим написание остальных слов.
– Каким правилом воспользовались?
– Какие же согласные могут быть ловушками? (В Д Л Т)
– Посчитайте, сколько слов вы написали правильно. Поставьте на полях столько баллов, сколько правильно записанных слов.
– Оцените свою работу сами: 8 баллов – молодцы, можете поставить себе смело «5»,
6-7  баллов – хорошо, поставьте себе «4»,
4-5 баллов – тоже неплохо, пока вы получили троечку.
А меньше, я думаю, нет ни у кого.

3)– Ребята, наш гость приехал к нам сегодня на скором поезде. Что значит «скорый поезд»?
– Следующее задание он так и назвал «Скорое задание», значит быстрое (Приложение 2).
Возьмите листы на ваших партах, в них 3 варианта заданий. Выберите только один из них, с которым вы справитесь, и выполните его. Задание понятно? Приступайте.

Взаимопроверка.
– Для проверки предлагаю вам поменяться листочками. Проверяем первое задание  (слайд). Если попали в ловушку, допустили ошибку – исправьте. (Так же второе и третье задания)

– Посчитайте, сколько слов правильно написано в задании и поставьте на полях столько же баллов.
– У кого товарищ набрал 6 баллов – поставьте «5»
4-5 баллов – «4»
3 балла – неплохо, отметка «3»

– А теперь поздравьте друг друга с успешным выполнением этого интересного задания.

4)– Когда мы выполняли это задание, мы встретились еще с одной ловушкой-орфограммой, с какой, кто заметил? (Парные глухие и звонкие согласные)
– Какие парные согласные вы знаете?
– Какой проверялочкой вы будете пользоваться, если встретите эту орфограмму?

8. Зарядка для глаз

– Весеннее солнышко совсем ослепило нас своими яркими лучами. Дадим отдохнуть нашим глазкам. (Тренажор Базарного)

9. Работа с учебником

– Мы вспомнили несколько основных орфограмм-ловушек, которые подстерегают нас в корне.А сейчас мы с Мудрейкиным предлагаем вам выполнить задание в учебнике с. 225, упр.598.
– Спишите, подчеркните те ловушки, которые вы заметите. У вас очень хорошие глазки, и Мудрейкин думает, вы их разглядите.

В это время пускается « Лист быстрого опроса» (Приложение 3)

10. Итог

1) Схема
– Итак, ответили ли мы на вопросы Мудрейкина, давайте проверим.

Где? (В какой части слова нас подстерегали ловушки)
– Правильно, об этом мы догадались сразу, это было нетрудно.
Что? Мы повторяли, какие ловушки-орфограммы?
Как? Давайте напомним Мудрейкину.
Зачем? (Так как мы часто пишем не так, как слышим)

2) – Кто на уроке получил «5», «4».Поздравляю вас.
– Сколько баллов набрал каждый из вас за урок, вы узнаете на следующем уроке.
Я благодарю всех за помощь на уроке. Спасибо.

3) Письмо Мудрейкина (Слайд).

Дорогие ребята!
Сегодня вместе с вами я почувствовал дыхание весны.
Это было настоящее чудо! А чудеса я очень люблю.

– А какие открытия, может быть, вы сделали для себя сегодня? Что интересного было на уроке?
– А чем вам нравится весна? Что вы чувствуете в эту пору? (В рассказе можно использовать «весенние слова» с урока)
– Поделитесь своими впечатлениями об уроке с родственниками.

4) Домашнее задание. Расскажите дома, что интересного было для вас сегодня на уроке, какие открытия вы сделали.

Всего вам доброго. Наша встреча с Мудрейкиным сегодня окончена (слайд).

Самоанализ урока (Приложение 4)
Презентация (Приложение 5)