1. Организационный момент
– Здравствуйте! Рада снова всех вас видеть.
Пожелаем друг другу добра и начнем наш урок.
– Откройте тетради, запишите число, классная
работа.
2. Минутка чтения
– Начать урок я предлагаю с минутки чтения (Слайд)
«Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь, как будто, зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением! На Руси весну звали и пели ей песни. Весна – утро года!»
– О чем мы прочитали?
– Как вы понимаете последнее предложение? (Весну
в народе сравнивают с утром, когда пробуждается
все живое вокруг.)
– Давайте закроем вместе глазки и шепотом с
улыбкой произнесем слово ВЕСНА.
– Какое чувство у вас возникло? Стало ли теплее,
радостнее, веселее?
3. Чистописание
– И сейчас с радостным чувством мы переходим к
минутке чистописания.
– Прочитайте слова на доске.
ворона воробей вместе Василий Парийский
– Может быть, какие-то слова вас
заинтересовали?
– Послушайте, что узнали ребята о Василии
Парийском из «Календаря русской природы». («25
апреля – День Василия Парийского. Василий
Парийский землю парит. Медведь выходит из
берлоги).
– Прочитайте еще раз эти слова. Какую букву, как
вы думаете, мы будем сегодня писать на
чистописании, она есть во всех словах, кроме
одного. (Буква В)
– Посмотрите на цепочку, что интересного вы
заметили?
в вв ввв
– Напишите буквы, продолжите ряд и закончите чистописание данными словами, обратите внимание на соединение букв.
4. Вхождение в тему, мотивация
– Прочитайте еще раз слова о весне (слайд).
Пришла, опять весна, таинственная, оживление, радостное, настроение.
– Эти слова мы прочитали неспроста. Если мы
соединим выделенные буквы, то узнаем, чем мы
будем заниматься сегодня на уроке – повторение
(слайд).
– Правильно. Сегодня мы будем повторять
изученные орфограммы.
А тему урока нам подсказал добрый, веселый и
очень грамотный человечек – Мудрейкин (слайд).
– Тема нашего урока «Смотри в корень». И в конце
урока мы попробуем ответить на вопросы, которые
он перед нами поставил:
Где?
Что?
Как?
Зачем? Мы будем повторять.
– Давайте подумаем, сможем ли мы удивить Мудрейкина и сразу ответить на его первый вопрос, зная тему урока?
5. Словарно-орфографическая работа
– Следующую работу Мудрейкин предлагает
выполнить вам в группах.
Задание такое: вместо точек вставить пропущенные
буквы (Приложение 1).
– Проверяем, воспользуйтесь вашими сигналами.
– Что объединяет все эти слова? (Словарные
слова)
– Правильно, это словарные слова. А вот Мудрейкин
их называет «упрямыми», как вы думаете, почему?
– А все орфограммы в словах он назвал
«ловушками». Когда пишите, можете себе
представить, что вы идете по траве, а под ней
спрятаны «ловушки». Не спешите, не топайте
ногами. Наступили неосторожно – и тут же
провалились, значит, ошиблись (слайд).
Не зря Мудрейкин говорит: «Учись видеть ловушку
за шаг до нее, то есть раньше на одну букву! Думай
на ход вперед!»
– Итак, с какими «ловушками-орфограммами» вы
столкнулись сейчас? Как они называются? (Непроверяемая
безударная гласная)
– Что же нужно сделать, чтобы не попасть в эти
ловушки? (Запомнить слово, если забыл –
посмотреть в словаре)
– Итак, это первая проверялочка, как называет ее
Мудрейкин.
Проверяемая безударная гласная.
1) – Снова вернемся к таблицам (использовать
таблицы словарно-орфографической работы).
– Посмотрите на вертикальные стрелки. Они
указывают на слова, которые вы, наверняка, уже
прочитали. Какие это слова? (Весна, цветы, трава,
солнце)
– Какие из этих слов объединены одним правилом?
– Выпишем их в столбик.
– Какие же ловушки подстерегают нас в этих
словах? (Проверяемая безударная гласная)
– Подчеркнем их.
– В какой части слова они находятся?
– Проверим и докажем их написание.
Весна – вёсны
Цветы – цвет
Трава – травы
– Выделите корень, поставьте ударение.
– Каким правилом мы воспользовались? (Изменили
слово)
– Но это только первая проверялочка в этом
правиле.
2) – А Мудрейкин предлагает вам следующее
задание.
– Помогите проверить, какое слово лишнее в
каждой строчке? Почему?
Побелка, белый, белизна, белок, белка.
Мелкий, мель, мелочь, измельчить, мел.
– Какие же слова мы называем однокоренными?
– Спишите только однокоренные слова, выделите
корень.
– Какой корень в словах первой строчки, второй?
– Что же вы знаете о корне?
– В каких словах первой строчки нас подстерегают
ловушки? Почему? Подчеркнем их.
– Будут ли проверочными остальные однокоренные
слова? Почему?
(Аналогично со второй строчкой)
– Значит, какой второй способ проверки
безударной гласной мы вспомнили? (Подбери
однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало
ударение)
– Мудрейкин предупреждает, самые опасные
ловушки – безударные!
– А все ли безударные гласные, стоящие без
ударения требуют проверки? (Нет, их 5 – а о и
е я)
6. Физкультминутка
7. Непроизносимая и парная согласная в корне слова
1) – Вернемся снова к первому заданию
Мудрейкина. Какое слово из четырех, прочитанных
нами по стрелке осталось забытым? (Cолнце)
– А ведь слово-то какое замечательное, особенно
сейчас, когда мы соскучились по теплу.
– Каким бывает солнце?
– Какая же ловушка подстерегает нас в этом слове?
Кто ее уже разглядел? (Непроизносимая
согласная)
– Запишем это слово, подчеркнем орфограмму.
– Может и проверялочку уже кто-то вспомнил? (Подобрать
однокоренное слово, в котором все согласные
звуки произносятся)
2)– Посмотрите на экран (слайд). Вам
предлагается такое задание: спишите слова,
вставьте, если нужно, непроизносимые согласные.
Помните, что вы идете по мягкой траве, думайте на
шаг вперед!
Здра?ствуй, со?нце, радос?но, грус?ный, счас?ливый, ненас?ный, праз?ник, чудес?ный.
– Проверьте, как вы справились с заданием
(слайд)
– Какое слово можно назвать лишним? (Вкусно)
– Какое слово Мудрейкин назвал бы «упрямым»
словом? (Праздник)
– Проверим написание остальных слов.
– Каким правилом воспользовались?
– Какие же согласные могут быть ловушками? (В Д
Л Т)
– Посчитайте, сколько слов вы написали
правильно. Поставьте на полях столько баллов,
сколько правильно записанных слов.
– Оцените свою работу сами: 8 баллов – молодцы,
можете поставить себе смело «5»,
6-7 баллов – хорошо, поставьте себе «4»,
4-5 баллов – тоже неплохо, пока вы получили
троечку.
А меньше, я думаю, нет ни у кого.
3)– Ребята, наш гость приехал к нам сегодня на
скором поезде. Что значит «скорый поезд»?
– Следующее задание он так и назвал «Скорое
задание», значит быстрое (Приложение
2).
Возьмите листы на ваших партах, в них 3 варианта
заданий. Выберите только один из них, с которым вы
справитесь, и выполните его. Задание понятно?
Приступайте.
Взаимопроверка.
– Для проверки предлагаю вам поменяться
листочками. Проверяем первое задание (слайд).
Если попали в ловушку, допустили ошибку –
исправьте. (Так же второе и третье задания)
– Посчитайте, сколько слов правильно написано
в задании и поставьте на полях столько же баллов.
– У кого товарищ набрал 6 баллов – поставьте «5»
4-5 баллов – «4»
3 балла – неплохо, отметка «3»
– А теперь поздравьте друг друга с успешным выполнением этого интересного задания.
4)– Когда мы выполняли это задание, мы
встретились еще с одной ловушкой-орфограммой, с
какой, кто заметил? (Парные глухие и звонкие
согласные)
– Какие парные согласные вы знаете?
– Какой проверялочкой вы будете пользоваться,
если встретите эту орфограмму?
8. Зарядка для глаз
– Весеннее солнышко совсем ослепило нас своими яркими лучами. Дадим отдохнуть нашим глазкам. (Тренажор Базарного)
9. Работа с учебником
– Мы вспомнили несколько основных
орфограмм-ловушек, которые подстерегают нас в
корне.А сейчас мы с Мудрейкиным предлагаем вам
выполнить задание в учебнике с. 225, упр.598.
– Спишите, подчеркните те ловушки, которые вы
заметите. У вас очень хорошие глазки, и Мудрейкин
думает, вы их разглядите.
В это время пускается « Лист быстрого опроса» (Приложение 3)
10. Итог
1) Схема
– Итак, ответили ли мы на вопросы Мудрейкина,
давайте проверим.
Где? (В какой части слова нас
подстерегали ловушки)
– Правильно, об этом мы догадались сразу, это
было нетрудно.
Что? Мы повторяли, какие
ловушки-орфограммы?
Как? Давайте напомним Мудрейкину.
Зачем? (Так как мы часто пишем не так,
как слышим)
2) – Кто на уроке получил «5», «4».Поздравляю вас.
– Сколько баллов набрал каждый из вас за урок, вы
узнаете на следующем уроке.
Я благодарю всех за помощь на уроке. Спасибо.
3) Письмо Мудрейкина (Слайд).
Дорогие ребята!
Сегодня вместе с вами я почувствовал дыхание
весны.
Это было настоящее чудо! А чудеса я очень люблю.
– А какие открытия, может быть, вы сделали для
себя сегодня? Что интересного было на уроке?
– А чем вам нравится весна? Что вы чувствуете в
эту пору? (В рассказе можно использовать
«весенние слова» с урока)
– Поделитесь своими впечатлениями об уроке с
родственниками.
4) Домашнее задание. Расскажите дома, что интересного было для вас сегодня на уроке, какие открытия вы сделали.
Всего вам доброго. Наша встреча с Мудрейкиным сегодня окончена (слайд).
Самоанализ урока (Приложение 4)
Презентация (Приложение 5)