Агрессивное поведение — одно из самых
распространенных нарушений среди детей
дошкольного возраста, так как это наиболее
быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия — это мотивированное
деструктивное поведение, противоречащее нормам
и правилам существования людей в обществе,
наносящее вред объектам нападения (одушевленным
и неодушевленным), приносящее физический и
моральный ущерб людям или вызывающее у них
психологический дискомфорт.
Агрессивность — это свойство личности,
выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гиперопека и
гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая
обстановка!
г) индивидуальные особенности человека
(сниженная произвольность, низкий уровень
активного торможения и т. д.);
д) социально-культурный статус семьи и т. д.
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые влияют на поведение ребёнка. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Агрессивность нельзя воспринимать однозначно
отрицательно, так как она играет еще и защитную
функцию — функцию самосохранения как
физического, так и эмоционального.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут
появляться в период возрастного кризиса. Если
это поведение нетипично для ребенка и взрослых,
тогда оно означает, что у него возникли
определенные трудности и он нуждается в помощи
окружающих.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.
Для детей статус определяется целым рядом факторов:
— внешняя привлекательность, аккуратность,
высокий уровень развития гигиенических навыков,
опрятность;
— обладание красивыми и популярными игрушками,
готовность ими делиться;
— организаторские способности;
— широта кругозора;
— позитивная оценка взрослого и т.д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:
- Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
- Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
- Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
- Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Агрессивное поведение – одна из проблем в общении у детей дошкольного возраста. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.
Игра «Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков,
эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные
палочки» — карандаши, веточки или любой другой
предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у
одного из них в руках «волшебная палочка».
Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем
я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?».
Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь
смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает
что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается
время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из
характерологических особенностей
детей-дошкольников. Им не свойственно сильно
переживать по поводу чувств другого. Поэтому
развитие эмпатий и децентрации, умения понять
чувства другого, посочувствовать ему — одна из
основных задач в воспитании дошкольников.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие коммуникативных
способностей, умение распознавать язык мимики и
жестов, снятие телесных зажимов.
Описание игры: интереснее играть командами.
Одна команда изображает разных животных, копируя
их повадки, позы, походку. Вторая команда —
зрители — они гуляют по «зверинцу»,
«фотографируют» животных, хвалят их и угадывают
название. Когда все животные будут угаданы,
команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к
тому, чтобы они передавали повадки того или иного
животного, а также по своему желанию наделяли его
какими-либо чертами характера.
Игра «На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков,
моторной ловкости.
Описание игры: взрослый предлагает детям
пройти по мостику через пропасть. Для этого на
полу или на земле чертится мостик — полоска
шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с
двух сторон навстречу друг другу идти
одновременно два человека, иначе он
перевернется. Также важно не переступать через
черту, иначе играющий считается свалившимся в
пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним
выбывает и второй игрок (потому что когда он
остался один, мостик перевернулся). Пока два
ребенка идут по «мостику», остальные за них
активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны
договориться о темпе движения, следить за
синхронностью, а при встрече на середине мостика
— аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Игра «Дотронься...»
Цель: развитие навыков общения, умения
просить, снятие телесных зажимов.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в
центр складывают игрушки. Ведущий произносит:
«дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги,
хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого
предмета — водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем
детей. Если у детей коммуникативные навыки
развиты плохо, на начальных этапах игры могут
развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при
систематическом проведении бесед и обсуждении
проблемных ситуаций с нравственным содержанием,
с включением этой и подобных игр, дети научатся
делиться, находить общий язык.
Игра «Обзывалки»
Цель: развитие коммуникативных навыков,
снятие отрицательных эмоций.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается,
передавая друг другу мячик, обзывать друг друга
необидными словами, например названиями овощей
или фруктов, при этом обязательно называть имя
того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —
картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка
— морковка» и т. д. Обязательно предупредить
детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться,
ведь это игра. Завершать игру обязательно
хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А
ты, Антошка — солнышко», — и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго
задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно
провести с детьми беседу об обидных словах, о том,
после чего люди обычно обижаются и начинают
обзываться.
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков,
получение опыта взаимодействия в парах,
преодоление боязни тактильного контакта.
Необходимые приспособления: стол, стулья и
т. д.
Описание игры: дети становятся попарно,
прижимая правую ладонь к левой ладони и левую
ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким
образом, они должны передвигаться по комнате,
обходя различные препятствия: стол, стулья,
кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде
разложенного полотенца или детской железной
дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут
составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру
можно, если дать задание передвигаться прыжками,
бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо
напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности
в процессе общения.