Цели урока: ознакомить с новой темой, научить различать виды простых предложений, правильно составлять предложения, объяснить значения слов через контекст, развить познавательную активность, учить выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли, развить внимание, память, воспитать интерес к предмету, любовь к чтению, умение работать в группе, активность, любовь к природе.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения: информационное средство мультимедийного кабинета и интерактивной доски. (Возможность увеличить объём тренировочных упражнений, создать яркие зрительные образы, облегчить запоминание, организовать внимание уч-ся).
Конспект урока.
Организационный момент.
Психологический настрой. (Все повторяют за учителем и поднимают руки вверх)
- Здравствуй, солнце золотое,
- Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, мои друзья! (Берут друг друга за руки)
Очень рад вас видеть Я!
- А что нам ответит солнышко? (Приветствую, вас, мои друзья!)
I. Слово учителя.
- Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
Весна – это самое прекрасное время года, когда появляются первые зеленые травки, цветут синие подснежники, поют разные птицы и всюду слышны голоса детей.
А теперь обратите внимание на стихотворение И.Никитина “Полюбуйся, весна наступает…” (чтение наизусть стих. учителем).
О чем пишет поэт в стихотворении? (Птицы прилетят, и т.д.)
Словарная работа.
Какие новые слова встретились в тексте? (Объясните значение этих слов и переведите на родной язык)
Летят караваном -
По оврагам
Понавьют гнёзд
От зари до зари.
Выразительное чтение стихотворения учениками.
II. Объяснение нового материала.
И как вы уже заметили, какими словами и выражениями поэт воспевает весну!
И чтобы выражать свою мысль, и что-то спросить, о чем-то сообщить – нам помогают словосочетания и предложения.
А словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис.
Предложение – основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ).
Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.
Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано вечереет.
Виды простых предложений:
1. По цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. По интонации - восклицательное и невосклицательное.
В повествовательных предложениях сообщается о чём-либо. В конце повествовательного предложения голос понижается и на письме ставится точка.(?)
Примеры: Пришла весенняя пора. Высоко в небе жаворонок запел звонкую песню.
В вопросительном предложении содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. (?) Для выражения вопроса используется интонация и вопросительные слова кто, что, какой, который, сколько, куда, где, откуда, когда, почему, зачем и др.
Примеры: Знаешь ли ты эту птицу ? Неужели это воробей ? Откуда они прилетели?
В побудительных предложениях выражается просьба, совет, приказания, запрещение.
Примеры: 1.Не бросай слова на ветер. 2. Приготовьте, пожалуйста, билеты.
Предложения с напряженной интонацией, которые выражают сильные чувства, называются восклицательными. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся восклицательными, когда они произносятся с восклицательной интонацией. Примеры: Пусть всегда будет солнце! Как хороши, как свежи были розы! Давайте спросим учителя!
III. Закрепление материала.
- Прочитайте текст “Март”. Сколько повествовательных предложений в тексте?
- Текст “Апрель” Прочитайте. Укажите время глаголов. Поставьте черточки там, где нужно делать паузы.
- Найдите из стихотворения существительные в им.падеже и глаголы. Определите время глаголов.
- Составьте простые предложения по цели высказывания. Используйте следующие слова и словосочетания: русский язык, молодые листья, сильный ветер, школа, дом, театр, улица, яркое солнце.
- Разделите текст на предложения. В каждом предложении найдите главные члены предложения. Чем они выражены?
Была тихая звездная ночь тихо стоял темный лес на берегу горы казались выше высокий месяц обливал все своим светом бурлившая днем горная река присмирела все вокруг уснуло на короткое время.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите главные члены в каждом предложении путем условных обозначений.
1. Св..тло.Всп…рхнул… птичка. Солнце встал…, степь тон…т в золотом огне. 2. С юга зах…дил… гроза. Б…лота почернел… . Начал нал…тать ветер. Земля вдали гр…мыхал…
IV. Узнайте по признакам предмет и назовите его.
- Мокрый, тающий, последний… (снег)
- Весёлая, быстрая, журчащая…(речка)
- Яркое, весеннее, тёплое…(солнце)
- Первые, весенние, нежные…(цветы)
Отгадайте загадки
Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник)
Его просят, его ждут,
А как придёт - прятаться начнут. (Дождь)
Весньой веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат- почернеют. (Листья)
V. Обобщение. Повторение правил о простых предложениях. Каждый ученик приводят свои примеры о весне.
VI. На дом задания творческого характера.
1. Написать эссе на тему “Полюбуйся, весна наступает… ” или стихотворение (на выбор).
2. Выучить стихотворение И.Никитина наизусть.
VII. Итог урока.
Зажегся луч.
- Как вы считаете, справились ли мы с задачей?
Оценка своей работы по целеполаганию (помощь учителя).
Солнце дарит лучик тепла каждому с пожеланием (например, желаю счастья!)
Приятно было с вами работать!