Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные, нежные. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно “свернувшись” в кулачке. Позже начинается настоящее “наступление” на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее. Они действуют осознанно и все чаще добиваются результата. Нам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и... умнеет.
Поэтому чем больше внимания мы уделяем кистям детей, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев – так утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Исследования учебных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее – от пальчиков. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
В нашу коррекционную группу поступают дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта. И часто дети в 5–6 лет не могут говорить или идут с грубым нарушением речи. Им требуется специализированная помощь и целенаправленное обучающее воздействие взрослого. Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекцию – развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. В процессе работы используются различные методы, направленные на активизацию познавательной деятельности, развития общей и мелкой моторики рук. Это массаж рук, самомассаж, пальчиковые упражнения и игры-потешки. И поэтому в процессе работы используются различные методы, направленные на повышение общей активности. Одним из таких способов воздействия, направленных на активизацию познавательной деятельности, – создание положительного эмоционального настроя, повышение интереса, развитие общей и мелкой моторики – являются разнообразные двигательные упражнения, тематические физминутки, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Развитие ручной моторики совершенствует ловкость и точность движений, улучшает речь, память, внимание, мышление. Помогает научиться терпению, вырабатывает усидчивость. А графические упражнения по мелкой моторике подготавливают пуку к письму, что немаловажно в подготовке ребенка к учебной деятельности.
А выполнение двигательных упражнений и физминуток помогает снять утомление, напряжение, активизировать психические процессы, преодолеть общую моторную неловкость. Использование упражнений, направленных на развитие двигательной сферы, оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка: стимулирует работу внутренних органов, развивает координацию движений. Поэтому развитие мелкой моторики и координация движения пальцев рук является одной из главных задач развития ребенка и очень нужна для детей с нарушением интеллекта.
У детей с нарушением интеллекта отмечается различного рода отклонения в двигательной сфере: общая двигательная неловкость, несформированность движений и действий.
Результаты проведенной мною диагностики детей нашей коррекционной группы показали, что у них имеют место перечисленные отклонения в развитии мелкой моторики, в связи с этим мною был разработан план коррекционных индивидуальных занятий, направленных на совершенствование двигательной сферы (“Слово в ладошке”). Данная работа совершенствовалась и стала вводиться в учебный процесс и вне его. Были определены цели и задачи.
Цели: совершенствовать развитие мелкой моторики рук как средство развития речи и психического развития у детей с нарушением интеллекта; развивать психологическую, эмоционально-личностную и двигательную сферы через систему коррекционных мероприятий.
Задачи:
- Провести диагностику развития мелкой моторики.
- Разработать специальный коррекционный план по мелкой моторике рук, применяемый в учебном процессе и вне его.
- Провести сравнительный анализ по развитию мелкой моторики у детей на начало и конец года.
Диагностика позволила распределить детей на две подгруппы:
1-я подгруппа – с более высоким уровнем развития;
2-я подгруппа – со средним уровнем.
Первая подгруппа состояла из детей с более высоким уровнем речевого развития. Прослеживаются: нарушение одной группы звуков, трудности при выделении заданного звука из состава слова, при определенном количестве звуков в слове. Дети этой группы проявляют слабо выраженные недостатки: затруднена способность переключения с одного действия на другое. Отмечается нарушение координации пальцев. Дети этой группы отличаются наиболее благополучным эмоционально-личностным развитием, более адекватны, понимают инструкцию.
Речевое развитие детей второй группы находилось на среднем уровне: понимание инструкции и обращенной к ним речи затруднено. Дети испытывают затруднение в переключении с одного действия на другое. Речевая активность снижена. Звукопроизношение нарушено в пределах 5–6 звуков. Развитие мелкой моторики также соответствует среднему уровню. Эти дети огорчаются при неудачах, что выражается в эмоциональных расстройствах.
Затем я составила специальный коррекционный развивающий план по мелкой моторике и назвала его “Ум на кончиках пальцев”. В него вошли следующие виды упражнений и игр для развития мелкой моторики рук.
- Игры с элементами самомассажа.
- Физкультминутки на занятиях математики, по развитию речи, рисования, лепки, конструирования, ручного труда.
- Графические упражнения на пальчиках.
- Пальчиковая гимнастика.
- Потешки на ладошке.
- Пальчики играют.
- Пальчиковый театр.
- Игры с бросовым материалом.
Такое разнообразие обеспечило возможность развития детей, которые отвечали их речевым и двигательным возможностям. Для достижения необходимого результата мы сделали работу общей и мелкой моторики рук постоянной. Поэтому мы выделили время на различных занятиях, проводимых мною, и в совместной индивидуальной деятельности дефектолога и ребенка, воспитателя и ребенка, в свободной самостоятельной деятельности детей (пальчиковые театры и игры-потешки). Работа с родителями (задание в тетради, консультации).
Все эти виды деятельности способствовали развитию двигательной сферы, речи, коррекции мыслительных процессов у детей нашей группы. Использование плана “Ум на кончиках пальцев” повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку, положительно сказывается на усвоении знаний, умений, навыков, развития зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, воображения.
Анализ данных, полученных в результате диагностики по коррекционной работе по мелкой моторике рук, позволяет сделать ряд выводов. Лучших результатов достигли дети, у которых развитие речи и моторики выше среднего уровня. У них выросла познавательная активность, появилось желание узнавать новое, лучше стали пересказывать и составлять рассказы, речь стала более выразительной, пополнился и активизировался словарный запас. Появилась готовность руки к овладению письмом.
У детей со средним уровнем речевого развития и мелкой моторики улучшилась речевая деятельность, но еще сохранились некоторые трудности. Мелкая моторика рук улучшилась, но еще требуется продолжение работы по их развитию. Улучшился контроль и внимание за своими действиями.
Таким образом наша работа показывает, что индивидуальное и целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие на двигательную сферу дошкольников с нарушением интеллекта способствует речевому, умственному и эмоционально-личностному развитию.