"Слово в ладошке". К проблеме речевого развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные, нежные. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно “свернувшись” в кулачке. Позже начинается настоящее “наступление” на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее. Они действуют осознанно и все чаще добиваются результата. Нам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и... умнеет.

Поэтому чем больше внимания мы уделяем кистям детей, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев – так утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Исследования учебных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее – от пальчиков. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

В нашу коррекционную группу поступают дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта. И часто дети в 5–6 лет не могут говорить или идут с грубым нарушением речи. Им требуется специализированная помощь и целенаправленное обучающее воздействие взрослого. Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекцию – развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. В процессе работы используются различные методы, направленные на активизацию познавательной деятельности, развития общей и мелкой моторики рук. Это массаж рук, самомассаж, пальчиковые упражнения и игры-потешки. И поэтому в процессе работы используются различные методы, направленные на повышение общей активности. Одним из таких способов воздействия, направленных на активизацию познавательной деятельности, – создание положительного эмоционального настроя, повышение интереса, развитие общей и мелкой моторики – являются разнообразные двигательные упражнения, тематические физминутки, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Развитие ручной моторики совершенствует ловкость и точность движений, улучшает речь, память, внимание, мышление. Помогает научиться терпению, вырабатывает усидчивость. А графические упражнения по мелкой моторике подготавливают пуку к письму, что немаловажно в подготовке ребенка к учебной деятельности.

А выполнение двигательных упражнений и физминуток помогает снять утомление, напряжение, активизировать психические процессы, преодолеть общую моторную неловкость. Использование упражнений, направленных на развитие двигательной сферы, оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка: стимулирует работу внутренних органов, развивает координацию движений. Поэтому развитие мелкой моторики и координация движения пальцев рук является одной из главных задач развития ребенка и очень нужна для детей с нарушением интеллекта.

У детей с нарушением интеллекта отмечается различного рода отклонения в двигательной сфере: общая двигательная неловкость, несформированность движений и действий.

Результаты проведенной мною диагностики детей нашей коррекционной группы показали, что у них имеют место перечисленные отклонения в развитии мелкой моторики, в связи с этим мною был разработан план коррекционных индивидуальных занятий, направленных на совершенствование двигательной сферы (“Слово в ладошке”). Данная работа совершенствовалась и стала вводиться в учебный процесс и вне его. Были определены цели и задачи.

Цели: совершенствовать развитие мелкой моторики рук как средство развития речи и психического развития у детей с нарушением интеллекта; развивать психологическую, эмоционально-личностную и двигательную сферы через систему коррекционных мероприятий.

Задачи:

  1. Провести диагностику развития мелкой моторики.
  2. Разработать специальный коррекционный план по мелкой моторике рук, применяемый в учебном процессе и вне его.
  3. Провести сравнительный анализ по развитию мелкой моторики у детей на начало и конец года.

Диагностика позволила распределить детей на две подгруппы:

1-я подгруппа – с более высоким уровнем развития;
2-я подгруппа – со средним уровнем.

Первая подгруппа состояла из детей с более высоким уровнем речевого развития. Прослеживаются: нарушение одной группы звуков, трудности при выделении заданного звука из состава слова, при определенном количестве звуков в слове. Дети этой группы проявляют слабо выраженные недостатки: затруднена способность переключения с одного действия на другое. Отмечается нарушение координации пальцев. Дети этой группы отличаются наиболее благополучным эмоционально-личностным развитием, более адекватны, понимают инструкцию.

Речевое развитие детей второй группы находилось на среднем уровне: понимание инструкции и обращенной к ним речи затруднено. Дети испытывают затруднение в переключении с одного действия на другое. Речевая активность снижена. Звукопроизношение нарушено в пределах 5–6 звуков. Развитие мелкой моторики также соответствует среднему уровню. Эти дети огорчаются при неудачах, что выражается в эмоциональных расстройствах.

Затем я составила специальный коррекционный развивающий план по мелкой моторике и назвала его “Ум на кончиках пальцев”. В него вошли следующие виды упражнений и игр для развития мелкой моторики рук.

  1. Игры с элементами самомассажа.
  2. Физкультминутки на занятиях математики, по развитию речи, рисования, лепки, конструирования, ручного труда.
  3. Графические упражнения на пальчиках.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Потешки на ладошке.
  6. Пальчики играют.
  7. Пальчиковый театр.
  8. Игры с бросовым материалом.

Такое разнообразие обеспечило возможность развития детей, которые отвечали их речевым и двигательным возможностям. Для достижения необходимого результата мы сделали работу общей и мелкой моторики рук постоянной. Поэтому мы выделили время на различных занятиях, проводимых мною, и в совместной индивидуальной деятельности дефектолога и ребенка, воспитателя и ребенка, в свободной самостоятельной деятельности детей (пальчиковые театры и игры-потешки). Работа с родителями (задание в тетради, консультации).

Все эти виды деятельности способствовали развитию двигательной сферы, речи, коррекции мыслительных процессов у детей нашей группы. Использование плана “Ум на кончиках пальцев” повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку, положительно сказывается на усвоении знаний, умений, навыков, развития зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, воображения.

Анализ данных, полученных в результате диагностики по коррекционной работе по мелкой моторике рук, позволяет сделать ряд выводов. Лучших результатов достигли дети, у которых развитие речи и моторики выше среднего уровня. У них выросла познавательная активность, появилось желание узнавать новое, лучше стали пересказывать и составлять рассказы, речь стала более выразительной, пополнился и активизировался словарный запас. Появилась готовность руки к овладению письмом.

У детей со средним уровнем речевого развития и мелкой моторики улучшилась речевая деятельность, но еще сохранились некоторые трудности. Мелкая моторика рук улучшилась, но еще требуется продолжение работы по их развитию. Улучшился контроль и внимание за своими действиями.

Таким образом наша работа показывает, что индивидуальное и целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие на двигательную сферу дошкольников с нарушением интеллекта способствует речевому, умственному и эмоционально-личностному развитию.