В статье представлен конспект урока математики 5 класса СКОУ VIII вида.
Концепция модернизации российского образования рассматривает сохранение здоровья учащихся во время образовательного процесса в качестве базовой ценности. Основой здоровьесберегающего процесса является развитие субъектности ученика.
На предлагаемом уроке были соблюдены следующие принципы развития субъектности ученика:
- Осуществление целеполагающей деятельности учащихся.
Учитель развивает способность ученика формировать цели урока, последовательность учебных задач.
- Создание ситуации успеха.
Мотивация к учению задаётся через создание условий для достижения, а не получения оценки: при правильном выполнении задания ученики делают ход в игре и зарабатывают бонусы, отвечая на дополнительные вопросы.
- Обеспечение продуктивной деятельности.
Урок построен с учетом возрастной физиологической динамики работоспособности: разработаны 3 уровня примеров по степени сложности.
- Организация кооперативной деятельности учащихся (работа в парах, группах).
- Уровень самостоятельной работы.
- Психологический климат.
- Организация рефлексивной деятельности.
Дети учатся анализировать свою деятельность, эмоционально-волевую сферу и управлять ею.
Конспект урока
Тема: "Порядок действий" в разделе "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд".
Цели:
- Коррекционно-образовательная: Закрепить знания о порядке действий в примерах, показав, что от правильной расстановки действий зависит правильность решения примеров.
- Коррекционно-развивающая: Развивать умение анализировать задачу по наводящим вопросам учителя с целью правильного выбора схемы краткой записи.
- Коррекционно-воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения через работу в парах, группах.
- Здоровьесберегающая: Профилактика нарушения зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз.
Форма проведения: Урок-путешествие с применением ИКТ.
Тип урока: Урок закрепления ЗУН.
Класс: 5 СКОУ VIII вида.
Оборудование:
- учебник для 5 класса СКОУ VIII вида под редакцией Г.М. Капустиной, М.Н. Перовой (издательство "Просвещение", 2003 г.);
- игра "Путешествие к Деду Морозу";
- бонусы;
- конверт с набором цифр, карточкой обратной связи;
- разрезной геометрический материал;
- карточки с числами в пределах 1 000;
- карточки с математическими действиями;
- схемы краткой записи задачи;
- карточки с примерами (3 уровня);
- презентация;
- карточка ЦОР "Устное сложение и вычитание в пределах 20";
- ноутбук, видеопроектор, экран, CD с новогодней музыкой, магнитофон.
Ход урока
- Играет музыка. Дети входят в класс, встают около парт.
I. Оргмомент.
- Здравствуйте. Какой скоро наступит праздник?
(Новый год)
- Сегодня на уроке вы сыграете в игру "Путешествие к Деду Морозу".
За каждое правильно выполненное задание вы можете сделать ход фишкой. В течение игры также можно заработать бонус. Его секрет я расскажу в конце урока.
(Карточки с игрой на парте у каждого ученика)
II. Устный счет.
Прочитать число в пределах 1 000. <Приложение 2>
(Ученик садится, если правильно прочитает число).
Решить примеры на сложение и вычитание в пределах 20.
(Дети по очереди подходят к ноутбуку и набирают ответ).
Задача.
"Первый лыжник пробежал 8 км, а второй на 7 км больше. Сколько километров пробежал второй лыжник?" (Задачу читает и проверяет ученица)
- Составьте и покажите решение задачи.
(Дети на карточках обратной связи из набора цифр составляют и показывают решение задачи)
- Кто из вас любит кататься на лыжах?
- Какие еще зимние виды спорта вы знаете?
- Зачем нужно заниматься спортом?
Геометрический материал.
а) из разрезных частей составить целую картинку (ёлка);
б) определить из каких фигур она состоит (прямоугольник и треугольники);
в) из предложенных названий выбрать и показать название данного треугольника
по виду угла (остроугольный треугольник). <Приложение 3>
III. Тема урока.
- Перед вами карточки с математическими действиями. Расположите последовательность этих действий при решении примеров. <Приложение 4 >
(Дети работают в парах)
( ) , ? : , + - (Проверка на доске)
- Как иначе называется последовательность действий при решении примеров?
(Порядок действий)
- Откройте тетрадь и запишите число и тему урока. <Приложение 1, слайд 2>
IV. Физминутка.
Зрительная гимнастика.
V. Повторение пройденного материала (решение задачи).
- Скоро наступят каникулы. Чем вы будете заниматься?
(Подвести ответы детей к теме задачи.)
- Откройте учебник, с.108, № 434.
1. Чтение задачи.
2. Разбор задачи.
3. Выбор схемы краткой записи задачи.
(Проверка выбора схемы.) <Приложение 1, слайд 3>
4. Самостоятельная запись условия задачи по выбранной схеме.
5. Определение количества действий.
6. Составление вопросов и решение задачи по действиям.
VI. Физминутка.
"Повесить игрушку на елку"
VII. Упражнение на повторение пройденного материала.
- На карточках зачеркнуть неправильную запись порядка действий в примерах.
(Дети работают в группах, взаимопроверка.) <Приложение 1, слайд 5>
VIII. Повторение пройденного материала (решение примеров).
Детям предлагаются 3-уровневые карточки с примерами. <Приложение 6>
(Дети самостоятельно выбирают карточки.)
IX. Итог урока (рефлексия).
- Что сегодня повторяли на уроке?
- Что трудно было на уроке?
- Посмотрите и выберите самые аккуратные работы.
- Кто из вас пришел в гости к Деду Морозу?
- Секрет бонуса: каждый бонус вы можете обменять на дополнительный балл к оценке на этом или следующих уроках.
(В течение урока дети за правильные дополнительные ответы получали бонусы.)