Развитие субъектности учащихся на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

Разделы: Математика


В статье представлен конспект урока математики 5 класса СКОУ VIII вида.

Концепция модернизации российского образования рассматривает сохранение здоровья учащихся во время образовательного процесса в качестве базовой ценности. Основой здоровьесберегающего процесса является развитие субъектности ученика.

На предлагаемом уроке были соблюдены следующие принципы развития субъектности ученика:

- Осуществление целеполагающей деятельности учащихся.

Учитель развивает способность ученика формировать цели урока, последовательность учебных задач.

- Создание ситуации успеха.

Мотивация к учению задаётся через создание условий для достижения, а не получения оценки: при правильном выполнении задания ученики делают ход в игре и зарабатывают бонусы, отвечая на дополнительные вопросы.

- Обеспечение продуктивной деятельности.

Урок построен с учетом возрастной физиологической динамики работоспособности: разработаны 3 уровня примеров по степени сложности.

- Организация кооперативной деятельности учащихся (работа в парах, группах).

- Уровень самостоятельной работы.

- Психологический климат.

- Организация рефлексивной деятельности.

Дети учатся анализировать свою деятельность, эмоционально-волевую сферу и управлять ею.

Конспект урока

Тема: "Порядок действий" в разделе "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд".

Цели:

  • Коррекционно-образовательная: Закрепить знания о порядке действий в примерах, показав, что от правильной расстановки действий зависит правильность решения примеров.
  • Коррекционно-развивающая: Развивать умение анализировать задачу по наводящим вопросам учителя с целью правильного выбора схемы краткой записи.
  • Коррекционно-воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения через работу в парах, группах.
  • Здоровьесберегающая:  Профилактика нарушения зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз.

Форма проведения: Урок-путешествие с применением ИКТ.

Тип урока: Урок закрепления ЗУН.

Класс: 5 СКОУ VIII вида.

Оборудование:

  • учебник для 5 класса СКОУ VIII вида под редакцией Г.М. Капустиной, М.Н. Перовой (издательство "Просвещение", 2003 г.);
  • игра "Путешествие к Деду Морозу";
  • бонусы;
  • конверт с набором цифр, карточкой обратной связи;
  • разрезной геометрический материал;
  • карточки с числами в пределах 1 000;
  • карточки с математическими действиями;
  • схемы краткой записи задачи;
  • карточки с примерами (3 уровня);
  • презентация;
  • карточка ЦОР "Устное сложение и вычитание в пределах 20";
  • ноутбук, видеопроектор, экран, CD с новогодней музыкой, магнитофон.

Ход урока

- Играет музыка. Дети входят в класс, встают около парт.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте. Какой скоро наступит праздник?

(Новый год)

- Сегодня на уроке вы сыграете в игру "Путешествие к Деду Морозу".

За каждое правильно выполненное задание вы можете сделать ход фишкой. В течение игры также можно заработать бонус. Его секрет я расскажу в конце урока.

(Карточки с игрой на парте у каждого ученика)

II. Устный счет.

Прочитать число в пределах 1 000. <Приложение 2>

(Ученик садится, если правильно прочитает число).

Решить примеры на сложение и вычитание в пределах 20.

(Дети по очереди подходят к ноутбуку и набирают ответ).

Задача.

"Первый лыжник пробежал 8 км, а второй на 7 км больше. Сколько километров пробежал второй лыжник?" (Задачу читает и проверяет ученица)

- Составьте и покажите решение задачи.

(Дети на карточках обратной связи из набора цифр составляют и показывают решение задачи)

- Кто из вас любит кататься на лыжах?

- Какие еще зимние виды спорта вы знаете?

- Зачем нужно заниматься спортом?

Геометрический материал.

а) из разрезных частей составить целую картинку (ёлка);

б) определить из каких фигур она состоит (прямоугольник и треугольники);

в) из предложенных названий выбрать и показать название данного треугольника

по виду угла (остроугольный треугольник). <Приложение 3>

III. Тема урока.

- Перед вами карточки с математическими действиями. Расположите последовательность этих действий при решении примеров. <Приложение 4 >

(Дети работают в парах)

( ) , ? : , + -  (Проверка на доске)

- Как иначе называется последовательность действий при решении примеров?

(Порядок действий)

- Откройте тетрадь и запишите число и тему урока. <Приложение 1, слайд 2>

IV. Физминутка.

Зрительная гимнастика.

V. Повторение пройденного материала (решение задачи).

- Скоро наступят каникулы. Чем вы будете заниматься?

(Подвести ответы детей к теме задачи.)

- Откройте учебник, с.108, № 434.

1. Чтение задачи.

2. Разбор задачи.

3. Выбор схемы краткой записи задачи.

(Проверка выбора схемы.) <Приложение 1, слайд 3>

4. Самостоятельная запись условия задачи по выбранной схеме.

5. Определение количества действий.

6. Составление вопросов и решение задачи по действиям.

VI. Физминутка.

"Повесить игрушку на елку"

VII. Упражнение на повторение пройденного материала.

- На карточках зачеркнуть неправильную запись порядка действий в примерах.

<Приложение 5>

(Дети работают в группах, взаимопроверка.) <Приложение 1, слайд 5>

VIII. Повторение пройденного материала (решение примеров).

Детям предлагаются 3-уровневые карточки с примерами. <Приложение 6>

(Дети самостоятельно выбирают карточки.)

IX. Итог урока (рефлексия).

- Что сегодня повторяли на уроке?

- Что трудно было на уроке?

- Посмотрите и выберите самые аккуратные работы.

- Кто из вас пришел в гости к Деду Морозу?

- Секрет бонуса: каждый бонус вы можете обменять на дополнительный балл к оценке на этом или следующих уроках.

(В течение урока дети за правильные дополнительные ответы получали бонусы.)