Место данного урока: 1-й урок по теме.
Цель:
- познакомить учащихся с понятием неравенство;
- учить сравнивать числа на основе сравнения множеств и их элементов;
- создавать условия для оптимального общего развития каждого учащегося.
Задачи урока:
- формировать умение выполнять сравнение при помощи множеств и их элементов;
- формировать знание о верных и неверных равенствах и неравенствах;
- учить распознавать среди математических записей равенства и неравенства, составлять равенства и неравенства;
- развивать восприятие, внимание, логическое мышление.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский; беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа, самостоятельная работа, комментированное письмо.
Свойства методической системы: процессуальность, коллизии.
Оборудование: интерактивная доска StarBordSofware.
Ход урока
I. Организационный момент:
Учитель:
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
– Ребята, а нужна ли нам математика? (Ответы детей.)
– Где в обыденной жизни мы встречаемся с математикой?
– Продолжите фразу: “Урок математики – это….
II. Целеполагание и мотивация:
Учитель: Рассмотрите внимательно иллюстрацию и скажите, что изображено?
– Скажите, как при описании данной иллюстрации нам может помочь математика?
Дети: Мы можем посчитать количество девочек.
– Мы можем сравнить детей по росту.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте определим кто есть кто. Вика выше Оли, а Оля выше Иры. У кого из детей самый низкий рост?
Дети распределяют имена девочек и делают вывод: Ира самая низкая.
Учитель: Совершенно верно. Что помогло вам справиться с этой задачей?
Дети: Умение сравнивать.
Учитель: Тогда скажите, что мы будем делать на уроке в большей степени?
Дети: Сравнивать.
III. Повторение пройденного материала.
Учитель: – Посмотри на каждую строчку чисел и подставьте пропущенное число в каждой строчке.
Дети: В первой строчке пропущено число 4, числа расположены по порядку.
– Во второй строчке пропущено число 8, числа расположены по порядку.
– В третьей строчке числа расположены через один, значит после 6 будет идти число 8.
Учитель: Замечательно. А теперь прошу, заселите нужное количество жильцов на каждый этаж дома.
Дети расселяют жильцов, тем самым повторяют состав чисел 4, 6, 9.
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, что можно сказать?
Дети: На иллюстрации изображены фрукты и костяшки домино.
Учитель: Как связаны между собой рисунки с фруктами и костяшки домино?
Дети: Количество фруктов соответствует количеству точек на домино.
Учитель: Нарисуйте костяшки домино в соответствии с рисунками. (Выполняют.)
– Какое равенство можно записать к последней иллюстрации?
Дети: 6 = 6.
Учитель: Какое это равенство:
Дети: Верное.
IV. Осознание и осмысление нового учебного материала.
Учитель: Что изображено на следующей иллюстрации?
Дети: Изображены зайцы и морковь.
Учитель: А я не согласна с ответом. Может ли кто-нибудь объяснить, почему я не согласна. (Детям дается время подумать.)
Дети: Вы не согласны, потому что вопрос был: что изображено, а на вопрос что отвечают неодушевленные предметы. значит на иллюстрации изображена морковь.
Учитель: Совершенно верно. А теперь скажите, кто изображен на иллюстрации?
Дети: Зайцы.
Учитель: Что можно сказать о количестве зайцев и моркови?
Дети: Количество зайцев и моркови равное.
Учитель: Какое равенство можно составить?
Дети: 4 = 4 (Записывают на доске.)
Учитель: А что теперь можно сказать о количестве зайцев и моркови?
Дети: Количество неравное. Зайцев больше, чем моркови.
Учитель: Если количество неравное, то как можно назвать математическое выражение, которым обозначим количество предметов?
Дети: Неравенство.
Учитель: Совершенно верно. Познакомьтесь с математическим знаками: знак > обозначает больше, знак < обозначает меньше. Составим неравенство к данной иллюстрации.
Дети: 5 > 4.
V. Физкультминутка. (По выбору детей.)
VI. Первичное закрепление.
Учитель: Составим всевозможные математические выражения, подставляя вместо точек числа и знаки сравнения.
– Прочтите полученные равенства и неравенства.
– Запишите неравенства с другими числами. (Дети работают самостоятельно, после защищают свои работы.)
Учитель: Поставьте знаки сравнения:
– Соедини красной линией неравенства с подходящими рисунками, а равенства синей линией.
– Какое неравенство оказалось без пары?
Дети: 5 > 3.
Учитель: Составьте подходящий к неравенству рисунок.
VII. Анализ и оценка итогов работы.
Учитель: С каким математическим выражение мы познакомились сегодня на уроке?
Дети: Неравенство.
Учитель: Те ребята, кто понял, что такое неравенство и с помощью каких знаков оно записывается, нарисуйте у себя на листочках красный цветок, а кто не понял – зеленый. Поднимите свои рисунки.
У нас получилась целая поляна красных цветов, а это значит, что мы все на уроке потрудились очень хорошо и еще сможем многое. МОЛОДЦЫ!
Используемая литература
- Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика, учебник для 1 класса, часть 1. Издательство “Учебная литература”. Самара, 2008.
- Аргинская И.И. Сборник заданий по математике. Издательство “Учебная литература”. Самара, 2008.
- Бененсон Е.Н, Итина Л.С. Математика, рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. Издательство “Учебная литература”, 2009.