Необходимость преодоления несовершенств детской речи.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее значение родного языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, для овладения программой д/с, а в последующем – школы.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким образом служит “активным средством всестороннего развития личности ребёнка” (А.И.Сорокина)
Но для начала полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить недостатки звукопроизношения, а ещё важнее их предупредить. Этому способствует своевременное развитие фонематического восприятия, различение на слух фонем, звуков, из которых состоит наша речь. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша этому можно научить. В противном случае нарушение фонематического восприятия приведёт к тому, что ребёнок не может воспринимать, дифференцировать близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не будет пополняться теми словами, в состав которых будут входить трудноразличимые звуки.В дальнейшем ребёнок начнёт значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не будет формироваться в нужной степени и грамматический строй речи, так как при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка останутся “неуловимыми”.
Таким образом, возникает целая “цепь” нарушений, которая впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи обязательно повлечёт за собой нарушение письма и чтения.
Развитие фонематического восприятия.
Всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на этапы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие навыков элементарного звукового состава.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
На первом этапе работы предлагаем детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? кто кричит? Можно предложить следующие игры:
“Отгадай, что звучит” - дети сидят спиной к взрослому, взрослый звенит бубном, бумагой, колокольчиком, погремушкой, играет на дудочке, мнёт фольгу, перелистывает книгу.
“Солнце и дождик” - светит солнышко - бубен звенит, пошёл дождь - надо постучать в бубен.
“Угадай, кто идёт” - перед детьми картинки цапли и воробья, взрослый объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей быстро. Если взрослый быстро стучит в барабан, дети прыгают, как воробьи, если медленно - то дети ходят медленно.
“Морзянка” - детям предлагаем повторить ритмический рисунок, далее с усложнением.
Второй этап – различение одинаковых слов, фраз звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.
“Как мяукает котёнок” - когда находится близко и когда далеко (аналогично: щенок, телёнок…).
“Три медведя” - взрослый показывает, как говорит каждый из медведей, а потом предлагает отгадать и показать ребёнку.
“Угадай, чей голосок” - взрослый изображает: самолёт, машину, паровоз, свистящий чайник и т.д.
Третий этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Игра 1. Взрослый показывает “вагон” и говорит: “Я буду называть эту картинку правильно, то не правильно. Как только я ошибусь, хлопните в ладоши: вагон - фагон - вагон - факон - вагом и т.д. (Бумага - тумага - пумага - бумага - вумага…).
Игра 2. Надо поместить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию (дом, ком, сом, лом, бак, рак, мак, лак, каток, платок, листок…).
“Подскажи словечко” - взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово. Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка).
Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку).
На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок).
На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири).
Четвёртый этап – дифференциация слогов.
“Какой слог лишний”- на-на-па, да-да-ма; далее усложнение: па-ба-па.
“Повтори цепочку”- па-па-ба, на-ана-ма, ма-мо-му. С возрастом даётся 4 слога.
Пятый этап – дифференциация фонем.
Игра 1. Взрослый показывает картинку и говорит: поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и, Затем взрослый произносит, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее даются согласные: лопнул шарик ш-ш-ш, песенка водички с-с-с, комара з-з-з…
Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа следующие:
1. Соблюдение строгой последовательности: выделение звука в слове (есть такой звук или нет), определение первого звука в слове, последнего, установление звука в слове (начало, середина, конец слова). Полный анализ. Далеко не все слова можно предлагать детям.
Для узнавания звука в слове: ударные гласные; в начале слова согласные (р,л,м,н), в конце слова: (к,т,п,х,ц,ч,с); любые звуки в любой позиции (кроме йотированных гласных: е, я, ю, т.к. они содержат два звука).
Для определения первого звука в слове: ударные гласные; сонорные согласные (р, л, м, н); щелевые согласные (с, з, ш, ж, ч, щ); остальные согласные.
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же.
Теперь приведём последовательность слов для полного звукового анализа слов. Нельзя использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами (йотированными буквами: я, е, ю, ъ, ь и звонкими согласными: б, в, г, д, ж, з на конце слова и в середине типа: ложка, арбуз).
Что касается слов с безударными гласными, то они тоже не берутся (коза).
Итак, порядок анализируемых слов:
- из двух гласных (ау);
- из двух звуков (ум);
- из двух открытых слогов (мама);
- из одного слога со стечением согласных (волк);
- из одного слога со стечением согласных (стол);
- из двух слогов (сумка);
- из трёх открытых слогов (радуга).
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане и по представлению.
Сначала ребёнку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
Далее он должен выделить этот утрированно произносимый звук и назвать его изолированно, вне слова;
Затем умственное действие переходит в речевой план – ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Данный порядок умственных действий ведёт параллельно с работой по формированию звукового анализа: выделение звука и определение его места в слове.
Когда ребёнок будет осваивать последовательность звуков в слове, ему придётся опираться на вспомогательные средства: звуковую схему и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Ребёнок слушает слово и выкладывает фишки в квадратики схемы.
Принимая во внимание данную последовательность в работе по формированию навыков звукового анализа, можно придумать много игр или воспользоваться имеющимися.
Игры на выделение звука из слова на слух.
“Утки – окуни” - две команды двигаются произвольно по площадке. Ведущий говорит слова то со звуком “о”, то со звуком “у”. “Окуни” останавливаются на “о”, “утки” - на “у”.
“Сколько слов с буквой?” - дети находят и читают слова с заданной буквой (“с”: солнце, стол, сумка). Приложение 1
“Угадай, какой звук играет с вами в прятки?”. Текст произносится с утрированно протяжным звуком.
Игры на выделение звуков из собственной громкой речи.
“Назови предмет и гласный звук”- взрослый называет какой-нибудь гласный звук, а дети произносят слово с этим звуком и показывают предмет на картинке. (Аналогично с согласными звуками).
Приложение 2.
“Четвёртый лишний”- выделение заданного звука из слова на основе громкого проговаривания (арка-аист-утка-ангел).
Игры на выделение звуков из слова по представлению.
“Найди предметы” - в названии которых слышится звук “с”.
“Кто быстрее закроет предметы” - перед детьми сюжетная картинка. Один ребёнок накрывает фишками предметы со звуком “с”, а другой со звуком “ш”.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове.
“Цепочка слов” - автобус - стол - лампа - аист - туфли - индюк - ковш - шуба.
“Доскажи звук” - ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверё…
“Хриплый голосок” - взрослый произносит слова без первого звука, дети называют звук и произносят слово целиком: - умка - ок - алфетка - арафан - анки - апоги.
Игры на определение места звука в слове.
“Составь слово и найди фишке место” - у детей полоски картона, поделённые на три части: начало, середина, конец слова. Дети произносят слово и определяют место заданного звука в слове, положив фишку в нужное окошко. Приложение 3.
“Найди сбежавшую букву” - дети подбирают парные согласные, которые пропущены в словах.
Приложение 4.
“Кто в домике живёт?” - дети разыскивают слова по слогам:
1 - слова с заданным звуком в начале,
2 - в середине слова,
3 - в конце слова.
Литература
- Алтухова Н.Г. “Научись слышать”. - СПб.: Лань, 1999.
- Краузе Е.Н. “Логопедия”. - СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.
- Ткаченко Т.А. “Логопедическая тетрадь – совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте”. - М.: ЭГСИ, 1999.
- Фомичёва М.Ф. “Воспитание у детей правильного произношения”. - М.: Просвещение, 1989.
- Лопухина И.С. “Логопедия – упражнения для развития речи”. - СПб.:Дельта, 1997.