Цель: Совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов. Формирование первичных умений записи ветвлений на Паскале.
- активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы
- воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива
- развитие мышления, познавательного интереса, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности
Тип урока: комбинированный, игровой.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Методы: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, работа под руководством учителя.
План урока:
Оргмомент | 2 мин. |
Актуализация ЗУН | 10 мин. |
Изучение нового материала | 5 мин. |
На закрепление | 5 мин. |
Физминутка | 2 мин. |
Практическая часть (в группах) | 10 мин. |
Домашнее задание | 3 мин. |
Итог урока и рефлексия | 3 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы научимся записывать ветвления на языке Паскаль. Но урок проведем в необычной форме – форме расследования. Вы – следственные группы, я – начальник следственного отдела.
К нам поступило заявление о пропаже объекта “Репка” из одноименной сказки. Мы должны рассмотреть круг подозреваемых и определить дату кражи данного объекта.
II. Актуализация ЗУН.
На первом этапе “В чем соль?” вам предлагается по заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу. Презентация.(Слайд 3.)
Командиры групп получают карточки-задания.
1. Если два дела делать одновременно, то ничего не получится.
(Ответ: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.)
2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.
(Ответ: “Тише едешь – дальше будешь”.)
3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.
(Ответ: “Без труда не вынешь рыбку из пруда”.)
4. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.
(Ответ: “Сам кашу заварил, сам и расхлебывай”.)
Учащиеся в группах обсуждают задание, записывают ответ. Затем командиры зачитывают ответы, сверяются со Слайдом 4. Определяется победитель первого этапа.
– А теперь свяжите это задание с темой урока.
– Конструкция “если… то” присуща разветвляющемуся алгоритму.
На втором этапе “Запутанный клубок” мы должны рассмотреть круг подозреваемых.
Работа по блок-схеме на понимание работы условия фронтально. (Слайд 5.)
III. Изучение нового материала. (Слайд 6.)
Рассматривается полное и неполное ветвление.
IV. На закрепление. (Cлайд7.)
Разбирают задачу все вместе, записывают каждый со своей группой.
Даны два числа А и В. Найти наибольшее из них.
Составить алгоритм и написать фрагмент программы.
Проверку записи осуществляют по Cлайду 8.
writeln (‘Введите два числа’);
readln (a, b);
if a>b then writeln (a) else writeln (b);
V. Физминутка. (Cлайд 9.)
VI. Практическая часть. (Cлайд 10.)
Работа в группах.
Задача. Определить дату, когда объект был украден с места пребывания.
S – число, t – месяц.
а:=4; b:=11; s:=0;
if a<b then s:=a+b else s:=a-b;
writeln (s);
а:=15; b:=5; t:=0;
if a<b then t:=a+b else t:=a-b;
writeln (t);
Проверка по Cлайду 11:
После проверки фактов получили:
S=15; t=10.
Вывод: “Кража была совершена 15 октября сего года”.
VII. Домашнее задание. (Cлайд 12.)
Заданы три числа – а, в, с. Известно, что два из них равны между собой, а третье отлично от них. Найдите, какое из чисел отлично от двух других.
Заполнить блок-схему решения задачи и описать на Паскале фрагмент задачи.
VIII. Итог урока и рефлексия. (Cлайд 13.)
В результате следствия выяснилось, что дело о пропавшей Репке необходимо отправить на доследование.
- Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите фигурку Репки листочками вверх;
- если нет – листочками вниз.
Спасибо всем за проделанную работу и за сотрудничество.