Цели урока:
- Закрепить конкретный смысл действия умножения, умение заменять сложение умножением и умножение сложением.
- Закреплять умение решать задачи на нахождение произведения.
- Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математике.
Оборудование: герои сказки "Колобок"
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправляемся в путешествие по сказке, которую вы знаете с самого раннего детства. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению.
Чтобы сказку урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
- Число 39 уменьшить на 2 десятка ( 19)
- К числу 25 прибавить разность чисел 32 и 2 (55)
- От сотни отнять сумму чисел 7 и 3 ( 90)
- Отнимите от сотни 8 десятков и увеличьте полученную разность на 15 (35)
- Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое равно 12, а разность 0 (12)
- Разность 60 и 40 увеличить на 1 десяток (30)
- разность чисел 65 и 3 увеличить на 4 (66)
(при правильном ответе переворачивается соответствующая карточка и получается название сказки - Колобок.)
- Итак, сказка "Колобок"
2. Основной этап урока.
Жили - были дедушка и бабушка (на доску вывешиваются картинки с изображением бабы и деда). Решили они испечь колобок. Замесила бабушка тесто, слепила колобок и поставила его в печь (картинка с изображением колобка). Колобок получился румяный. И вдруг он заговорил человеческим голосом. Дед, баба отпустите меня. Я колобок необыкновенный, а математический. Умею решать задачи и примеры. Удивились дед с бабой, но решили проверить на самом ли деле колобок математический и предложили ему решить следующие задания.
А вы, ребята, справитесь с этими заданиями. Давайте проверим.
- Повторите по порядку слова, которые я сейчас назову: слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Компоненты каких действий я назвала?
- С каким новым действием мы познакомились?
- Назовите компоненты умножения.
- Что обозначает первый множитель?
- Что обозначает второй множитель?
- Закончи выводы и приведи примеры:
А) При умножении 1 на любое число, получается :
Б) При умножении 0 на любое число, получается :
А сейчас ребятки, посмотрите внимательно сюда.
- Что интересного вы заметили в записанных числах? (числа записаны разным цветом, все "красные" числа чётные, а "синие" нечётные)
- Сосчитайте сумму всех " красных" чисел.
64 - это возраст дедушки.
- Cосчитайте сумму всех "синих" чисел.
59 - это возраст бабушки.
А сейчас самостоятельно составьте задачу на вычитание.
- Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданиями деда и бабки. Для Колобка эти задания оказались совсем не трудными. Он справился с ними так же быстро, как и вы.
- Подумали дедушка с бабушкой и решили отпустить Колобка. Пускай погуляет по белу - свету, наберётся ума - разума. Попрощался Колобок с дедом и бабкой и покатился по тропинке.
- Катится он по лесу, а навстречу ему Заяц (картинка)
Я тебя съем - говорит Заяц. Не ешь меня - отвечает ему Колобок. Я тебе пригожусь. Ведь я необыкновенный колобок, а математический. Заяц решил проверить, правду ли говорит Колобок.
1.- Сколько будет, если взять 3 раза по 4?
- Сколько будет 6 троек?
- Сколько раз по 5 в числе 10?
- 3 умножить на 4?
- 0 умножить на 87?
- 1 умножить на 53?
- В 1 коробке 8 карандашей. Сколько карандашей в 3 таких коробках?
- В одной неделе 5 рабочих дней. Сколько рабочих дней в 2 неделях?
- В одном пучке 3 морковки. Сколько морковок в 3 пучках?
2. Найдите лишнее число: 63, 45, 18, 72, 53 (53, т.к. в остальных числах сумма цифр равна 9)
3. Разгадай правило, по которому составлен каждый столбик выражений. Продолжи столбики, добавив в каждый по 2 выражения.
81 - 7 26 + 65 73 - 20 81 - 17 26 + 55 63 - 21 81 - 27 26 + 45 53 - 22
4. Составь задачи по их решению.
2* 6 = 12 (кг) 10 * 3 = 30 (л)
- Молодцы, ребята. Очень хорошо справились с заданиями. Помогли Зайцу. Оцените каждый свою работу на данном этапе урока.
Распрощались по дружески Колобок с Зайцем и отправился он дальше. Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему Волк (картинка Волка). Пригорюнился Волк, никак не может решить примеры. Решил ему помочь наш математический Колобок.
- с. 56. №1 (1 ученик у доски)
- №2 - самостоятельно (самопроверка)
- №3 - у каждого листочки в конвертах на 3 уровня - выбирают любой по своим силам.
- Оцените свою работу на данном этапе урока.
Помог Колобок Волку выполнить задание и стали они в "догонялки" играть. А пока Колобок с Волком играют, мы с вами сделаем физкультминутку.
3. Физкультминутка.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Долго Волк благодарил Колобка за оказанную помощь. Покатился Колобок дальше. А навстречу ему Медведь (картинка медведя). Я тебя съем - говорит Медведь. Не ешь меня - отвечает Колобок. Я пригожусь тебе. Я ведь не простой Колобок, а математический. Тогда помоги мне задачу решить. И Колобок стал помогать Медведю решать задачу. А вы, ребята, смогли бы составить и объяснить решение этой задачи.
С. 56. № 8 1 вариант - № 8(1) 2 вариант - №8 (2)
- Работа в парах, взаимопроверка.
- Оцените работу соседа на данном этапе урока.
Распрощался Колобок с Медведем и покатился дальше. А навстречу ему Лиса. Слыхала я, что не простой ты Колобок, а математический все задания выполняешь правильно. Но моё задание ты выполнить не сможешь и я тебя съем. Это мы ещё посмотрим. А если я с заданием не справлюсь, то меня ребята выручат.
- Сосчитай, сколько квадратов (или прямоугольников)на чертеже?
- Ну, хорошо Колобок, это задание ты выполнил, но тест ты точно не сможешь решить - закричала Лиса.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение теста с выбором правильного ответа. Из букв, под которыми будет правильный ответ, составьте кодовое предложение.
1. Среди данных выражений, подчеркни то, в котором выполняется умножение:
А) 20 + 5
И) 10 : 2
Ю) 8 - 4
М) 6 * 3
2. В данных выражениях найди второй множитель:
Р) 25 : 5 = 5
Б) 20 + 2 = 22
А) 9 * 9 = 81
Т) 27 - 3 = 24
3. В данных выражениях найди произведение:
Ы) 16 + 4
А) 5 > 3
Е) 20 - 5 = 15
Т) 3 * 8 = 24
4. Замени умножение суммой одинаковых слагаемых 5 * 7
Ф) 5 + 5 + 5 + 5 + 5
Ч) 5 - 5 - 5 - 5 - 5
М) 5 * 5 * 5
Е) 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5
5. Замени сложение умножением 12 + 12 + 12 + 12 + 12 + 12
Б) 12 : 6
М) 12 * 6 К) 6 * 12
Д) 12 - 4
6. Какое самое большое число при умножении?
Ж) 1 множитель
О) 2 множитель
А) произведение
7. Соедини текст задачи со знаком действия, с помощью которой ты будешь её решать.
В одном букете 3 тюльпана. Сколько тюльпанов в 4 букетах?
Ц) +
Т) *
В) -
Значение, какого выражения найдено неверно?
У) 0 * 3 = 0
Л) 1 * 4 = 5
И) 2 * 2 = 4
9. Какое из равенств является верным?
Щ) 1* 2 = 1 + 2
К) 0 * 3 = 0 + 0 + 0
С) 3 * 2 = 2 + 2
Какое число надо взять 2 раза, чтобы получилось 10?
А) 5
Ю) 8
Н) 12
11. Сколько раз по 1 десятку надо взять, чтобы получилось 40?
Е) 30 раз
Ц) 4 раза
П) 40 раз
12. Значение, какого выражения найдено, верно?
Г) 4 * 2 = 6
А) 2 * 3 = 6
Р) 8 * 2 = 14
13. Чтобы умножить 5 на 2 надо
Й) по 2 взять 5 раз
Р) по 5 взять 2 раза
И) надо к 5 прибавить 2
14. Найди лишнее слово.
Ё) произведение
И) сумма
Ю) множитель
15. Найди верное решение задачи.
Ручка стоит 3 рубля. Сколько стоят 2 таких ручки?
Ц) 3 * 2
Ш) 3 - 2
П) 3 : 2
16. Сложение одинаковых слагаемых называется
А) умножением
В) делением
Д) сложением
17. От перестановки множителей произведение
Ы) увеличивается
Т) уменьшается
Н) не изменяется
18. Деление - это действие, обратное :
Г) сложению
А) умножению
Ф) вычитанию
19. На крыше сидело 3 кота. Что можно найти с помощью действия: 3 * 4
П) сколько ушей у 3 котов
Л)сколько хвостов у 3 котов
У) сколько лап у 3 котов
20. На полянке бегают цыплята. Всего у них 14 ножек. Сколько цыплят бегают по полянке?
К) 7
В) 6
С) 5
Должно получиться кодовое предложение: Математика - царица наук.
Оцените свою работу каждый самостоятельно.
5. Итог урока.
Вот и подходит к концу наше путешествие. C какими героями мы сегодня с вами повстречались?
- Какие задания выполняли?
- Какой задание было для вас трудным?
- Какое задание было самое интересное?
- Какие задания вы бы ёще хотели порешать?
6. Домашнее задание.
- Открываем дневники, записываем домашнее задание.
Мы думали, решали, отвечали
И друг другу помогали.
Поработали на пять,
Будем дружно отдыхать.