Задачи:
- Сформировать представление о многообразии царства растений.
- Познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования.
- Расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека.
- Ввести понятие о высших и низших растениях.
Оборудование:
- таблица "Природное сообщество лес";
- таблица "Одноклеточные водоросли";
- гербарий: мох, кукушкин лён, папоротник, сосна, черёмуха;
- слайды "Разнообразие растений";
- микропрепараты одноклеточных водорослей;
- демонстрационные наборы овощей и фруктов;
- иллюстрации растений
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):
- Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
- Вкусны - оближешь пальчики-
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины) - Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)
- Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)
- Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
- Голубой лужок, голубой бережок,
Голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка) - Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)
- А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)
Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ
Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.
Составление кластера:
- Какие самые высокие растения?
- Какие растения самые маленькие?
- Какую роль играют растения в природе и жизни человека?
А) Разнообразие растений. Сообщения учащихся.
1.Работа с микролабораторией. Учащиеся рассматривают микропрепарат одноклеточных водорослей.
Рясковые - самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения - тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто и не подумает, что ряска - отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2-3 мужскими и одним женским цветками видели лишь немногие ботаники.
2. "Разнообразие растений" дополнительный материал учащихся.
А) Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадкам. В тропиках и субтропиках известно около 3 тысяч видов пальм, некоторые из них так же важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира, из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма; масличная пальма. Пальмам принадлежит немало "ботанических рекордов"; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды- костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают 7-10 лет)
Б) Широко известны представители порядка липовых. Кроме липы к порядку относится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки "кока-кола" и "пепси-кола"); баобаб; представитель семейства мальвовых - хлопчатник, в плодах-коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, -хлопчатобумажные. Люди издавна как бы очеловечили некоторые деревья: приписывали им разные необычайные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень этически, но использовали в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу так же, как арабы - пальму, а греки - оливковое дерево. Лыко, лубки, лапти. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как ходят сейчас по грибы и ягоды. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё "поёт". А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.
Липа - одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам. Не князья ли Киевской Руси сажали это дерево? Липа, как никакое другое дерево, подвержена дуплистости. Это её свойство тоже не осталось без внимания. Дерево срубали, а дупло приспосабливали в хозяйстве. И под мёд годится она, и под квашню хлеба. А если форма у дупла удлинённая - вот тебе и корыто. В дуплах также охотно селились пчёлы, а люди потом с удовольствием лакомились мёдом.
Б) Распространение растений на Земле (использование иллюстраций на стендах)
- 1 ряд - Перечислите растения, произрастающие на юге нашей страны. Каков их внешний облик? Кто из вас был у моря? Какие растения вы видели там?
- 2 ряд - Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?
- 3 ряд - Перечислите растения, произрастающие на севере нашей страны?
- Какие растения окружают нас в повседневной жизни?
- Почему в нашей местности нет растений, произрастающих в тропических лесах, растений с морских побережий и т.д.?
Давайте определим, от чего зависит неравномерность распространения растений на планете:
А) от температуры воздуха
Б) от влажности
В)от количества осадков
Г) от климата
Д) от почвы
Вывод: Растения приспосабливаются к тем
условиям среды
обитания, где они произрастают. Например,
комнатное растение
монстера деликатесная - растёт у нас в
помещениях. Она
приспособилась к данным условиям обитания и
своими размерами
уступает монстере, произрастающей в тропических
лесах, где тепло и
влажно.
- Как мы определили, растений огромное количество, и они обитают повсюду:
- среди них есть микроскопические водоросли (таблица)
- огромные деревья, возвышающиеся над поверхностью земли на 100 метров ( рис. 30)
- различаются по продолжительности жизни
- различаются по окраске (рис 31, 32 )
- есть комнатные и культурные, которые люди выращивают на полях, в садах, огородах, оранжереях, цветниках (открытки с изображением данных растений)
Растений большое количество, а для чего они нужны?
Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.52-53 находят значение растений, обсуждают.
А) в природе (на доску вывешиваются иллюстрации, о значений растений в природе)
- обогащают воздух кислородом
- поглощают углекислый газ
- очищают воздух от пыли, вредных химических соединений
- служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники
- являются средой обитания для животных
- служат убежищем для ценных животных и птиц
- участвуют в образовании почвы
- вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества
- способствуют понижению температуры воздуха
- снижают действие ветра и шума
Б) в жизни человека (на доску вывешиваются иллюстрации, о значении растений в жизни человека)
- служат пищей (демонстрация наглядных образцов овощей и фруктов)
- сырьё для различных отраслей промышленности
- приготовление лекарств (чтение стихотворения)
В зелёной поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится берёзка надо мной...
Я буду пить дыханье майских ёлок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог, П
родлит мне жизнь...
- изготовление бумаги (сообщение учащегося)
- изготовление одежды (демонстрация экземпляров натуральных тканей и источника производства; сообщение учащегося)
- украшают жизнь и приносят радость
Вывод: Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с "лица" Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.
Наука, изучающая жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом называется БОТАНИКА.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы низшие и высшие ( в тетради начертили таблицу "Сравнение высших и низших растений") По ходу беседы демонстрируется гербарный материал, заполняется таблица на доске
РАСТЕНИЯ
высшие | низшие |
тело представлено клетками, которые
образуют ткани, а они в свою очередь - органы:
корень, стебель (побег), листья - голосеменные - покрытосеменные |
тело этих растений устроено просто:
таллом или слоевище, не имеющее органов: у них нет
ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя размеры
довольно внушительные - водоросли - мхи - лишайники - папоротники |
Историческое развитие растений шло по пути возникновения цветка и, главное плода, который своими стенками защищал бы семена. Ещё одно из направлений эволюции растений - деревья постепенно вытесняются травами. Недаром большинство доживших до наших дней папоротников, хвощей, плаунов - травы. Среди цветковых растений по массе, численности и разнообразию злаки, осоки, сложноцветные преобладают над могучими дубами и пальмами. Причина понятна: травы растут и созревают быстрее, соответственно им на эволюцию было отпущено больше времени, потому они и оказались вездесущими и неистребимыми.
3. Закрепление
Тест с использованием сигнальных карточек: А - красный цвет Б - синий цвет В - зелёный цвет Г - жёлтый цвет
1. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений:
А) биология
Б)экология
В)фенология
Г) ботаника
2. Животные нуждаются в растениях, так как они являются:'
А) источником пищи
Б) сырьём для промышленности
В) необходимым лекарственным препаратом
Г) одеждой
3.Неравномерность распространения растений по планете зависит от:
А) отношения человека к природе
Б) отношения животных к растениям
В) количества выпадаемых осадков
Г) времени года
4. Растения, привезённые из разных стран, могут произрастать в нашей местности, так как они:
А) влияют друг на друга
Б) зависят друг от друга
В)приспосабливаются к данным условиям
Г) зависят от человека
5. К низшим растениям, не имеющим ни корней, ни стеблей, ни листьев относятся:
А) берёза
Б) лишайники
В) роза
Г) пшеница
6. Без растений невозможна жизнь на нашей планете так как:
А) из них готовят лекарство
Б) могут быть высшими и низшими
В) являются источником кислорода
Г) украшают планету
Выставление оценок за тест.
4. Итога урока.
5. Домашнее задание:
1. Составить правила охраны растений.
2. Какие мероприятия можно провести в нашем селе, чтобы сохранить многообразие видов растений.
Литература.
1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику в.в. пасечника / Авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005г.
2. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: "Первое сентября2, 2002г.
3. Биология. 6 -11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина. - Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. - М.: "5 за знания", 2006г.