Урок биологии в 6-м классе "Разнообразие, распространение и значение растений"

Разделы: Биология


Задачи:

  • Сформировать представление о многообразии царства растений.
  • Познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования.
  • Расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека.
  • Ввести понятие о высших и низших растениях.

Оборудование:

  • таблица "Природное сообщество лес";
  • таблица "Одноклеточные водоросли";
  • гербарий: мох, кукушкин лён, папоротник, сосна, черёмуха;
  • слайды "Разнообразие растений";
  • микропрепараты одноклеточных водорослей;
  • демонстрационные наборы овощей и фруктов;
  • иллюстрации растений

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):

  1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
  2. Вкусны - оближешь пальчики-
    Оранжевые мячики.
    Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)
  3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)
  4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)
  5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
  6. Голубой лужок, голубой бережок,
    Голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)
  7. Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)
  8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
    Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)

Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ

Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.

Составление кластера:

  • Какие самые высокие растения?
  • Какие растения самые маленькие?
  • Какую роль играют растения в природе и жизни человека?

А) Разнообразие растений. Сообщения учащихся.

1.Работа с микролабораторией. Учащиеся рассматривают микропрепарат одноклеточных водорослей.

Рясковые - самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения - тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто и не подумает, что ряска - отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2-3 мужскими и одним женским цветками видели лишь немногие ботаники.

2. "Разнообразие растений" дополнительный материал учащихся.

А) Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадкам. В тропиках и субтропиках известно около 3 тысяч видов пальм, некоторые из них так же важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира, из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма; масличная пальма. Пальмам принадлежит немало "ботанических рекордов"; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды- костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают 7-10 лет)

Б) Широко известны представители порядка липовых. Кроме липы к порядку относится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки "кока-кола" и "пепси-кола"); баобаб; представитель семейства мальвовых - хлопчатник, в плодах-коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, -хлопчатобумажные. Люди издавна как бы очеловечили некоторые деревья: приписывали им разные необычайные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень этически, но использовали в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу так же, как арабы - пальму, а греки - оливковое дерево. Лыко, лубки, лапти. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как ходят сейчас по грибы и ягоды. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё "поёт". А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.

Липа - одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам. Не князья ли Киевской Руси сажали это дерево? Липа, как никакое другое дерево, подвержена дуплистости. Это её свойство тоже не осталось без внимания. Дерево срубали, а дупло приспосабливали в хозяйстве. И под мёд годится она, и под квашню хлеба. А если форма у дупла удлинённая - вот тебе и корыто. В дуплах также охотно селились пчёлы, а люди потом с удовольствием лакомились мёдом.

Б) Распространение растений на Земле (использование иллюстраций на стендах)

  • 1 ряд - Перечислите растения, произрастающие на юге нашей страны. Каков их внешний облик? Кто из вас был у моря? Какие растения вы видели там?
  • 2 ряд - Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?
  • 3 ряд - Перечислите растения, произрастающие на севере нашей страны?

- Какие растения окружают нас в повседневной жизни?

- Почему в нашей местности нет растений, произрастающих в тропических лесах, растений с морских побережий и т.д.?

Давайте определим, от чего зависит неравномерность распространения растений на планете:

А) от температуры воздуха

Б) от влажности

В)от количества осадков

Г) от климата

Д) от почвы

Вывод: Растения приспосабливаются к тем условиям среды
обитания, где они произрастают. Например, комнатное растение
монстера деликатесная - растёт у нас в помещениях. Она
приспособилась к данным условиям обитания и своими размерами
уступает монстере, произрастающей в тропических лесах, где тепло и
влажно.

- Как мы определили, растений огромное количество, и они обитают повсюду:

  • среди них есть микроскопические водоросли (таблица)
  • огромные деревья, возвышающиеся над поверхностью земли на 100 метров ( рис. 30)
  • различаются по продолжительности жизни
  • различаются по окраске (рис 31, 32 )
  • есть комнатные и культурные, которые люди выращивают на полях, в садах, огородах, оранжереях, цветниках (открытки с изображением данных растений)

Растений большое количество, а для чего они нужны?

Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.52-53 находят значение растений, обсуждают.

А) в природе (на доску вывешиваются иллюстрации, о значений растений в природе)

  • обогащают воздух кислородом
  • поглощают углекислый газ
  • очищают воздух от пыли, вредных химических соединений
  • служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники
  • являются средой обитания для животных
  • служат убежищем для ценных животных и птиц
  • участвуют в образовании почвы
  • вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества
  • способствуют понижению температуры воздуха
  • снижают действие ветра и шума

Б) в жизни человека (на доску вывешиваются иллюстрации, о значении растений в жизни человека)

  • служат пищей (демонстрация наглядных образцов овощей и фруктов)
  • сырьё для различных отраслей промышленности
  • приготовление лекарств (чтение стихотворения)

В зелёной поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится берёзка надо мной...
Я буду пить дыханье майских ёлок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог, П
родлит мне жизнь...

  • изготовление бумаги (сообщение учащегося)
  • изготовление одежды (демонстрация экземпляров натуральных тканей и источника производства; сообщение учащегося)
  • украшают жизнь и приносят радость

Вывод: Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с "лица" Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.

Наука, изучающая жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом называется БОТАНИКА.

Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы низшие и высшие ( в тетради начертили таблицу "Сравнение высших и низших растений") По ходу беседы демонстрируется гербарный материал, заполняется таблица на доске

РАСТЕНИЯ

высшие низшие
тело представлено клетками, которые образуют ткани, а они в свою очередь - органы: корень, стебель (побег), листья

- голосеменные

- покрытосеменные

тело этих растений устроено просто: таллом или слоевище, не имеющее органов: у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя размеры довольно внушительные

- водоросли

- мхи

- лишайники

- папоротники

Историческое развитие растений шло по пути возникновения цветка и, главное плода, который своими стенками защищал бы семена. Ещё одно из направлений эволюции растений - деревья постепенно вытесняются травами. Недаром большинство доживших до наших дней папоротников, хвощей, плаунов - травы. Среди цветковых растений по массе, численности и разнообразию злаки, осоки, сложноцветные преобладают над могучими дубами и пальмами. Причина понятна: травы растут и созревают быстрее, соответственно им на эволюцию было отпущено больше времени, потому они и оказались вездесущими и неистребимыми.

3. Закрепление

Тест с использованием сигнальных карточек: А - красный цвет Б - синий цвет В - зелёный цвет Г - жёлтый цвет

1. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений:

А) биология

Б)экология

В)фенология

Г) ботаника

2. Животные нуждаются в растениях, так как они являются:'

А) источником пищи

Б) сырьём для промышленности

В) необходимым лекарственным препаратом

Г) одеждой

3.Неравномерность распространения растений по планете зависит от:

А) отношения человека к природе

Б) отношения животных к растениям

В) количества выпадаемых осадков

Г) времени года

4. Растения, привезённые из разных стран, могут произрастать в нашей местности, так как они:

А) влияют друг на друга

Б) зависят друг от друга

В)приспосабливаются к данным условиям

Г) зависят от человека

5. К низшим растениям, не имеющим ни корней, ни стеблей, ни листьев относятся:

А) берёза

Б) лишайники

В) роза

Г) пшеница

6. Без растений невозможна жизнь на нашей планете так как:

А) из них готовят лекарство

Б) могут быть высшими и низшими

В) являются источником кислорода

Г) украшают планету

Выставление оценок за тест.

4. Итога урока.

5. Домашнее задание:

1. Составить правила охраны растений.

2. Какие мероприятия можно провести в нашем селе, чтобы сохранить многообразие видов растений.

Литература.

1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику в.в. пасечника / Авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005г.

2. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: "Первое сентября2, 2002г.

3. Биология. 6 -11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина. - Волгоград: Учитель, 2009г.

4. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. - М.: "5 за знания", 2006г.