Цель урока: повторить основные понятия темы плотность и познакомиться с новой физической величиной силой.
Задачи урока:
- Образовательная: формирование понятия сила, сила тяжести, закон всемирного тяготения.
- Развивающая: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу.
- Воспитательная : продолжить формирование навыков индивидуальной работы за компьютером при изучении нового материала.
Тип урока: изучение нового материала, используя электронный учебник Кирилла и Мефодия.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (MS PowerPoint), карточки, маркеры, листы формата А4, магниты.
Структура урока:
- Актуализация знаний по теме плотность.
- Изучение нового материала.
- Закрепление материала.
Содержание урока
Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы повторим основные понятия темы плотность, и после того, как выполним индивидуальные задания получим ключевое слово оно и будет означать тему нашего урока.
Часть ребят работает по индивидуальным карточкам с дифференцированными заданиями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 [2] ) Обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течении 5 минут, а все остальные ученики работают со слайдом № 1 Приложение 5.
Учитель: Вы видите на слайде таблицу, ваша задача составить физические термины в тетради из букв в таблице связанные с темой плотность (4 минуты на выполнение).
Ответы обучающихся: плотность, масса, объем, килограмм, грамм, метр и другие.
(После выполнения индивидуальных карточек ответы с изображением буквы обучающиеся крепят с обратной стороны доски, располагая буквы, написанные на карточках ответам, в порядке возрастания, а на противоположной стороне обучающиеся крепят слова, которые составили по теме плотность и учитель обращает на эти слова внимание учеников).
Учитель: Каждое тело обладает массой (н-р, книга)?
Вопрос: Если я отпущу книгу то она?
Ответ обучающихся: Упадет
Вопрос: Почему?
Ответ обучающихся: Земля притягивает к себе.
Вывод: И так Земля обладает свойством притягивать различные тела.
Но есть множество тел обладающих таким же свойством.
Учитель: Просмотр 1 слайда урока № 7 "Сила. Сила тяжести" "Изменение направления скорости под действием силы" (видео фрагмент) [ 1] .
Вопрос: Давайте проверим, правильно ли определили ребята, работающие по карточкам имя этого свойства?
(открываем доску, читаем слово: СИЛА)
Вопрос: Сформулируйте тему нашего урока?
Ответ обучающихся: Сила
(Открываем тетради и записываем тему урока СИЛА)
Учитель: Сегодня мы работаем по плану: (откройте оглавление урока)
- свойства сил
- характеристики сил
- равнодействующая сила
- закон всемирного тяготения
- сила тяжести.
Учитель: Вернитесь к 1 слайду урока, и читая его найдите определение силы.
Вопрос: Кто нашел определение, прочитайте его, пожалуйста, и запишите в тетрадь.
Вопрос: Какой буквой обозначается сила?
Ответ обучающихся: F - Сила (запись в тетрадь)
Учитель: Что означает стрелочка над буквой F
Ответ обучающихся: что сила - это векторная величина.
Учитель: Рассмотрим следующий слайд "Параметры, характеризующие силу"
Просмотрев этот отрывок, ответьте на вопрос: Какими же свойствами обладает сила?
(если нет ответа - смотрим отрывок 2-й раз, если путаются в ответе, то читают текст слайда и дают ответ).
Учитель: Записываем в тетради: (вид доски)
Свойства силы:
- Имеет точку приложения
- Имеет направление
- Имеет модуль, т.е. числовое значение
Учитель читает басню И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"
Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Учитель: Из какой басни эти строки?
Ответы обучающихся: басни И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак"
(Обучающиеся открывают через содержание урока пункт № 6, "Равнодействующая сила" и увеличивают изображение иллюстрирующее данную басню.)
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Учитель: Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?
Ответы обучающихся: потому что они тянут в разные стороны, с разной силой.
Учитель: Как правило, к одному и тому же телу, бывает приложено не одна, а несколько сил.
Результат действия этих сил называется РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ.
И вывод записываются в тетрадь:
Если силы направлены в одну сторону, то результирующая сила находится
Если силы направлены в разные сторону, то результирующая сила находится
Учитель: А вы можете привести примеры проявления действия сил, н-р, в космосе или за пределами земли. (учащиеся приводят примеры)
Учитель: Открываем слайд № 8 "Закон всемирного тяготения", через содержание урока и посмотрим демонстрации.
Вопрос: Почему камень падает на землю?
Вопрос: Почему снаряд изменяет свою траекторию?
Вопрос: А почему земля вращается вокруг солнца?
Ответ обучающихся: Земля притягивает, солнце притягивает.
Учитель: Оказывается, мы не первыми пытаемся ответить на вопрос: "Почему Луна движется вокруг Земли?"
Доклад обучающегося: Исаак Ньютон был первым, кто сначала догадался, а потом и строго доказал, что причина, вызывающая падение камня на землю, движение Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца одна и та же. Это сила тяготения, действующая между любыми телами Вселенной. Этот закон он сформулировал в 1665-1666 годах. Он первым применил законы математики к решению физической задачи и изложил результаты в книге "Математические начала натуральной философии". Выражение для закона всемирного тяготения было получено исходя из законов Кеплера и законов механики.
, где G - гравитационная постоянная, m - массы тел, r- расстояние между телами.
Сила прямо пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Формулировка закона всемирного тяготения: "Все тела вселенной притягиваются друг к другу".
А падение яблока на голову Ньютона - это всего лишь красивое предание.
Учитель: Мы выяснили, от чего и как зависит сила тяготения. Рассмотрим, где еще проявляется данный закон.
(Ученик читает стихотворение А. Усачева "Остров бегемотов"
Видел я чудесный остров
Посреди пустынных вод:
Сорок тысяч бегемотов
На песках его живет.
И приливы в океане
Возникают оттого,
Что сигают бегемоты
Прямо с берега в него.
И напрасно утверждают
Все ученые страны,
Что приливы возникают
Под влиянием Луны:
"Мол, причем тут бегемоты?
Есть научные работы
И различные расчеты:"
Все их точные расчеты
Лишь доказывают мне,
Что купаться бегемоты
Обожают при Луне.
Учитель: Ребята, о каком явлении природы идет речь в стихотворении?
Ответ обучающихся: О приливах и отливах.
Учитель: Как его объяснить?
Ответ обучающихся: Притяжением Луной водной оболочки Земли.
Учитель: А как вы думаете сила тяготения проявляется на планете Земля?
Ответ обучающихся: Да.
Учитель: Сила с которой Земля притягивает к себе тела называется сила тяжести. (запись в тетрадь)
Так как одно из свойств силы это точка приложения, то для силы тяжести она является центром тела. (Прочитайте текст слайда 9 "Сила тяжести", запишите формулу , где g ускорение свободного падения g = 9,8 Н/м)
Учитель: Каждый из нас знает свою массу, следовательно, мы можем просчитать силу тяжести, которую мы оказываем на Землю. (Обучающиеся находят силу тяжести)
Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашей работы на уроке, что вы узнали:
Ответы: что такое сила, ее характеристики, единица измерения, научились работать с формулой для вычисления силы тяжести, закон всемирного тяготения.
Учитель: А в заключение урока проверим, как вы усвоили этот материал, выполним тест.<Приложение5>, слайды № 2-6.
(После выполнения теста, обучающиеся в парах проверяют правильность выполнения данного задания, учитель поясняет каким должен быть правильные ответ, если допущена ошибка, выставляет оценки за урок, задает домашнее задание).
Учитель: Д/З Прочитать 24-23 параграфы ответить на вопросы.
Дополнительно: Составить задачу по данной теме в творческой форме.
Литература:
- Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 7 класс.
- Газета приложение к 1 сентября физика в школе № 20 .2007 г.автор О.И. Лебедева стр.7 - 8
- Перышкин А.В. "Физика 7 кл.": учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2006. - 196 с.