Некоторые особенности концепции школы для интеллектуально одаренных детей

Разделы: Администрирование школы


При большом разнообразии моделей одаренности, существующих в настоящее время, большинство педагогов и психологов рассматривают внутренние факторы, такие как интеллект, творчество, мотивационно-личностные особенности, наряду с факторами социального окружения в качестве основополагающих для развития одаренности у детей. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. – важнейшие составляющие социального фактора развития. За последние десятилетия появилось много исследований, посвященных изучению влияния различных условий обучения на успешность развития одаренных детей. Эти исследования позволили значительно расширить категорию одаренных детей и доказать целесообразность обучения по специальным программам около 20% учащихся, чей уровень интеллектуального и творческого развития превышает средний для данного возраста [2].

Успехи в развитии этого направления позволили поставить вопрос о создании школы для интеллектуально одаренных детей. Особенно актуально создание такой школы для детей с общей одаренностью, проявляющих высокий уровень любознательности и способностей во многих видах деятельности. Имеющаяся в настоящее время практика обучения и развития таких детей носит, в основном хаотический и фрагментарный характер, так как задача создания и реализации психолого-педагогически обоснованной системы развития детей с общей одаренностью в условиях школьного обучения в нашей стране не ставились вплоть до конца ХХ века[3]. Изучение личности и отдельных ее особенностей как основных детерминант развития и самореализации одаренного человека представлено в работах отечественных и зарубежных исследователей последней четверти ХХ столетия (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Петровский, А.Б. Орлов, Дж. Рензулли, К. Роджерс, К. Хеллер, Е.Л. Яковлева). Большое значение для изменения представлений об одаренности имеют также работы, подчеркивающие потенциальный характер детской одаренности, важность возрастных закономерностей и зависимость ее проявлений от социального окружения, в т.ч. школьного обучения (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, А.П. Стеценко, Е.И. Щебланов, Ф. Ганье, Г. Пассов, Дж. Рензулли, Дж. Фримен).

Школа № 200, созданная на основе концепции одаренности доктора психологических наук, профессора М.А. Холодной, организует образовательный процесс в русле развития интеллектуальной одаренности учащихся. Являясь муниципальным общеобразовательным учреждением, школа предоставляет учащимся возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора направлений для их углубленного изучения, способствует овладению навыками исследовательской деятельности, и формированию социальной компетентности школьников.

Образовательную миссию школы мы видим в том, чтобы обеспечивать потребности общества и нашего города в воспитании свободной, способной к самоопределению, интеллектуально развитой творческой личности, направленной на созидание на основе культурных ценностей и находящейся в гармоническом единстве с природой и культурой[2].

Образовательные задачи школы:

  • обеспечение универсального образования (не ниже уровня определённого государственными образовательными стандартами), в том числе дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного, информационно-технологического профилей (по выбору обучающихся), соответствующих современным требованиям, позволяющим адаптировать учащихся к жизни в обществе;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, подготовка учащихся к дальнейшему продолжению образования, интеллектуальному, творческому труду;
  • разностороннее развитие у каждого ребенка, в течение всей школьной жизни, базовых интеллектуальных качеств личности (компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции и уникальности склада ума), навыков исследовательского труда, позволяющих осуществить осознанный выбор и освоение разнообразных профессиональных и образовательных программ;
  • формирование навыка целостного восприятия, понимания и интерпретации информации;
  • замещение культуры усвоения культурой поиска: формирование умения работать с различными источниками информации, умения участвовать в информационном обмене в различных коммуникативных позициях (автора и адресата), в различных жизненных ситуациях;
  • формирование видения надпредметных аспектов учебной деятельности, развитие способов мышления, которые в совокупности дают возможность приближения к уровню конвергентного сознания;
  • формирование социальных компетенций ученика посредством приобретения системы умений в различных видах деятельности, в том числе речевой;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся при решении социально значимых учебных задач.
  • развитие обшей культуры учащихся на основе осознания необходимости непрерывного совершенствования собственных знаний, умений, навыков; потребности в саморазвитии, самообучении, развития у школьников самостоятельности мышления и способности к самообразованию;
  • развитие способности создавать, отстаивать и твердо следовать истинно значимым целям, идеалам, нравственным принципам;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека

На основе осмысления требований к современному образованию нами определен механизм реализации образовательной цели:

  • создание и практическая реализация всех необходимых условий (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных, научно-методических, медико-социальных, организационных, правовых);
  • структурное и содержательное формирование образовательного учреждения для организации образовательного процесса.

Образ-идеал выпускника Школы для нас совпадает с результирующей целью образовательного процесса — включение ученика в образовательный и самообразовательный процесс, в ходе которого развивается личность приверженная ценностям гражданского общества и демократического государства.

Данная цель может быть реализована, если образовательный процесс в образовательном учреждении будет ориентирован на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях.

Таким образом, созданная нами модель школы не панацея. Коллектив школы делает свои первые шаги. В школе работают профессионалы, которые прошли многоступенчатое психологическое тестирование, люди творческие, неординарные, болеющие за свое дело. Но любая идея может найти воплощение в жизнь лишь при совместных усилиях семьи, школы и самого ребенка. Только данный союз сможет сделать идею реальностью.

Список использованной литературы:

  1. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  2. Холодная М.А. Психология интеллекта и парадоксы его исследования. – Москва – Томск, 1996
  3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г.Становление и сущность системного подхода.-М.,1973.С.46.
  4. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель : (теоретические основы и практическая реализация ). - М.: Новая школа,1997.С.25.