В каждой школе, в каждом классе встречаются талантливые учащиеся. Очень важно поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять одаренных учеников, начиная уже с начальных классов. В данной статье представлены 3 варианта олимпиадных заданий, которые можно провести как в классе, так и между учениками параллельных классов. Задания раздаются на бланках.
Олимпиада по русскому языку 1 (4 класс).
1. Поставь ударение:
Дремота, балую, договор, положил, статуя, средства, тефтели, досуха, нефтепровод.
2. Определи, какие звуки являются общими в каждой паре слов:
а) детский, цирк
б) мягкий, храм
в) конечно, ложки
г) газель, вокзал
3. Определи части речи в предложении:
Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.
4. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов? Приведи примеры.
5. Как понимаешь выражения?
а) собачья жизнь
б) собака на сене
в) вот где собака зарыта
г) собаку съел
д) жить как кошка с собакой
6. Подбери имена прилагательные – определения к словам:
Тюль, рояль, фамилия, фасоль, кенгуру, мозоль, прорубь, дитя.
7. Разбей слова на группы:
Замок, теремок, листок, приток, венок, клинок, песок, намок.
Объясни, по какому признаку ты сгруппировал слова.
8. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:
Седой, бархатный, прямой, глубокий.
9. В каких словах количество звуков и букв совпадает?
Классный, поздний, пьём, зреют, объём, подъезд, боюсь, сольёшь, соединить, бреешь.
10. Найди «четвёртое лишнее». Объясни, почему.
а) белка, булка, пенка, шапка
б) сломать, сделать, сдуть, смотреть
Олимпиада по русскому языку 2 (4 класс).
Задание 1. Вы знаете лишь две последние буквы слова: -ло.
Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово и обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Какие слова записаны в фонетической транскрипции?
[сй’эст]
[л’эс’т’]
[сп’ишы]
Задание 3. Мы предлагаем тебе познакомиться с работой одного ученика, которому было дано задание: «Осуществи проверку орфограмм слабых позиций в разных частях слова».
Он выполнил его так:
уч . ник – (учитель) - учиник
в магазин . – (в пути) – в магазини
сад . вод – (садовник) – садовод
дожд . вой – (дожди) – дождивой
. бломать – (облако) – обломать »
А) определи, какие ошибки имеются в работе ученика;
Б) сформулируй, что должен знать и уметь ученик, чтобы впредь не допускать таких ошибок.
Задание 4. Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами).
Обманывать –
Обидеться –
Доверчиво слушать –
Усиленно думать над трудным вопросом –
Задание 5. В каждой группе слов найди «лишнее». Объясни, почему.
А) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка;
Б) четырехугольник, четыре, четверка, четверть;
В) тюль, бюллетень, рояль, гроздь;
Г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать.
Задание 6. Перед тобой предложение:
Пролетали мимо города, села и хутора.
Один четвероклассник сказал, что предложение может иметь 2 смысла. Так ли это? Обоснуй свой ответ.
Интеллектуальная игра по литературе для учеников 4-х классов
I. Что это за произведение? Кто его автор?
1) Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
2) «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по имени Свантенсон»
3) «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк»
4) «Давным-давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос»
5) «Среди обширной канзасской степи жила девочка»
II. Почини «сломанные» пословицы.
- У семи нянек кулаками не машут.
- Чем хвалишься, от того и наберёшься.
- После драки дитя без глазу.
- С кем поведёшься, на том и провалишься.
- Не суйся в волки, коли делать нечего.
- Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.
III. Переставь строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения.
Мокнут в море корабли.
Мокнут листья и цветы,
Целый месяц под дождём
Мокнут лужи и зонты,
Мокнут парки и поля,
Мокнет крыша, мокнет дом,
И далёко от земли
Мокнет мокрая земля.
IV. Прочитай трёхстишия.
А) Крестьянин в поле
и дорогу мне указал
вырванной редькой...
Б) Над заглохшей водой,
над старым колодцем белеет
слива в пышном цвету.
В) Месяц на небесах
будто скорчился весь от мороза –
похолодало...
Г) Дружно слетелись
к спящему комары –
время обеда...
- Как по-другому называется этот жанр?
- Какому времени года посвящено каждое трёхстишие?
- Какое трёхстишие построено с помощью приёма олицетворения?
- В каком трёхстишии автор шутит?
- Почему трёхстишия часто заканчиваются многоточием?
V. Какие литературные жанры ты знаешь? Напиши. Приведи примеры произведений каждого из перечисленных жанров.