В настоящее время большое внимание уделяется сохранению народного искусства и домашних ремесел. В республике Башкортостан активно развивается профессиональное декоративное искусство, в том числе основанное на народных традициях. Это касается и текстильных техник, таких как вышивка, аппликация, лоскутное шитье.
Вещи, которые создавались в народном быту, имели не только практическое, но и эстетическое значение.
Мы профессионально занимаемся авторской текстильной куклой. Интерьерная композиция "Песня" воспроизводит фрагмент убранства жилища башкир. Две девушки башкирки, сматывая пряжу, тихо напевают о чем-то своем. В ней представлены практически все ремесла, которые считались женским занятием.
Организации внутреннего пространства жилища придавалось особое значение. Юрта, в которой долгое время жили башкиры - кочевники, имела полусферический интерьер с отверстием в куполе. Оно было многофункционально: это и источник света, и дымоотвод, и солнечные часы. С ним связан и композиционный центр интерьера - традиционная часть убранства - "урын". На специальной деревянной подставке устанавливался сундук, на котором возвышалась стопка одеял и подушек, перехваченных специальной лентой. Именно "урын" составляет основу нашей композиции.
У башкир, как и у многих народов России, была развита техника составления орнаментов из кусочков тканей. Подобным образом украшали коврики, подстилки, одеяла.
В башкирской практике составление орнаментов из лоскутков осуществлялось двумя способами: в технике мозаики и в технике аппликации. В мозаике нарезанные заготовки (квадраты, треугольники, прямоугольники) сшивались по задуманной схеме. Подобные изделия у башкир назывались "корама" - "сшитыми из лоскутков". В нашей композиции, одеяло, покрывающее сундук, выполнено в технике лоскутного шитья. Рисунок очень простой. Он состоит из квадратов различных по цвету, отделанные по краю окантовкой.
К искусству мозаики была близка аппликация. Треугольники становились главным элементом во многих орнаментальных композициях. Из них составлялись квадраты и ромбы. Ромбы собирались в звездочки. Из таких фигур разного цвета выкладывался орнамент покрывала, ковра, паласа.
Выбор цвета в узоре зависел от традиционных цветовых сочетаний и индивидуальных склонностей мастерицы. Во многих мозаичных орнаментах присутствует красный цвет, который сочетается с синим, зеленым, фиолетовым. А также с нежными оттенками: розовым, сиреневым, голубым. Традиционно сочетание красного с черным. Мы выбрали те цвета, которые позволили нам создать определенный колорит.
Вышивание являлось традиционным и излюбленным женским занятием. Вышивали на сукне, бархате, холсте. Для рукоделия использовали гарус, шелк, шерстяную пряжу, хлопчатобумажные нитки. Начинали вышивать в раннем детстве. Украшели вышивкой скатерти, салфетки, полотенца, занавески, коврики, одежду. Башкирская вышивка оригинальна сочетанием "кускарного" орнамента и техники "двойной тамбур". "Кускарным" назывался орнамент из завитков. Он применялся в украшении кожаных, войлочных изделий, преобладал в вышивке и аппликации. "Кускарные" композиции отличались бесконечной вариативностью. Мастерицы использовали известные фигуры, усложняли или упрощали их, создавали всевозможные комбинации. Разнообразило орнамент и цветовое решение.
В нашей работе вышивка используется в украшении ленты ("урын тарткы"), которая предназначалась для скрепления подушек и украшения сложенной на сундуке постели. Вышитые на лентах замысловатые фигуры орнамента не только оберегали от колдовства и порчи, но и обеспечивали удачное соединение мужчины и женщины.
Техника вышивки "двойной тамбур" или "козлик в окантовке", или "косая сетка" является излюбленной у башкирских мастериц.
Выполнение "кускарного" орнамента начинается с обводки рисунка на ткани. Затем рисунок заполняется "двойным тамбуром" и, наконец, готовая вышивка обводится обычным тамбуром. Лента украшалась бисером, монетами, кораллами, кисточками. Яркие насыщенные цвета на черном, темно красном или темно зеленом фоне, белая или черная обводка рисунка придавали ленте нарядный вид.
Мы работаем учителями изобразительного искусства и технологии. Знакомство с материальной культурой родного края является неотъемлемой частью нашей работы. Создавая кукольную композицию "Песня", мы узнали столько интересного из истории развития традиционного декоративного искусства башкир, освоили такие технические приемы создания декоративных изделий, что не могли не поделиться с ними со своими воспитанниками. Рассматривание кукол, одежды, украшений, вышивки вызывает неподдельный интерес у ребят. У них появляется желание самим попробовать свои силы в той или иной технике. Постепенно, шаг за шагом они осваивают приемы изготовления предметов народного быта, соприкасаясь тем самым с истоками народной культуры.