Цель: продолжить формирование здорового образа жизни, высоко функциональные стратегии поведения и личностные ресурсы, препятствующие злоупотреблению наркотическим веществам.
Задачи:
- Развить мотивы, умение аргументировать свою точку зрения.
- Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Вид деятельности: интеллектуально-познавательная.
Форма: круглый стол.
Педагогические возможности: игра помогает школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, аргументировать свою позицию, осознать глубину данной проблемы. Игра развивает фантазию, учит коллективному творчеству, формирует негативное отношение к наркотикам; выявляет творческие и организаторские способности детей.
Для какого возраста: учащиеся 4-го класса.
Количество участников: класс.
Набор ролей: участники «творческих мастерских», члены «ученого совета» или «специалисты», занимающиеся данной проблемой, зрители, ведущие, чтецы.
Оформление:
1. На стенах висят плакаты на тему «О
наркомании».
2. На сцене виден транспарант, на нем огромными
буквами написана тема круглого стола «Не сломай
судьбу свою».
3. На столах лежат листовки-прокламации, советы
психолога, анкеты, тесты, анаграмма, кроссворд.
4. Папка-передвижка по наркомании.
5. Мини-выставка «Берегись белой тучи»:
- книги;
- журналы (статьи);
- газетные вырезки;
- информационные листы «Свою судьбу ты решаешь сам», «Молодежи об опасности наркомании», «О вреде токсикомании», «Зачем рисковать?», «Будь рядом», «С тобой не случится...», «Не оступись»;
- стихи.
Краткое описание: Участники разбиваются на три подгруппы (5-6 человек) – «творческие мастерские», разрабатывают свои ответы по предложенной теме, защищают их, используют любые наглядные пособия. Одна микрогруппа – это «специалисты», занимающиеся проблемой подростковой наркомании (врач-нарколог, психолог, сотрудник отдела по борьбе с наркоманией, замдиректора по учебно-воспитательной работе).
Предварительная работа:
1. Обзор книжной выставки «Как остановить
беду?».
2. Экскурсия в Центральную библиотеку «Уберечь
от дурмана».
3. Конкурс плакатов на тему «Мы – против
наркотиков».
4. Выполнение психологических заданий по
наркомании.
5. Социологический опрос «Твое отношение к
наркотикам».
Поэтапное описание:
1. Подготовительный этап – формирование
микрогрупп. Школьникам сообщают, что им
предоставляется возможность поучаствовать в
круглом столе на тему «Не сломай судьбу свою».
«Специалисты» готовят выступление по данной
теме.
2. Игровое действие – ведущий представляет
участников круглого стола, говорит
вступительную речь, объясняет какие вопросы
можно задавать. Каждая микрогруппа дает ответы
на предложенные ей вопросы, показывает сценки
(1–3 мин.).
Краткие советы по проведению игры:
- Полезно заранее предложить ребятам возможные варианты пособий: рисунки, магнитофонные записи, видеофильмы и т.д.
- Необходимо подобрать книги, статьи из газет и журналов для подготовки этого мероприятия, посмотреть материал, который дети нашли самостоятельно.
- Ведущим желательно выбрать взрослого, так как он может быстро, при необходимости, сориентироваться, откорректировать вопрос, грамотно и тактично смягчить конфликтную ситуацию.
- «Специалистами» могут быть старшеклассники, педагоги-организаторы, а можно пригласить и настоящих специалистов (врача, инспектора, психолога, социолога и т.д.).
- Выступление психолога по данным анкетирования, заранее проведенного с детьми.
- Для подготовки сообщений можно использовать общие статистические данные, информации на данную тему для размышления.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами в этом красивом зале, чтобы сказать «Не сломай судьбу свою!»
1-й. С чего все это началось? –
А началось с шампанского, с бокала,
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга «уважают»,
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожают...
П.Соколов
2-й. Вот он тащился, чуть не умирая,
Через минуту ж –
Где достал, бог весть! –
О радостях искусственного рая
Мир может
На лице его прочесть!..
А сколько их сейчас бредет по свету,
Чья участь, то сладка, а то тяжка!..
И видимо уже спасенья нету
От этого простого порошка...
Е.Винокуров
3-й. Цвет лица землист.
А он не старый...
В доме холод, грязь... и тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена...
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен... а он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
С.Викулов
4-й. В тебе прокиснет кровь твоих отцов
и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено,
На жизнь ее скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.
Себя преодолеть!
Э.Верхарн
Ведущий. Дети, что же такое наркомания?
(Ответы детей.)
Да, в последние годы это самая большая, серьезная
проблема России и всего мира в целом.
Распространение наркомании происходит
угрожающими темпами, как в России, так и в нашем
городе. За последние 10 лет число смертей от
употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а
среди детей – в 42 раза.
Давайте на этот вопрос ответим с научной точки
зрения. А для этого возьмите вопросник «Что ты
знаешь о наркомании?», который лежит у вас на
столах.
(Дискуссия с детьми «Что ты знаешь о наркомании?».)
Ведущий. Три разноречивых понятия
заключается в переводе с «греческого» – слово
«наркоман» – восторг, оцепенение, магия. Но не
только восторга, а даже слабого блеска радости
жизни не видим мы в глазах тех, кто находится во
власти наркотиков. Истощенное, с исколотыми
венами тело. Отрешенный взгляд ничего не
выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы
невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы.
А, главное, полное безразличие к происходящему
вокруг, отсутствие интереса к жизни... И все это в
14–16 лет! И это ваш возраст.
Путь туда легок и прост, вернуться оттуда
невозможно. Если мы будем вместе, заодно, мы можем
многое сделать, вместе сможем бороться с этим
злом.
Мы сегодня пригласили к нам на встречу за наш
круглый стол врача-нарколога. Несколько слов о
проблеме наркомании. В чем заключается ваша
работа? Какая ведется работа по профилактике и
предупреждению наркомании?
(Слово предоставляется наркологу.)
Ведущий. Поступили вопросы из зала:
- Существуют какие-нибудь особенные формы воспитания, чтобы ребенок не стал наркоманом?
- Каков результат лечения наркомании? Не на бумаге, а на деле?
- Какие медицинские последствия употребления наркотиков могут возникнуть? (Депрессия, передозировка, судороги, воспаление век, заражение крови, СПИД.)
- Куда мы можем обратиться и есть ли гарантия анонимности, если вдруг случиться с нами беда?
Ведущий. А сейчас я вам раздам анкеты, анонимность ваших ответов мы гарантируем. (Ребята заполняют анкеты.)
Чтец:
Пронесся крик чрез глухомань проулка
И плач очнулся в тишине,
Там увозили наркоманку
В давно сжигающем огне,
Огне, что сжег легко и быстро
Не оставляя ничего.
Быть может лишь один вопрос:
«Скажи мне, дочка, ну за что?»
Ее последний тяжкий стон
В душе звенеть навеки будет.
А сколько их таких, как эта
Униженных дурманом судеб?
Кто на краю стоял хоть раз
Меня, быть может, и поймет
На край чего? Он – омут, пропасть,
Куда затягивает вас.
И много стало обреченных
Их стало много среди нас.
Ведущий. А сейчас мы посмотрим фрагмент из жизни наркоманов. (Просмотр длится 5–10 мин.)
Ведущий. Ребята, сейчас у вас на столах лежит листок, называется он «недописанный тезис». Вам необходимо его дописать. (Ребята работают, звучит легкая музыка 2–3 мин.)
Ведущий. Мы задаем себе вопросы: «Что же теперь делать?», «В чем же выход?». Почему наркомания возникает в основном у молодежи? Хотелось бы послушать мнение психолога. Слово предоставляется психологу.
(Выступление психолога.)
Ведущий. Гомер писал: «Остерегайтесь данайцев, дары приносящих». Он имел в виду не наркоманов и наркотики. Но Гомеровское предостережение, в данном случае, актуальности не теряет. Воспользуемся экспертными опенками обстоятельств, которые способствуют распространению наркотиков. Предоставляем слово сотруднику отдела по борьбе с наркоманией г. Анжеро-Судженска. Как же они работают в этом направлении?
(Выступление сотрудника милиции.)
Ведущий. А не могли бы Вы сейчас, здесь нашим ребятам показать несколько приемов рукопашного боя при задержании наркодельцов?
(Легкая музыка, вместе с сотрудниками дети показывают приемы борьбы 2–3 мин.)
1-й ведущий. У каждого человека в жизни бывают трудные моменты, проблемы, неприятности. Слабовольные и психические, неуравновешенные люди находят решение всех своих проблем в наркотиках. Они осознают, какую губительную роль играют в жизни их мнимые «друзья», но не находят в себе силы самостоятельно вырваться из плена.
2-й ведущий. По мнению ученого Д.Д. Федотова, «в настоящее время в мире более 2000 млн людей, страдающих наркоманией, – это целая армия инвалидов в физическом и моральном смысле слова, количество которых превышает число инвалидов Второй мировой войны».
1-й ведущий. Одна из причин распространения наркомании – это ложный стыд, когда человек не хочет выглядеть «белой вороной», хочет быть таким, как «его круг». Это ошибочное решение. Ни в коем случае нельзя так поступать. Ведь можно из-за ошибочных убеждений испортить всю свою жизнь.
2-й ведущий. Подростки втягиваются в наркоманию из-за подражания другим. Это очень глупо. Ведь у человека есть своя голова на плечах, он должен думать сам за себя, а не смотреть, что делают другие.
1-й ведущий. Ну и, конечно, подростки втягиваются в наркоманию, потому что не знают, как занять свое свободное время. А ведь еще Достоевский писал, что такая грязная, ужасная обстановка наводит человека на ужасные мысли.
Ведущий. Ребята, каждая ваша микрогруппа подготовила плакат на тему «Мы против наркотиков». Даю вам задание – «защити свой плакат».
(Защита плакатов в форме сценок 5–8 мин.)
Чтец:
Шприцы, наркотики и грязные бинты –
Сначала радость, грезы и полет,
Потом болезни тела и вскоре
Ты умчишься в бездну,
Как плохой пилот.
Как получилось, что ты променял
Луч светлый солнца на глухой притон?
Объятья Матери, девчонку потерял,
А получил взамен кошмарный сон.
Зачем поверил в эти миражи?
Да, жизнь трудна и иногда коварна,
Но честь свою кому продал, скажи,
Хоть и легка дорожка да обманна.
Еще не все потеряно, поверь,
Откинув сатану, поверуй в Бога,
Открой с надеждой в будущее дверь,
Начни сначала – вот твоя дорога!
Ведущий. А сейчас разгадаем кроссворд.
(Звучит легкая музыка, идет разгадывание кроссворда по микрогруппам.)
Кроссворд
П | Л | |||||||||||
К | И | С | Л | О | Р | О | Д | |||||
А | И | М |
Чтец: Худой, ссутулившийся,
безразличный
К девчонкам, небу, солнцу и цветам
Совсем недавно парнем был отличным,
Ну а сегодня – смертник-наркоман.
И жизнь, встречая в наркотическом угаре
Сгорает быстро, не успев расцвести,
И погибают, точно на пожаре!
Мечты мальчишки, молодость и честь,
В том мире призрачном
Средь горя и бездушья
Не птицу счастья синюю
Он ищет, и не клад,
Совсем недавно парнем был отличным
Сегодня – гашиша и марихуаны раб.
Ведущий. Может быть, кто-то думает, что счастье в наркотиках. Но это не так. Счастье – это сблизиться с природой, слиться с ней воедино. Ты только смотри вокруг! Посмотри, какая красота! Счастье – это подойти к березе, обнять ее, это любоваться цветами на лугу, слушать пение птиц. Счастье вокруг нас, только мы этого не замечаем.
Чтец: О счастье мы всегда лишь
вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
И.Бунин
У каждого поколения свой стиль жизни. Давайте посмотрим, как меняется наша жизнь даже в стиле танцев.
Исполняются фрагменты танцев:
- Поколение 50–60-х годов – «Фокстрот».
- Поколение 70–80-х годов – «Твист», «Вальс», «Танго».
- Новый век, 2001 год – «Реп», «Брейк».
Ведущий. Вот видите, как изменчива жизнь, но от нас всех зависит жизнь нашей планеты. Давайте все вместе скажем:
Не сломай судьбу свою!
Берегись белой тучи!
Мы за жизнь на земле!
Й | Х | К | ||||||||||
Ф | О | А | ||||||||||
Н | Т | Л | ||||||||||
И | С | Е | Р | Д | Ц | Е | ||||||
Р | А | К | Р | Г | ||||||||
О | Т | Р | А | В | А | К | ||||||
Т | П | И | ||||||||||
Г | Л | Ю | К | И | И | Е | ||||||
Н | Я |
По вертикали:
1. Один из методов отказа от курения (психотерапия).
2. Болезненные ощущения: в период отступления
наркотика (ломка).
3. Чувствовать себя хороню под действием
наркотика (кайф).
4. Органическое вещество, содержащееся в
табачном дыме (никотин).
5. Орган дыхания (легкие).
По горизонтали:
1. Центральный орган кровеносной системы (сердце).
2. Злокачественная опухоль (рак).
3. Химический элемент, содержащийся в воздухе,
необходимый для жизнедеятельности организма (кислород).
4. Общее название наркотиков (отрава).
5. Галлюцинации (глюки).
Ведущий. Уважаемые господа! Надо же
что-то делать! У меня такое впечатление, что наша
молодежь пропадает, засасывается в болото
разврата. Наркомания засасывает в свои сети
огромное количество людей, особенно молодых.
Поражает в молодежи ее тупость, равнодушие,
отсутствие всяких интересов, желания жить
как-нибудь, лишь бы полегче.
Вдумайтесь в эти фразы!
1-й ведущий. В заключение разговора на серьезную тему «Не сломай судьбу свою» хочется сказать, что наркомания не только тяжелая болезнь, а еще и огромное несчастье, трагедия для тех, кто втянулся, для их родителей, для их близких людей.
2-й ведущий. Хорошо известно, что в наше время наркомания является проблемой не просто международной, а без всякого преувеличения – мировой. Обращаюсь к вам, ребята, и очень надеюсь, что после сегодняшнего разговора вы задумаетесь, насколько это серьезно. Будьте благоразумны, не губите свою жизнь.
Ведущий. Надеемся, что наша встреча за
круглым столом оставят в вашей памяти, в вашем
сознании след – а значит, стороной обойдет вас
«белая смерть», то есть наркомания. Надежда есть
всегда, как сказано в Библии: «Простите и дано
будет Вам, ищите и обрящете...»
Спасибо всем за встречу.
(Звучит мелодия «Я люблю тебя, жизнь».)
Прошу вас, ребята, заполнить итоговые анкеты по нашей сегодняшней встрече.
Литература:
1. Авдеев Ц. О наркомании и наркоманах //
Воспоминания школьников. 1999. № 4. С. 48–54.
2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства,
алкоголизма и наркомании среди молодежи. М.:
Юридлит, 1988.
3. Буянов М.И. Размышления о наркомании. М.:
Просвещение, 1990.
4. Захаров Ю. Подростки «группы риска» //
Воспитание школьников. 2001. № 4. С. 29–56.
5. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и
наркоманы. М.: Просвещение, 1991.
6. Иващенко 3. Дорога в один конец // Наш
город. 2000. С. 2.
7. Надеждин А. Против «белой смерти» // Наш
город. 1998. № 27. С. 3.
8. Пожиленко Г. С диагнозом «наркомания» //
Наш город. 2001. № 15. С. 2.
9. Уроков И.Г. Наркомания: мифы и
действительность. М.: Медицина, 1990.
10. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана.
М.: Просвещение, 1989.