Круглый стол "Не сломай судьбу свою"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить формирование здорового образа жизни, высоко функциональные стратегии поведения и личностные ресурсы, препятствующие злоупотреблению наркотическим веществам.

Задачи:

  • Развить мотивы, умение аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Вид деятельности: интеллектуально-познавательная.

Форма: круглый стол.

Педагогические возможности: игра помогает школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, аргументировать свою позицию, осознать глубину данной проблемы. Игра развивает фантазию, учит коллективному творчеству, формирует негативное отношение к наркотикам; выявляет творческие и организаторские способности детей.

Для какого возраста: учащиеся 4-го класса.

Количество участников: класс.

Набор ролей: участники «творческих мастерских», члены «ученого совета» или «специалисты», занимающиеся данной проблемой, зрители, ведущие, чтецы.

Оформление:

1. На стенах висят плакаты на тему «О наркомании».
2. На сцене виден транспарант, на нем огромными буквами написана тема круглого стола «Не сломай судьбу свою».
3. На столах лежат листовки-прокламации, советы психолога, анкеты, тесты, анаграмма, кроссворд.
4. Папка-передвижка по наркомании.
5. Мини-выставка «Берегись белой тучи»:

  • книги;
  • журналы (статьи);
  • газетные вырезки;
  • информационные листы «Свою судьбу ты решаешь сам», «Молодежи об опасности наркомании», «О вреде токсикомании», «Зачем рисковать?», «Будь рядом», «С тобой не случится...», «Не оступись»;
  • стихи.

Краткое описание: Участники разбиваются на три подгруппы (5-6 человек) – «творческие мастерские», разрабатывают свои ответы по предложенной теме, защищают их, используют любые наглядные пособия. Одна микрогруппа – это «специалисты», занимающиеся проблемой подростковой наркомании (врач-нарколог, психолог, сотрудник отдела по борьбе с наркоманией, замдиректора по учебно-воспитательной работе).

Предварительная работа:

1. Обзор книжной выставки «Как остановить беду?».
2. Экскурсия в Центральную библиотеку «Уберечь от дурмана».
3. Конкурс плакатов на тему «Мы – против наркотиков».
4. Выполнение психологических заданий по наркомании.
5. Социологический опрос «Твое отношение к наркотикам».

Поэтапное описание:

1. Подготовительный этап – формирование микрогрупп. Школьникам сообщают, что им предоставляется возможность поучаствовать в круглом столе на тему «Не сломай судьбу свою». «Специалисты» готовят выступление по данной теме.
2. Игровое действие – ведущий представляет участников круглого стола, говорит вступительную речь, объясняет какие вопросы можно задавать. Каждая микрогруппа дает ответы на предложенные ей вопросы, показывает сценки (1–3 мин.).

Краткие советы по проведению игры:

  • Полезно заранее предложить ребятам возможные варианты пособий: рисунки, магнитофонные записи, видеофильмы и т.д.
  • Необходимо подобрать книги, статьи из газет и журналов для подготовки этого мероприятия, посмотреть материал, который дети нашли самостоятельно.
  • Ведущим желательно выбрать взрослого, так как он может быстро, при необходимости, сориентироваться, откорректировать вопрос, грамотно и тактично смягчить конфликтную ситуацию.
  • «Специалистами» могут быть старшеклассники, педагоги-организаторы, а можно пригласить и настоящих специалистов (врача, инспектора, психолога, социолога и т.д.).
  • Выступление психолога по данным анкетирования, заранее проведенного с детьми.
  • Для подготовки сообщений можно использовать общие статистические данные, информации на данную тему для размышления.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами в этом красивом зале, чтобы сказать «Не сломай судьбу свою!»

1-й. С чего все это началось? –
А началось с шампанского, с бокала,
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга «уважают»,
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожают...

П.Соколов

2-й. Вот он тащился, чуть не умирая,
Через минуту ж –
Где достал, бог весть! –
О радостях искусственного рая
Мир может
На лице его прочесть!..
А сколько их сейчас бредет по свету,
Чья участь, то сладка, а то тяжка!..
И видимо уже спасенья нету
От этого простого порошка...

Е.Винокуров

3-й. Цвет лица землист.
А он не старый...
В доме холод, грязь... и тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена...
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен... а он, при всем при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.

С.Викулов

4-й. В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено,
На жизнь ее скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.
Себя преодолеть!

Э.Верхарн

Ведущий. Дети, что же такое наркомания? (Ответы детей.)
Да, в последние годы это самая большая, серьезная проблема России и всего мира в целом. Распространение наркомании происходит угрожающими темпами, как в России, так и в нашем городе. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.
Давайте на этот вопрос ответим с научной точки зрения. А для этого возьмите вопросник «Что ты знаешь о наркомании?», который лежит у вас на столах.

(Дискуссия с детьми «Что ты знаешь о наркомании?».)

Ведущий. Три разноречивых понятия заключается в переводе с «греческого» – слово «наркоман» – восторг, оцепенение, магия. Но не только восторга, а даже слабого блеска радости жизни не видим мы в глазах тех, кто находится во власти наркотиков. Истощенное, с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А, главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни... И все это в 14–16 лет! И это ваш возраст.
Путь туда легок и прост, вернуться оттуда невозможно. Если мы будем вместе, заодно, мы можем многое сделать, вместе сможем бороться с этим злом.
Мы сегодня пригласили к нам на встречу за наш круглый стол врача-нарколога. Несколько слов о проблеме наркомании. В чем заключается ваша работа? Какая ведется работа по профилактике и предупреждению наркомании?

(Слово предоставляется наркологу.)

Ведущий. Поступили вопросы из зала:

  • Существуют какие-нибудь особенные формы воспитания, чтобы ребенок не стал наркоманом?
  • Каков результат лечения наркомании? Не на бумаге, а на деле?
  • Какие медицинские последствия употребления наркотиков могут возникнуть? (Депрессия, передозировка, судороги, воспаление век, заражение крови, СПИД.)
  • Куда мы можем обратиться и есть ли гарантия анонимности, если вдруг случиться с нами беда?

Ведущий. А сейчас я вам раздам анкеты, анонимность ваших ответов мы гарантируем. (Ребята заполняют анкеты.)

Чтец:

Пронесся крик чрез глухомань проулка
И плач очнулся в тишине,
Там увозили наркоманку
В давно сжигающем огне,
Огне, что сжег легко и быстро
Не оставляя ничего.
Быть может лишь один вопрос:
«Скажи мне, дочка, ну за что?»
Ее последний тяжкий стон
В душе звенеть навеки будет.
А сколько их таких, как эта
Униженных дурманом судеб?
Кто на краю стоял хоть раз
Меня, быть может, и поймет
На край чего? Он – омут, пропасть,
Куда затягивает вас.
И много стало обреченных
Их стало много среди нас.

Ведущий. А сейчас мы посмотрим фрагмент из жизни наркоманов. (Просмотр длится 5–10 мин.)

Ведущий. Ребята, сейчас у вас на столах лежит листок, называется он «недописанный тезис». Вам необходимо его дописать. (Ребята работают, звучит легкая музыка 2–3 мин.)

Ведущий. Мы задаем себе вопросы: «Что же теперь делать?», «В чем же выход?». Почему наркомания возникает в основном у молодежи? Хотелось бы послушать мнение психолога. Слово предоставляется психологу.

(Выступление психолога.)

Ведущий. Гомер писал: «Остерегайтесь данайцев, дары приносящих». Он имел в виду не наркоманов и наркотики. Но Гомеровское предостережение, в данном случае, актуальности не теряет. Воспользуемся экспертными опенками обстоятельств, которые способствуют распространению наркотиков. Предоставляем слово сотруднику отдела по борьбе с наркоманией г. Анжеро-Судженска. Как же они работают в этом направлении?

(Выступление сотрудника милиции.)

Ведущий. А не могли бы Вы сейчас, здесь нашим ребятам показать несколько приемов рукопашного боя при задержании наркодельцов?

(Легкая музыка, вместе с сотрудниками дети показывают приемы борьбы 2–3 мин.)

1-й ведущий. У каждого человека в жизни бывают трудные моменты, проблемы, неприятности. Слабовольные и психические, неуравновешенные люди находят решение всех своих проблем в наркотиках. Они осознают, какую губительную роль играют в жизни их мнимые «друзья», но не находят в себе силы самостоятельно вырваться из плена.

2-й ведущий. По мнению ученого Д.Д. Федотова, «в настоящее время в мире более 2000 млн людей, страдающих наркоманией, – это целая армия инвалидов в физическом и моральном смысле слова, количество которых превышает число инвалидов Второй мировой войны».

1-й ведущий. Одна из причин распространения наркомании – это ложный стыд, когда человек не хочет выглядеть «белой вороной», хочет быть таким, как «его круг». Это ошибочное решение. Ни в коем случае нельзя так поступать. Ведь можно из-за ошибочных убеждений испортить всю свою жизнь.

2-й ведущий. Подростки втягиваются в наркоманию из-за подражания другим. Это очень глупо. Ведь у человека есть своя голова на плечах, он должен думать сам за себя, а не смотреть, что делают другие.

1-й ведущий. Ну и, конечно, подростки втягиваются в наркоманию, потому что не знают, как занять свое свободное время. А ведь еще Достоевский писал, что такая грязная, ужасная обстановка наводит человека на ужасные мысли.

Ведущий. Ребята, каждая ваша микрогруппа подготовила плакат на тему «Мы против наркотиков». Даю вам задание – «защити свой плакат».

(Защита плакатов в форме сценок 5–8 мин.)

Чтец:

Шприцы, наркотики и грязные бинты –
Сначала радость, грезы и полет,
Потом болезни тела и вскоре
Ты умчишься в бездну,
Как плохой пилот.
Как получилось, что ты променял
Луч светлый солнца на глухой притон?
Объятья Матери, девчонку потерял,
А получил взамен кошмарный сон.
Зачем поверил в эти миражи?
Да, жизнь трудна и иногда коварна,
Но честь свою кому продал, скажи,
Хоть и легка дорожка да обманна.
Еще не все потеряно, поверь,
Откинув сатану, поверуй в Бога,
Открой с надеждой в будущее дверь,
Начни сначала – вот твоя дорога!

Ведущий. А сейчас разгадаем кроссворд.

(Звучит легкая музыка, идет разгадывание кроссворда по микрогруппам.)

Кроссворд

                            П     Л            
                    К И С Л О Р О Д
                    А     И     М            

Чтец: Худой, ссутулившийся, безразличный
К девчонкам, небу, солнцу и цветам
Совсем недавно парнем был отличным,
Ну а сегодня – смертник-наркоман.
И жизнь, встречая в наркотическом угаре
Сгорает быстро, не успев расцвести,
И погибают, точно на пожаре!
Мечты мальчишки, молодость и честь,
В том мире призрачном
Средь горя и бездушья
Не птицу счастья синюю
Он ищет, и не клад,
Совсем недавно парнем был отличным
Сегодня – гашиша и марихуаны раб.

Ведущий. Может быть, кто-то думает, что счастье в наркотиках. Но это не так. Счастье – это сблизиться с природой, слиться с ней воедино. Ты только смотри вокруг! Посмотри, какая красота! Счастье – это подойти к березе, обнять ее, это любоваться цветами на лугу, слушать пение птиц. Счастье вокруг нас, только мы этого не замечаем.

Чтец: О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

И.Бунин

У каждого поколения свой стиль жизни. Давайте посмотрим, как меняется наша жизнь даже в стиле танцев.

Исполняются фрагменты танцев:

  • Поколение 50–60-х годов – «Фокстрот».
  • Поколение 70–80-х годов – «Твист», «Вальс», «Танго».
  • Новый век, 2001 год – «Реп», «Брейк».

Ведущий. Вот видите, как изменчива жизнь, но от нас всех зависит жизнь нашей планеты. Давайте все вместе скажем:

Не сломай судьбу свою!
Берегись белой тучи!
Мы за жизнь на земле!

                    Й     Х     К            
                    Ф     О     А            
                Н         Т             Л    
                И     С Е Р Д Ц Е    
        Р А К         Р             Г    
                О Т Р А В А     К    
                Т         П             И    
Г Л Ю К И         И             Е    
                Н         Я                    

По вертикали:

1. Один из методов отказа от курения (психотерапия).
2. Болезненные ощущения: в период отступления наркотика (ломка).
3. Чувствовать себя хороню под действием наркотика (кайф).
4. Органическое вещество, содержащееся в табачном дыме (никотин).
5. Орган дыхания (легкие).

По горизонтали:

1. Центральный орган кровеносной системы (сердце).
2. Злокачественная опухоль (рак).
3. Химический элемент, содержащийся в воздухе, необходимый для жизнедеятельности организма (кислород).
4. Общее название наркотиков (отрава).
5. Галлюцинации (глюки).

Ведущий. Уважаемые господа! Надо же что-то делать! У меня такое впечатление, что наша молодежь пропадает, засасывается в болото разврата. Наркомания засасывает в свои сети огромное количество людей, особенно молодых. Поражает в молодежи ее тупость, равнодушие, отсутствие всяких интересов, желания жить как-нибудь, лишь бы полегче.
Вдумайтесь в эти фразы!

1-й ведущий. В заключение разговора на серьезную тему «Не сломай судьбу свою» хочется сказать, что наркомания не только тяжелая болезнь, а еще и огромное несчастье, трагедия для тех, кто втянулся, для их родителей, для их близких людей.

2-й ведущий. Хорошо известно, что в наше время наркомания является проблемой не просто международной, а без всякого преувеличения – мировой. Обращаюсь к вам, ребята, и очень надеюсь, что после сегодняшнего разговора вы задумаетесь, насколько это серьезно. Будьте благоразумны, не губите свою жизнь.

Ведущий. Надеемся, что наша встреча за круглым столом оставят в вашей памяти, в вашем сознании след – а значит, стороной обойдет вас «белая смерть», то есть наркомания. Надежда есть всегда, как сказано в Библии: «Простите и дано будет Вам, ищите и обрящете...»
Спасибо всем за встречу.

(Звучит мелодия «Я люблю тебя, жизнь».)

Прошу вас, ребята, заполнить итоговые анкеты по нашей сегодняшней встрече.

Литература:

1. Авдеев Ц. О наркомании и наркоманах // Воспоминания школьников. 1999. № 4. С. 48–54.
2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М.: Юридлит, 1988.
3. Буянов М.И. Размышления о наркомании. М.: Просвещение, 1990.
4. Захаров Ю. Подростки «группы риска» // Воспитание школьников. 2001. № 4. С. 29–56.
5. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. М.: Просвещение, 1991.
6. Иващенко 3. Дорога в один конец // Наш город. 2000. С. 2.
7. Надеждин А. Против «белой смерти» // Наш город. 1998. № 27. С. 3.
8. Пожиленко Г. С диагнозом «наркомания» // Наш город. 2001. № 15. С. 2.
9. Уроков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. М.: Медицина, 1990.
10. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. М.: Просвещение, 1989.