План-конспект открытого урока по алгебре в 9-м классе "Свойства степени с рациональным показателем"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторить определение степени с рациональным показателем, свойства степени.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся по этой теме.
  3. Закрепить навыки и умения решения примеров на определение степени с рациональным показателем, свойства степени.
  4. Дать возможность каждому ученику как можно более полно раскрыть свои возможности.
  5. Учить самостоятельно анализировать и находить ошибки в своей работе.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал,
  • копирка,
  • цветной мел,
  • графопроектор,
  • портрет С. Стевина,
  • рисунки с ребусами.     

«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».
(М.В.Ломоносов)

Ход урока

I. Актуализация, постановка рабочей цели.

Сегодня мы продолжим изучать тему «Степень с рациональным показателем и её свойства». Хочу обратить ваше внимание на слова М.В.Ломоносова, которые будут эпиграфом нашего урока. Так вот, сегодня мы продолжим отрабатывать навыки и умения решения примеров на определение степени с рациональным показателем, свойства степени; будем обобщать и систематизировать ваши знания по этой теме. В конце урока проведём небольшой тест, для того, чтобы проверить, как вы умеете самостоятельно применять знания по данной теме; теме, над которой мы продолжим сегодня работать.

II. Устный опрос по теории.

-Дайте определение степени с дробным показателем. (Если a – положительное число, m/n – дробное число(m – целое, n – натуральное), то am/n=n√am).

-Каким может быть показатель, если основание степени положительно? (Любым).

-Каким может быть показатель, если а=0? (m/n > 0).

-Каким может быть показатель, если основание степени отрицательно? (Такие выражения не имеют смысла).

-Сформулируйте свойства степени с рациональным показателем. (Для а > 0 и p, q – рациональных чисел:

  • ap*аq = ap+q
  • ap/аq = ap-q
  • (ap)q = ap*q

Для а > 0 и b > 0 и p – рационального числа:

  • (а*b)p = ap*bp
  • (a/b)p =ap/bp).

-Дайте определение степени с отрицательным показателем. (a-p = 1/ap).

III. Диктант (через копирку), с последующей проверкой через графопроектор.

1) Какое выражение не имеет смысла:

43/2;01/8;0-3/7;325/7;3-3/4;(-3)1/4?

2) Представьте в виде степени с дробным показателем:

√17;5√x2;7√y-3;4√1/a3.

3) Вычислите:

161/2;27-1/3;1252/3;-4√1442.

4) Упростите выражение:

х1,5*х0,5;(у0,4)5;(а3b6)1/3;(1/c0,5)-2.

5) Решите уравнения:

  • х1/2 = 3             
  • х3/4 = 0.

-Проверка. Можете карандашом поставить себе оценку.

  • 16 «+» - 5
  • 14-15 «+» - 4
  • 10-13 «+» - 3
  • Меньше 10 – 2.

IV. Работа по учебнику – отработка изучаемого материала, стр.148.

-Сегодня на уроке будем выполнять номера:

№683, 682 (а, б, в, д), 684 (а), 680 (а, б, в, д).

-Что значит решить уравнение?(Найти все его корни или доказать, что корней нет).

-Как будем выполнять №683? 682? 684? 680?

-Проверка. У кого есть вопросы?

V. Запись домашнего задания: п. 26, стр. 148, №680 (г, е), 682 (г, е), 684 (б).

VI. Физкультминутка. Разгадывание ребусов. Показатель, степень, корень, уравнения.

VII. Тест по теме «Свойства степени с рациональным показателем», с дифференцированным подходом.

Герберт Спенсер, английский философ, говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».
Сейчас вы попробуете применить ваши знания по данной теме при написании текста. Перед вами листок с заданиями.
Задания I варианта – чуть сложнее, II варианта – несколько проще. Выберите себе вариант. Подпишите листок. Выполнив задания по очереди, вы должны будете из 4-х вариантов ответов выбрать один и в ответ записать букву, соответствующую данному числу.
В результате получится слово.

-Приступайте.

-Проверка (после сдачи листков).

-Какое слово получим? (Стевин. Симон Стевин).

-Сейчас мы узнаем, кто это и чем он прославился в истории  математики.

VIII. Историческая справка.

IX. Подведение итогов урока.

Х. По времени.

Любопытные факты из мира степеней: Наш мозг состоит из 2*1010 нервных клеток и способен ежедневно запоминать 8,6*107 единиц информации. К концу жизни наша память может хранить около 108 единиц информации – число, о котором пока даже не мечтают создатели компьютерной техники.

Приложения 1-3.

Приложение 4.