Урок-практикум по геометрии в 8-м классе "Вычисление площади многоугольника"

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепление знания формул площадей;
  • формирование измерительных и вычислительных навыков по теме «Площадь»;
  • отработка алгоритма определения вида четырехугольника;
  • развитие навыка самоконтроля при решении заданий по данной теме.

Оборудование:

  • доска;
  • раздаточный материал (карточки);
  • графопроектор.

Формы работы: - индивидуальная и групповая.

В начале учитель объявляет тему и цели урока. Затем открывает доску, на которой записан эпиграф: Предмет «Математика» настолько серьезен, что полезно не упускать возможность сделать его более занимательным (Блез Паскаль, французский математик, физик, философ).

Урок разбит на 4 этапа, каждый из них четко определяется.

1 ЭТАП. «Подтверждение темы урока».

Учащиеся в тетрадях записывают формулы площадей квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Затем делают проверку записи формул с тем, что видят на экране через графопроектор.

2 ЭТАП. эпиграф: «Правильно понятая ошибка – путь к открытию».

 (Иван Петрович Павлов, русский физиолог)

Задание: По готовым чертежам и формулам определить ошибки. Эти задания могут быть заранее записаны на доске или показаны через графопроектор.

1.

 
S=AB∙AD

2.



S=BC∙BH2
H2 S=AD∙BH2

3.

S=BH∙BC
S=BH∙AC

4.

S=½(AB+CD) ∙DH

При выполнении этого задания учащиеся должны четко обосновать исправление той или иной ошибки; дать правильный ответ, подтверждая его формулировками соответствующих теорем.

3 ЭТАП. Практическая работа. (Приложение 1)

Задание: вычисление площадей фигур (провести необходимые измерения, найти площадь каждого элемента и найти общую площадь фигуры). По результатам - расшифровать автора высказывания (высказывание написать на доске)

«Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения».

1

2

3

4

1

2

 

 

5

6

7

8

  Ключ к шифру:

Фигура

Площадь (см2)

Буква

Место

квадрат

9

Р

4

большой прямоугольник

14

О

6

маленький прямоугольник

2

Ь

2

большой треугольник

10

П

5

маленький треугольник

4,5

Ё

3

большая трапеция

21

А

8

средняя трапеция

18

Й

7

маленькая трапеция

1,5

Д

1

Автор высказывания - Дьёрдь Пойа.

Пока учащиеся работают с шифром учитель может проверить результаты работы и оценить их :

Рисунок

 Общая площадь (см2)

 1.

 22

 2.

 31

 3.

 29,5

 4.

 21,5

4 ЭТАП.

Решение задач: Учащиеся разбиваются на 4 группы (в зависимости от номера рисунка), каждая группа обсуждает решение задачи и выносит запись решения на доску, с его полным объяснением.

№ 1. В ромбе АВСD диагонали АС=4см и ВD=3см пересекаются в точке О. На диагонали АС отложены отрезки ОМ и ОN, равные ОВ.

  • определить вид четырехугольника BMDN;
  • найти его площадь.

№ 2. В прямоугольнике АВСD сторона АВ=2,5см , а сторона ВС=4,5см. На сторонах ВС и АD взяты точки Е и F так, что АВ=ВЕ и CD=FD.

  • определить вид четырехугольника AECF;
  • найти его площадь.

№ 3. В ромбе АВСD ВD=6см, ВDС=600, М – середина ВС.

  • определить вид четырехугольника АВМD;
  • найти его площадь.

№ 4. В квадрате АВСD со стороной 4 см на диагонали ВD отложены отрезки ВК= DF=1,5см.

  • определить вид четырехугольника АКСF;
  • найти его площадь.

Таким образом на уроке в очередной раз повторяется теоретический материал, отрабатываются практические измерительные и вычислительные навыки, внимание, применение полученных знаний в стандартных ситуациях.

В конце урока подвести итоги.