Тема: "Планирование воспитательно-образовательного процесса".
Задачи:
- Повышение эффективности планирования.
- Формирование групп и распределение заданий:
- Выборы игротехника - ведущий старший воспитатель.
- Выборы конкурсной комиссии в составе 3-х человек - могут входить заведующая, опытные воспитатели.
- Выборы оценочной комиссии в составе 3-х человек
- могут входить опытные воспитатели,
музыкальный руководитель.
- Рецензенты - воспитатели.
Соискатель-автор проекта - воспитатель.
Группа поддержки - воспитатели.
Оппоненты - воспитатели.
- Рецензенты - воспитатели.
Процесс игры: Ведущий предоставляет слово первому соискателю, который знакомит слушателей с пояснительной запиской к своему проекту, отвечает на вопросы слушателей по проекту. Потом выступает рецензент и рассказывает слушателям о достоинствах такого планирования и дает рекомендации соискателю по совершенствованию проекта. Группа поддержки выбирает лидера, который после двухминутного обсуждения с группой выступает с доказательствами достоинств представленного проекта. Группа оппонентов выдвигает своего лидера для критики проекта.
Конкурсная комиссия оценивает проект по критериям, изложенным в положении о конкурсе по планированию, и, прослушав все проекты, распределяет места. Оценочная комиссия дает оценку всем участникам игры, определяя, как они справились со свои ролями.
Критерии оценки проектов и защиты:
Содержание - 10 баллов; творческий подход - 5 баллов; грамотность, лаконичность - 2 балла; качество защиты - 2 балла.
Подведение итогов:
Конкурсная комиссия дает краткую информацию о качестве всех проектов, объявляет оценки соответственно критериям, распределяет места между соискателями и награждает победителей.
Оценочная комиссия дает оценку всем участникам игры.
Педагогический пробег
Цели: уточнить знания педагогов по проблемам, которые были ведущими в учебном году и над которыми углубленно работал весь коллектив дошкольного учреждения. Упражнять в умении общаться и выработке единого мнения в группе. Игра проводится в конце учебного года. Педагогам предлагается самостоятельно разбиться на подгруппы.
Роли в игре
Ведущий: Знакомит с правилами, следит за регламентом, помогает начальникам станций в обобщении представленного группами материала, производит подсчет баллов, определяет итоги деловой игры.
Организатор в группе: Активно участвует и направляет дискуссию, следит за ее ходом. Фиксирует единое мнение группы по вопросу, диктуя его начальнику станции.
Начальник станции: Предлагает "приезжающей" группе вопросы к дискуссии, обозначаемые на путевом листе данной станции, следит за дискуссией, выделяет самых активных и по окончании дискуссии выдает карточку, фиксирует в специальном бланке единое мнение группы по результатам дискуссии.
Во второй части он выставляет каждой группе баллы за работу (от 1 до 3), обобщает полученный материал, выделяя самые творческие мысли, суждения, предположения, знакомит с ними всех играющих.
Правила игры:
- На каждой станции группа работает 10 минут, из них 2 минуты отводится на оформление единого мнения для начальника станции, который его фиксирует на бланке.
- Оценку, выставленную начальником станции, нельзя оспаривать.
- Соблюдать правила ведения дискуссии: уметь слушать других, четко излагать свои мысли, вырабатывать компромиссное решение, активно участвовать в игре.
Атрибуты игры:
- Этикетки с названиями станции.
- Значки с номерами группы.
- Табло для подсчета и наглядного представления баллов, полученных каждой группой.
- Колокольчик, песочные часы на 10 минут.
- Бланки для каждого начальника станции.
Ход игры
Все желающие разбиваются на 3 группы. В каждой группе выбирается организатор. Он получает значок с обозначением номера группы. Помещение, где проводится деловая игра, оформляется следующим образом: в разных ее концах размещают 3 стола с условным названием станций:
1. Планирование
2. Игры дошкольников
3.Стол предназначен для ведущего и наглядного табло. Ведущий объясняет правила игры. Дается сигнал к назначению игры. После того, как все группы побывали на всех станциях и закончили пробег, объявляется перерыв на 10 минут. В это время начальники станций вместе с ведущим выставляют баллы каждой группе: оформляют единое табло, готовятся к выступлению с обобщением материала, выделяя самое интересное, нестандартное решение вопроса.
Ведущий приглашает всех участников игры, дает слово каждому начальнику станции, какое место заняла каждая группа на основании полученных баллов. Участникам, набравшим какое-то количество карточек за активность, предлагается посчитать их, их ждут аплодисменты коллег или призы.
Проблемы образовательного процесса обычно формулируется в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретного детского сада проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Педагогическая викторина на тему "Современный воспитатель. Каков он?"
Цели:
1. Совершенствовать социально-психологическую культуру современного воспитателя.
2. Развивать у воспитателей "педагогическую рефлексию".
3. Стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма.
4. Воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
5. Определить перспективы дальнейшей методической работы в дошкольном учреждении.
Участники викторины: экспертно-творческая группа, воспитатели-инноваторы, воспитатели-наставники, молодые воспитатели.
План проведения:
1. Выбирается ведущий.
2. Экспертно-творческая комиссия готовит задания и оценивает выполнение каждого задания каждым воспитателем или группы в целом.
3. Молодые воспитатели и воспитатели-инноваторы делятся на группы "Мыслитель", "Эрудит", "Искатель" и выполняют задания.
Предварительная работа:
1. Составление плана-сценария викторины.
2. Изучение воспитателями психолого-педагогической литературы по проблеме викторины.
3. Составление членами творческой группы анкет, ребусов, кроссвордов, подбор текстов и педагогических ситуаций.
4. Подбор упражнений на выявление и развитие профессиональных качеств воспитателя.
Намечаются время, место проведения викторины и ответственные.
Ход викторины
Вступительное слово ведущего: называются тема, условия встречи, участники викторины и жюри. Ведущий читает стихотворение о воспитателе и проводит вводную беседу о роли воспитателя в развитии личности дошкольника.
Экспресс-интервью с воспитателями: Как Вы думаете, с какими опр еделениями у детей ассоциируется слово "воспитатель"?
Задание 1. Разгадай кроссворд, ребус.
Каждая группа получает конверты с педагогическими кроссвордами и ребусами, в которых зашифрованы слова, определяющие профессиональные воспитателя.
Задание 2. Сложи узор из геометрических фигур.
Каждая группа получает конверт с геометрическими фигурами. Сложив узор, воспитатели смогут прочесть высказывания педагогов-классиков о воспитателе.
Дискуссия на тему: "Мой идеал воспитателя".
Ведущий: "Ваши выступления натолкнули нас на мысль о том, как важно воспитателю умело владеть своим психическим состоянием, управлять собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это наиболее ярко выражается через слово или мимику. Слово - самый тонкий и острый инструмент, которым воспитатели должны умело прикасаться к сердцам своих питомцев".
Упражнение 1 (на развитие выразительности и артистичности воспитателя).
На мольбертах стоят заранее приготовленные плакаты с заданиями:
1. Произнести фразу "Иди сюда" тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущенно.
2. Произнести слово "молодец" тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, влюблено.
Упражнение 2 (на изучение общей мимической реакции воспитателя).
Упражнение выполняется все одновременно. Воспитатели рассаживаются таким образом, чтобы не видеть друг друга. Выполняются задания совместно, по предъявлении ведущим ситуации: "Началось занятие. Вы уже начали свой рассказ. Открывается дверь раздевалки, и входит ваш самый шустрый "шалун". Вы смотрите на него:
- требовательно: "быстрее садись";
- удивлено: "Не ожидала";
- с досадой: "Отвлекаешь меня опять";
- спрашивая: "Опять что-нибудь случилось?";
- укоризненно: "Ты всегда мне мешаешь работать";
- радостно: "Наконец-то!".
Упражнение 3. "Проверь себя" (на развитие внимания).
Воспитателям предлагается решить математический пример. Одновременно с их работой ведущий читает небольшой рассказ (предлагается отрывок из книг Б. Спока (Спок Б. разговор с матерью. М.: Прогресс, 1988. С. 71 -73) или Л.А. Никитиной (Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. М.: Знание, 1990. С. 93 -94).
После выполнения задания должны сообщить ответ и пересказать смысл прочитанного. (Математический пример дается каждому воспитателю индивидуально на карточке).
Упражнение 4. "Снимаем фильм" (на развитие воображения).
Каждой группе дается задание - в течение 15 минут снять короткометражный фильм о дошкольном учреждении. Внутри группы выделяют 2 сценаристов, которые за 5 -8 минут должны придумать сценарий фильма, выбрать режиссера, оператора, актеров. Задача - довести съемки фильма до показа и показать фрагмент.
Игра-задание "Дружеский шарж".
Каждая группа воспитателей должна придумать и изобразить с помощью мимики и пантомимы одного из своих коллег. Другая группа должна угадать, на кого был "нарисован" шарж.
Музыкальная пауза.
Задание: "Я и родители моих воспитанников".
Ведущий обращается к участникам викторины: "А теперь нам хотелось бы поговорить о сложной проблеме - проблеме работы воспитателя с родителями, так как успех всей деятельности воспитателя зависит от того, какие отношения сложились у него с родителями, насколько они поддерживают и помогают воспитателю". Прослушивается магнитофонная запись ответов родителей на вопросы:
- С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю?
- С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель?
- В чем, по Вашему мнению, роль детского сада особенно велика?
- Как детский сад помогает Вам в воспитании Вашего ребенка?
- Любит ли Ваш ребенок ходить в детский сад?
Педагогический прогноз.
Воспитателям предлагается решить педагогические ситуации, которые представлены
а) в виде рисунков;
б) проинсценированы членами творческой группы;
в) написаны на карточках.
Микровыступления воспитателей: Как сегодня необходимо работать с родителями. Что изменилось. В чем трудности организации этой работы. Какие Вы видите пути и формы работы с воспитателями.
Игра-задание для участников и гостей:
а) "Что изменилось в облике ведущего?" (победителю вручается приз);
б) "Поле чудес" (нудно угадать название книги и автора).
Подведение итогов викторины.
Жюри объявляют команду-победительницу. Воспитатели - инноваторы и молодые воспитатели высказывают свои мнения о данной форме методической работы, делают свои записи в педагогический журнал дошкольного учреждения "Советуем, предлагаем, вместе размышляем".
Педагогический марафон
Цели: уточнить знания педагогов по проблемам, которые были ведущими в учебном году и над которыми работал углубленно весь коллектив дошкольного учреждения. Упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе.
Роли в игре:
Ведущий: знакомит с правилами, следит за регламентом, производит подсчет баллов, подводит результаты деловой игры.
Правила игры: Ведущий задает вопрос, на который может ответить любая группа, знающая ответ. На обдумывание вопроса дается 1 минута. Отвечает 1 человек от группы, который первый поднимет флажок.
Правильность ответа подтверждается ведущим.
Соблюдать правила в дискуссии: уметь слушать других, четко излагать свои мысли, вырабатывать компромиссное решение, активно участвовать в игре.
Атрибуты к игре:
- 3 флажка на каждую группу;
- значки с названием групп;
- табло для подсчета и наглядного представления баллов, полученных каждой группой;
- колокольчик для регламента.
Ход игры
Все играющие разбиваются на 3 группы. Помещение, где проводится деловая игра, оформляется следующим образом: размещаются 3 стола в разных концах помещения. Определяются места ведущего и наглядного табло. Ведущий объясняет правила игры и предлагает участникам провести разминку. Дается сигнал к началу игры. Вопросы к дискуссии:
1. Перечислите виды игр. Какую предварительную работу надо провести с детьми по обогащению сюжета (больница, магазин, космос)?
2. Что включает в себе понятие "культура поведения"?
3. Сформулируйте требования к плану воспитательно-образовательной работы с детьми.
4. Способы организации детей на физических занятиях.
5. Перечислите методы обучения русскому языку в ДОУ.
6. Перечислите формы и приемы обучения детей младшего дошкольного возраста изодеятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя // Управление. 2004 3.
2.Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990. №12.
3.Бородинская Б., Красницкая Г. Конкурс профессионального мастерства // Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
4.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление. 2004. №3
5. Васильева А.И., Батурина Л.Н., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1990.
6.Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. Минск. 2000.
7.Мирошникова Я., Николаенко Л. Творческая гостиная // Дошкольное воспитание. 1990. №12.
8.Прокопьева М.М., Шахурдина Л.Г., Кузьмина Н.Н. Нетрадиционные формы Советов педагогов в дошкольных образовательных учреждениях Якутск. 2001.
9.Сиденко А.С. Как провести проблемный педагогический совет М.:2000.
10.Селевко Г.К. Технологии педагогических советов // Школьные технологии 1998. №3
11.Сергеева Р.О. О формировании основ педагогического мастерства воспитателя // Дошкольное воспитание. 1990. №4.