Урок химии в 8-м классе "Степень окисления"

Разделы: Химия


Тема: «Степень окисления».

Цель: На основе знаний о химической связи и электронном строении атомов химических элементов выяснить, каким образом составляются формулы веществ.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «Степень окисления», её значением.
  2. Развивать умение составлять формулы, зная степени окисления.
  3. Воспитывать умение работать в группах самостоятельно.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный.

Форма урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа с учащимися, работа с учебником, работа с рабочими картами, таблицей Менделеева.

Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, учебник  «Химия» 8 класс, автор Габриелян, рабочие карты.

Ход урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

7-8 мин.

1. Организационный момент

Мотивация учащихся на деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

Интрига урока

 

 

 

 

 

Приветствие.

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

– Что ты делаешь?

– Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

– Что ты делаешь?

– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

– Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Учитель говорит о том, что дети приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое.

Учитель рассказывает о том, что когда то и он, будучи учеником, открыл для себя химические формулы.

Сейчас он знает их много, но ему не надо их заучивать.

Для того, чтобы написать формулу вещества, достаточно знать всего лишь одно химическое понятие «Степень окисления».

Учитель объявляет тему урока.

Чтобы удивить учащихся своими знаниями учитель предлагает написать  вместе с ним формулы веществ.

Учитель пишет на доске, затем вызывает 2-3 ученика под диктовку записать несколько формул веществ.

Учитель вносит на урок таинственный сундучок от науки Химии и предлагает детям подумать: «Что в этом сундучке?»

Там находится то, что связано с нашей темой урока.

Так что же в сундучке???

Учитель предлагает ответить на этот вопрос в конце урока.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Учащиеся в тетради пишут одновременно с учителем формулы веществ.

 

 

 

 

Учащиеся пытаются догадаться,что же находится в сундучке.

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают  как происходит образование веществ:

Атомы соединяются, образуется химическая связь, при этом они либо отдают электроны, либо их принимают.

1 ученик выходит к доске и записывает уравнения отдачи и присоединения электронов, т.е показывае образование степени окисления.

(берутся атомы C H K AL O P CL)

10 мин.

2. Этап подготовки к усвоению знаний

Учитель объявляет цель урока: «Нам нужно сегодня научиться составлять формулы веществ, зная степень окисления атомов»

А что же такое «степень окисления» и как она образуется?

Учитель демонстрирует презентацию 1 (слайд 1, 2, 3)

 

Учитель:

При этом атомы приобретают заряд.

Вот этот условный заряд и есть степень окисления.

Итак, теперь мы знаем, что происходит с атомами,но вы должны усвоить главное: атомы отдают и принимают неодинаковое число электронов, а ведь вы знаете, если атом отдаёт 4 электрона, то и другой должен принять столько же, иначе произойдёт несправедливость в «отношениях атомов» – они рассорятся,  давайте не допустим этого. Сегодня мы научимся как это делать, используя понятие «степень окисления».

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают  как происходит образование веществ:

Атомы соединяются, образуется химическая связь, при этом они либо отдают электроны, либо их принимают.

1 ученик выходит к доске и записывает уравнения отдачи и присоединения электронов, т.е показывае образование степени окисления.

(берутся атомы C H K AL O P CL)

 

Учащиеся записывают определение степени окисления

 

 

12 мин.

3. Этап усвоения новых знаний

 

Учитель рассаживает учащихся по группам 

1 группа: сильные учащиеся, которые могут самостоятельно работать без подсказки учителя и без учебника.

Это Эрудиты.

2 группа: учащиеся – Мыслители.

Они работают с учебником,

3 группа – Деятели.

Они работают с учебником и учителем.

Учитель предлагает выполнить задания по группам (Приложение 1).

Учитель объясняет задание:

  1. Разработать алгоритм написания формулы вещества, зная степень окисления элементов, образующих это вещество.
  2. Составить формулу вещества,состоящего  из атомов углерода и алюминия.

Что значит – составить формулу вещества?

 

 

 

 

Учитель даёт право ответить детям и показать карточки с формулой вещества.

Делается вывод по результатам работы

Учитель показывает слайд №4 (Презентация 1), где написан алгоритм нахождения формулы вещества.

Учащиеся рассаживаются по группам (личностно-ориентированная технология преподавания, с учётом дифференциации)

 

 

 

 

Задание даётся по группам.

 

 

Учащиеся самостоятельно

Работают в группах.

.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос, заданный учителем (Составить формулу, значит найти индексы, т.е определить количество атомов каждого химического элемента в веществе)

 

Учащиеся объясняют правила или алгоритм нахождения формулы вещества.

Учащиеся выполняют задание на оценку.

Учащиеся делают вывод.

 

 

12 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление полученных знаний

 

 

После выполненного задания детям предлагается выполнить индивидуальные задания на закрепление составления формулы бинарного вещества (учитель объясняет понятие «бинарное соединение»).

Учитель благодарит учащихся за работу, выставляются оценки.

Учитель предлагает учащимся ответить на поставленный вопрос в начале урока:

«Что вам дарит наука Химия, ведь ради этого эту науку не только надо уважать, но и изучать её и, даже любить»

Что находится в сундучке?

 

 

Учитель задаёт вопрос: «Так как же сегодняшняя тема «Степень окисления» связана с  продуктами из сундучка?»

Учитель демонстрирует презентацию 2 «В мире веществ и химических формул»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель и учащиеся делают вывод: «Зачем нам нужно знать формулы веществ?»

(Они показывают состав вещества)

Учащиеся выполняют индивидуальные задания по индивидуальным карточкам: каждому ученику даётся вещество – бинарное соединение, т.е 1 карточка.

(Приложение 2)

 

 

 

Учащиеся  думают и предполагают.

Если нет ответа, то 12 ученикам учитель предлагает  вынуть из сундучка то, что там лежит.

Дети достают продукты, созданные природой и человеком (крем, лампочка, мыло, лента капроновая, стеклянный стакан, карандаш, яблоко, конфеты, духи, расчёска пластмассовая, и т.д)

Учащиеся определяют ценность этих продуктов с точки зрения химии (Эти продукты ценны тем, что содержат вещества, ради которых мы их употребляем, а вещества имеют формулу, по формуле можно определить  состав вещества, а значит и ценность продукта).

Всё взаимосвязано в природе: разумно и неразделимо..

(например, ЯБЛОКО ГЛЮКОЗА (формула),

Капроновая лента капрон (формула капролактама вещества из которого получают капрон и т.д.)

Учащиеся находят взаимосвязь понятий: атом – степень окисления – формула вещества – вещество

 

3 мин.

5. Домашнее задание.

С.6062, до названий веществ, №2, с.64.

Учитель комментирует дом. задание

Дом. задание даётся дифференцировано

Учитель объясняет детям правила выполнения дом.работы (алгоритм оценивания работы) Алгоритм оценки:

Если выполнены правильно все 3 задания – оценка «5»,

Если выполнены правильно 2 задания – оценка «4»,

Если выполнено 1 задание – оценка «3».

Дети записывают дом. задание, получают карточки с заданиями

(Приложение 3)

3 мин.

6. Рефлексия (Понравился ли урок, чем? Было ли трудно, именно что?)

Учитель  завершает урок словами М.В.Ломоносова:

«Испытание  натуры трудно, но приятно, полезно и свято»

Учитель обращает внимание на то, как трудно делать какие либо открытия, но это действительно интересно, приятно, свято, т.к ваши открытия – это ваши победы, а из этих маленьких побед складывается ваша самооценка: вы научитесь ценить себя, своих друзей, своего учителя.

Урок окончен.

Учащиеся делают вывод, что всё человеку даётся не зря – для чего-то и во имя чего-то

Приложение 1

Задания по группам при изучении нового материала

Задание №1

1. Прочитать абзац на стр.62 и составить алгоритм, т.е вывести правила нахождения индексов в химической формуле вещества.

Вам даётся вещество, состоящее из атомов AL и C.

Определите сколько в данной формуле атомов AL и C, т.е. найдите индексы, зная, только степени окисления элементов.

Помните, в сумме степени окисления, умноженные на индексы дают – 0.

Алгоритм нахождения индексов:

1.

2.

3.

4.

Результат  работы – формула вещества:         

Удачи в поиске истины!

Задание №2

1. Прочитать абзац на стр.62 и составить алгоритм, т.е вывести правила нахождения коэффициентов в химической формуле вещества.

Вам даётся вещество, состоящее из атомов AL и C.

Определите сколько в данной формуле атомов AL и C, т.е. найдите индексы, зная, только степени окисления элементов.

Помните, в сумме степени окисления ,умноженные на индексы дают – 0.

Алгоритм нахождения индексов:

1.

2.

3.

4.

Результат  работы – формула вещества:         

Удачи в поиске истины!

Задание №3

Вам даётся вещество, состоящее из атомов AL и C.

Определите сколько в данной формуле атомов AL и C, т.е. найдите индексы, зная, только степени окисления элементов.

Помните, в сумме степени окисления ,умноженные на индексы дают – 0.

Алгоритм нахождения индексов:

1.

2.

3.

4.

Результат  работы – формула вещества:         

Удачи в поиске истины!

 

Приложение 2

Индивидуальное задание (закрепление знаний)

ВНИМАНИЕ!  Карточки разрезать

H O

Ca O

Na O

H O

Na CL

Ca CL

AL O

K O

Ca CL

K S (II)

P O (V)

AL CL

CuO( II)

P O (V)

SO (VI)

Приложение 3

Домашнее задание № 1

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

CaO    H2S    SO2   Cu2O    NaCL

2. Какая формула правильна:

ALCL3     ALCL2       ALCL

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2SO4.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.

Домашнее задание № 2

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

ZnO    K2S    SO3   Cu O    KCL

2. Какая формула правильна:

CaCL3     CaCL2       CaCL

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H N O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе.: Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

Домашнее задание № 3

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

CaO    Na2S    SO2   P2O5    FeCL3

2. Какая формула правильна:

K2O        KO2           KO

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов H2 S O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

Домашнее задание № 4

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

ZnO    CH4     SO2    Cu O    KCL

2. Какая формула правильна:

CaO     CaO2        Ca2O

3. Вам дано вещество, состоящее из атомов    Na N O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

   

Алгоритм оценки:

Если выполнены правильно все 3 задания – оценка «5»,

Если выполнены правильно 2 задания – оценка «4»,

Если выполнено 1 задание – оценка «3».