Цели урока:
- систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся, связанные с понятиями перпендикулярность прямых в пространстве, перпендикулярность прямой и плоскости, перпендикулярность плоскостей, расстояние от точки до плоскости, ввести понятие биссектора двугранного угла
- развитие логического мышления путем разбора и анализа задач
- формировать умений осуществлять контроль и самоконтроль при решении задач, умения строить план ответа по задаваемым вопросам.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение учителем темы и постановка целей урока.
Девиз урока:
“Если хотите научиться решать задачи, то решайте их”
Д.Пойа
2. Актуализация опорных знаний.
1) Устная работа
Сформулировать:
- определение перпендикулярных прямых в пространстве,
- определение прямой, перпендикулярной плоскости,
- признак перпендикулярности прямой и плоскости,
- теорему о трех перпендикулярах,
- определение перпендикулярных плоскостей,
- признак перпендикулярности плоскостей.
2) Работа с тестовыми заданиями.
1. Из данных утверждений верным является:
- Если две прямые перпендикулярны одной прямой, то они параллельны.
- Прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна двум прямым, лежащим в этой плоскости.
- Если прямая перпендикулярна проекции плоскости, то эта прямая перпендикулярна плоскости?
- Если прямая, лежащая в одной из двух перпендикулярных плоскостей, перпендикулярна линии их пересечения, то она перпендикулярна и другой плоскости.
Все утверждения обсуждаются. При каком условии 1–3 утверждения будут верны. Четвертое утверждение доказывается на доске (задача № 178 уч. 10–11 кл. Л.С. Атанасян и др. Учащиеся самостоятельно разобрали д\з)
2. В треугольнике АКС, АКСК, точкам не принадлежащим плоскости АКС и МКСК.
Какие высказывания верны?
1) АК СКМ
2) СК АКМ
3) АК МК
4) СК АМ
Ответы: а) 1; б) 1;3 в) 2;4 г) 4
3.
На каком рисунке ab
Ответ:
1) № 1
2) № 2
3) № 1 и №2
4. Точка М равноудалена то всех вершин прямоугольного треугольника, катеты которого равны 6 см и 8 см Расстояние от точки М до плоскости треугольника равно 12 см. Расстояние от точки М до вершин треугольника равно
5. АВСD – прямоугольник, отрезок ВО перпендикулярен плоскости АВС, F – середина АD, расстояние от точки О до прямой АD равно длине отрезка
Ответ:
1) ОВ |
6. Даны прямоугольные треугольники АСВ(А = 90) и АDВ (А = 90), не лежащие в одной плоскости. Точка К – середина отрезка АВ. Линейным углом двугранного угла DАВС будет
1) DАС 2) DКС 3) DВС 4) угол не обозначен
|
7. Плоскости равностороннего треугольника АВС и квадрата ВСDЕ перпендикулярны. Найдите расстояние от точки А до стороны DЕ, если АВ = 4 см.
8. Прямые а и b – параллельны и лежат в плоскости α. Через каждую из этих прямых проведена плоскость, перпендикулярная α. Каково взаимное расположение полученных плоскостей?
Ответ: 1) пересекаются; 2) совпадают; 3)параллельны.
9. Точка находятся на расстояниях 9 см и 6 см от двух перпендикулярных плоскостей. Чему равно расстояние от этой точки до прямой пересечения плоскостей?
3. Проверка домашнего задания.
Учащимся было предложено домашнее задание: познакомиться в справочной литературе с понятием биссектора двугранного угла, научиться строить биссектор двугранного угла и доказать, что биссектор двугранного угла – есть геометрическое место точек, лежащих внутри этого угла и равноудаленных от плоскостей его граней.
Ответ:
Устанавливаем, что биссектором двугранного угла назовем полуплоскость, которая имеет границей ребро двугранного угла, проходит между его гранями и разделяет этот угол на два двугранных угла.
Биссектор существует для любого двугранного угла. Построить его можно следующим образом: строим какой-либо линейный угол данного двугранного угла, строим биссектрису этого линейного угла, полуплоскость, определяемая ребром двугранного угла и этой биссектрисой, и является биссектором данного двугранного угла.
ГМТ: биссектор двугранного угла есть геометрическое место точек, лежащих внутри этого угла и равноудаленных от плоскостей его граней.
Докажем, что:
1) точки, лежащие на биссекторе, равноудалены от граней двугранного угла. Пусть α и β – грани данного двугранного угла, π – биссекторная полуплоскость, М – точка биссекторной полуплоскости. Проведем через точку М плоскость σ перпендикулярную ребру двугранного угла..АСВ линейный угол данного двугранного угла. СМ – биссектриса АСВ. Опустим из точки М перпендикуляры на стороны угла АСВ (MN BC, МКАС) MN = МК (по свойству биссектрисы угла).
MNβ , МКα (по свойству прямой перпендикулярной линии пересечения двух перпендикулярных плоскостей) значит точка М –равноудалена от граней двугранного угла.
2) Докажем, что если точка М равноудалена от граней угла, то она принадлежит биссектору.
Проведем через точку М плоскость σ перпендикулярную ребру данного двугранного угла. Сечением двугранного угла будет его линейный угол АВС.
Опустим из точки М перпендикуляры МК и МN на стороны угла АВС.
МКα, MNβ (по свойству прямой, перпендикулярной линии пересечения двух перпендикулярных плоскостей) MN = MK (по условию). Значит, точка М принадлежит биссектрисе угла АВС. Следовательно, точка М принадлежит биссектору π.
4. Итог урока.
Домашнее задание:
- познакомиться с понятием многогранный угол;
- доказать ,что биссекторы двугранных углов трехгранного угла пересекаются по одному лучу;
- доказать, что биссекторы двугранных углов тетраэдра пересекаются в одной точке внутри тетраэдра.