Окружающий мир. Тема "Как путешествует пища. Здоровое и сбалансированное питание"

Разделы: Начальная школа


Цель:формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия , понятие о строении и функционировании пищеварительной системы человека, взаимодействии органов пищеварения и их влиянии на работу и здоровье всего организма; познакомить с правилами полноценного, сбалансированного, здорового питания; развивать память, логическое мышление, устную связанную речь, внимание; воспитывать бережное отношение к своему организму, стремление сохранить здоровье.

Материал: “Мир и человек”, А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан., 4 класс, методическое руководство.

Оборудование: учебник “Мир и человек” 4 класс, таблица “Система пищеварения человека”, сообщения учащихся, таблица “Дерево желаний”, мультимедийный проектор, слайд-шоу “Моё тело”, “Витамины”, этикетки от различных продуктов, электронный тест.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

2. Работа над новым материалом. Объяснение учителя. Всё объяснение учителя сопровождается слайдами “Органы пищеварения”.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как путешествует пища. Органы, которые участвуют в переваривании пищи так и называются органы пищеварения. К ним относятся: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник.

Пищеварение - это механическая и химическая обработка пищи. Оно начинается во рту. Механическую обработку выполняют зубы, т.е. измельчают пищу. Под действием слюны пища смачивается, язык помогает поворачивать и проталкивать пищу. Затем она попадает из глотки по пищеводу в желудок. Желудок-это мышечный мешочек, в котором происходит основной процесс пищеварения. Здесь пища полностью расщепляется под действием ферментов, которые в нужном количестве содержит желудочный сок. Пища превращается в кашицу. Весь процесс пищеварения длится в среднем от 4-х до 6 часов, а долее тяжёлая пища (например, мясо) -до 8 часов. Завершается процесс пищеварения в двенадцатиперстной кишке. Затем пища в растворённом виде попадает в тонкий кишечник, стенки которого имеют микроскопические отверстия, сквозь которые питательные вещества всасываются в кровь и с кровью разносятся ко всем клеткам нашего организма. А непереработанная пища выводится через толстый кишечник.

Такие органы как печень и поджелудочная железа не принято относить к органам пищеварения, но они играют в нём тоже большую роль. Так например, печень вырабатывает желчь, которая расщепляет жиры. А поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который регулирует углеводный обмен.

3. Закрепление и актуализация знаний. Проводится по электронному тесту, который проецируется на экране. Дано изображение системы органов пищеварения, а учащимся нужно правильно расставить их названия.

 

4. - Ребята, а что же такое пища? Зачем мы едим? (ответы учащихся). Правильно, пища- это основные источники полезных веществ, необходимых для слаженной работы нашего организма. А из чего состоит наша пища? (ответы детей).

Практическая работа. Учащиеся рассматривают этикетки от различных продуктов, обращая внимание на их состав.

Вывод: основные компоненты нашей пищи – это белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, клетчатка, вода.

5. Сообщения учащихся о каждом компоненте продуктов в отдельности. Все сообщения подготовлены заранее, и сопровождаются слайдами. Затем проводится беседа о том, что такое здоровое, сбалансированное питание.

6. Физминутка.

7. Вывод: пища – это источник полезных веществ и энергии, дающий возможность всему организму работать без сбоев.

8. Беседа о здоровом образе жизни.

- Ребята, а как вы думаете, зависит ли здоровье человека от того, что он ест? Почему? (ответы учащихся).А мы хотим сохранить здоровье? Какие правила для этого необходимо соблюдать?( дети перечисляют).

- Ребята, давайте представим, что наша жизнь-это дерево(таблица “Дерево желаний”).Каким будет дерево зависит от нас, а точнее, от того, что мы едим. Что мы будем иметь, если будем питаться по правилам?( ответы детей написаны на картинках яблок и наклеиваются на одну половину дерева, яблоки красивые, спелые).Ответы детей: здоровье, нормальный вес, хорошее настроение, бодрость, хороший иммунитет и т.д.

- Если мы будем пренебрегать правилами питания? Ответы детей: болезни, плохое настроение, лишний вес, слабый иммунитет, депрессии, неправильный обмен веществ. Эти ответы написаны на картинках яблочек, которые имеют подпорченный вид, и наклеиваются на другую половину дерева.

- Так что же мы выбираем? Какую половину дерева мы выбираем? Ответ детей: мы выбираем здоровье и правильное питание.

9. Обобщение и выводы урока.