Работа со студентами в период педагогической практики. Зачетное занятие по теме "Базы данных" для 7-го класса

Разделы: Информатика


В течение первой учебной четверти 2009-2010 учебного года студенты 5 курса факультета математики и компьютерных наук ГОУ ВПО Кубанский Государственный Университет: Кондратьев Михаил, Кондратьев Станислав, Жевнов Александр, специализирующиеся на кафедре информационно-образовательных технологий, проходили педагогическую практику в 7 классах МОУ – лицей № 4 города Краснодар.

рис.1

Моей целью в качестве руководителя практики было осуществлять консультативную, методическую и практическую поддержку студентов в освоении азов педагогического мастерства.

Ребята тщательно и с интересом подходили к подготовке и проведению уроков, подбирая разноуровневый и адаптируя сложный материал. Четко и последовательно излагали необходимые сведения, используя иллюстративные примеры.  На занятиях ставились задачи, которые заставляют учащихся думать, логически мыслить, делать правильные выводы. Нередко практикантам приходилось разрешать проблемные педагогические ситуации.

Работа студентов была организованна так, что им удалось на высоком уровне подготовить и провести открытые мероприятия – зачет по теме «Базы данных»  в форме учебной игры, в ходе которой были проверены теоретические знания учащихся, а также выполнены интересные задания.

ПЛАН УРОКА

Тип урока

Зачетное занятие по теме: «Базы данных», 7 класс

Цели урока

  • Обучающая – учить использовать имеющуюся информацию, уметь обрабатывать ее  с помощью баз данных; анализировать полученные результаты, сравнивать, делать выводы;
  • Развивающая – развивать умения учеников работать в микрогруппах. 
  • Воспитательная – корректировать взаимоотношения учеников при работе в микрогруппах; воспитывать творческий подход к труду, аккуратность, ответственность.

Задачи урока

  • Проверить теоретические знания  учащихся при работе с базами данных.
  • Добиться успешного применения на практике при решении учебной задачи  полученных умений и навыков.

ХОД УРОКА

1. Введение

Урок проходит в виде игры, которая называется «Детективы».

рис.2

Ученики рассаживаются по своим местам. Учитель объявляет, что сегодняшний урок пройдет в игровой форме. Учащиеся разобьются на команды по два – три  человека в каждой, прослушают историю событий, по ходу рассказа им будут задаваться теоретические вопросы по ранее изученному  материалу. Для наглядности текст истории выводится на экран в виде презентации. За каждый полный ответ на вопрос команда получит бонус в виде пяти баллов, за неполный – бонус в виде четырёх баллов. Чтобы не нарушался баланс при выведении итоговой оценки  работы учащихся, максимальное количество вопросов, на которые может ответить каждая команда, равняется трём.

После того, как вопросы будут заданы и история событий освещена, ребята сядут за компьютеры и приступят к выполнению практического задания.

2. Объяснение содержания урока и актуализация опорных знаний

Зачитывается текст, включающий сюжет предлагаемой истории,  и проверяются теоретические знания учащихся

Теоретические вопросы

  1. Приведите определение баз данных и поясните их смысл. Ответ: под базой данных понимается один или несколько файлов структурированных данных предметной области, предназначенных для хранения, изменения и обработки больших объемов взаимосвязанной информации.
  2. Из каких объектов состоит база данных? Ответ: таблица, форма, запрос, отчет.
  3. Дайте определение поля и приведите пример. Ответ: поле – простейший объект базы данных, предназначенный для хранения значений только одного параметра.
  4. Что такое структура базы данных? Ответ: это набор поименованных полей, описывающих свойства объектов одного класса.
  5. Что такое СУБД и в чем состоит её функция? Ответ: специальный комплекс программ. Поиск, сортировка,  модификация, редактирование и вывод.
  6. Дайте определение записи.  Ответ: совокупность логически связанных полей.
  7. Какие группы инструментов СУБД вы знаете? Ответ: для работы с записями и полями, управление отображения, обработка данных, вывод данных.
  8. Чем отличается режим списка от режима формы? Ответ: список выводится в виде строк и столбцов, отображаются все записи. В режиме формы представлена лишь одна запись, реализованная наглядно.
  9. Какие существуют возможности обработки базы данных? Ответ: поиск/замена, сортировка, группировка, фильтрация.
  10. В каких направлениях может осуществляться сортировка? Ответ:  возрастание и убывание.
  11. В чем отличие фильтрации от сортировки? Ответ: Сортировка – представляет записи в нужном порядке. Фильтрация – выбирает ту запись, которая соответствует заданным условиям и выводит её.
  12. Для чего предназначен отчет? Ответ: для вывода информации из базы данных.
рис.3

Текст задачи (в скобках приведены номера вопросов по теории)

В поместье «Хилтон» было совершено преступление – убита горничная.

Полиция составила и передала детективу список подозреваемых в виде таблицы базы данных «Подозреваемые» с полями: счетчик, имя и пол. (вопросы 1; 2; 4).

В это же время детектив со своим помощником опросили всех подозреваемых.

На основе  полученных  показаний детектив составил таблицу «Алиби» с полями: счетчик, время, где находился,  кто подтвердит (вопросы 3; 9;  5; 6; 7).

Его помощник выяснил, были ли у подозреваемых мотивы к убийству. Все данные помощник передал детективу в том же порядке, в котором велся опрос.

Как оказалось, полиция составила таблицу не в том порядке, в котором опрашивали людей детектив с помощником. (вопросы 10; 11; 12).

рис.4

3. Решение задачи на компьютере

Работая в группах, использовать сведения, содержащиеся в базе данных и определить виновного в совершении преступления.

рис.5

Для этого выполнить следующие практические задания:

  1. Отсортировать столбец ID в таблице «Подозреваемые» по убыванию.
  2. Отсортировать столбец ID в таблице «Алиби» по возрастанию.
  3. Создать запрос в режиме дизайна: («Подозреваемые» – поле имя, «Алиби» – где находился, кто подтвердит; «Мотивы» – мотив.).
  4. Все таблицы объединить по ключевым полям (ID).
  5. Отфильтровать запрос, используя фильтр по умолчанию,  по следующим параметрам:  поля  «где находился» и «кто подтвердит» по значению «равно нулю»,  поле «мотив» по значению «не равно нет».
  6. Определить виновного в преступлении
  7. Подготовить краткий письменный отчет об итогах работы группы.
рис.7рис.6рис.8

4. Подведение итогов занятия

Заслушиваются отчеты групп об итогах работы и выставляются оценки за урок с учетом баллов, полученных за теоретические вопросы по схеме:  

0 – 5 баллов + выполненная практика – оценка 3 (удовлетворительно).

5 – 10 баллов  + выполненная практика – оценка 4 (хорошо).

10 – 15 баллов  + выполненная практика – оценка 5 (отлично).

рис.9

5. Домашнее задание

В качестве домашнего задания учащимся было предложено создать базу данных «Редкие животные Краснодарского края» со следующими полями: название животного, класс, вид, количество особей, описание животного. Создать форму и  запросы по заданным параметрам. Список животных составляется с  использованием справочной литературы самостоятельно.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

В ходе урока был проверен уровень усвоения темы учащимися. Дети показали высокие результаты – «тройку» получила только одна команда. Остальные три команды усвоили материал на «отлично».

рис.10

Игра показалась ученикам очень интересной и потому они с удовольствием выполняли предложенные задания.  Удалось развить в детях умение работать в микроколлективе и научить проявлять это умение, но работу по корректировке взаимоотношений учеников при работе в группах необходимо продолжить.

В целом ученикам урок  понравился, ибо включившись в игру с самого начала, они сосредоточили свое внимание на заданиях до конца урока, не отвлекаясь.

рис.11

Студентам удалось наладить хороший психологический контакт с учащимися. Задачи урока выполнены. Цели достигнуты.

В период практики была создана творческая рабочая обстановка. Студенты показали желание и  умение работать с учащимися разного уровня подготовки. Ими были  освоены основные направления работы учителя, повысилась их мотивация  к педагогическому труду.

Работать с молодыми коллегами было интересно, и мы будем ждать их в стенах нашего лицея в следующем учебном году.

рис.12

 

Приложение

Тематический план занятий по информатике по теме: «Базы данных»

Тема урока

Содержание

Дата

1.

Хранение информации. Техника безопасности

  • Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ;
  • Компьютерные и некомпьютерные каталоги; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации;
  • Базы данных и их виды.

05.09.09г.

2.

Системы управления базами данных.

Программы работы с базами данных – СУБД и ИПС; основные возможности СУБД.

12.09.09г.

3.

Таблица как основа базы данных.

  • Создание табличной базы данных;
  • Основные операции с таблицами;
  • Создание записей в базе данных.

19.09.09г.

4.

Формы в СУБД.

  • Что такое форма, ее виды;
  • Создание формы.

26.09.09г.

5.

Запросы в СУБД.

  • Что такое запрос, его виды и свойства;
  • Формулирование запросов.

03.10.09г.

6.

Отчеты в СУБД.

  • Что такое отчет, его виды;
  • Создание отчета.

10.10.09г.

7.

Обработка данных в таблице.

  • Основные операции по обработке данных;
  • Анализ таблиц.

17.10.09г.

8.

Работа с базой данных.

Представление творческого проекта.

24.10.09г.

9.

Зачет по теме «База Данных»

Проверка знаний и умений учащихся по работе с базами данных.

31.10.09г.