В современной школе наблюдается устойчивая тенденция на повышение качества образования, но с введением ЕГЭ учитель вынужден в большей степени направлять свою деятельность не на развитие творческих способностей, эмоционального восприятия мира и самостоятельной активной позиции учащихся, а на «натаскивание» учеников на выполнение тестовых заданий. Таким образом, воспитательные задачи на уроках, предметы которых сдаются в форме ЕГЭ, чаще всего оказываются на втором плане. Этот пробел помогает заполнить предмет – кубановедение. К сожалению, его часто в школах недооценивают, считают несерьёзным предметом, который учить то и не обязательно. И это отношение передается детям. Учитель кубановедения оказывается в нелегкой ситуации: с одной стороны необходимо при минимальном количестве методического материала выполнить обязательный минимум, а с другой стороны показать детям и коллегам важность этого предмета.
Давайте разберемся, для чего все-таки так необходим предмет кубановедение. Ответить на этот вопрос помогает программа курса «Кубановедение», и первой и главной задачей в преподавании предмета является «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине». Получается, что Кубановедение - это один из малочисленного числа предметов, где на первом плане стоят именно воспитательные задачи, а не обучающие. Значит, при подготовке к предмету просто необходимо ориентироваться на интересы и потребности учащихся. А что это значит?
Согласно психологическому словарю, «интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности и тем самым способствующая ориентировке на осознание цели деятельности»[4].
Таким образом, интерес является результатом сформированных потребностей учащихся. А согласно теории А.Маслоу, в течение жизни существует последовательность в возникновении потребностей:
- высшие потребности возникают при удовлетворении низших;
- в случае конфликта потребностей побеждают низшие;
- жизнь на высоком уровне развития потребностей более продуктивна, субъективно более счастлива;
- «хорошее» общество состоит из зрелых личностей, т.е. личностей с высоким уровнем развития потребностей и мотивов.
Рассмотрим классификацию потребностей и мотивы учения (по Маслоу) [2]
Потребности | Мотивы учения |
Самоактуализация, самоосознание | Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях |
Эстетические и творческие потребности | Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир |
Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение | Интересно учиться |
Самоуважение, самопринятие | Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя |
Принадлежность: любовь, принятие группой | Социальные: учиться, чтобы уважали и любили |
Безопасность: физическая и психологическая | Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказали |
Потребности выживания: пища, вода, жилье… | Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение |
Ни для кого не секрет, что в классе присутствуют ученики с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения. А вот главный «возрастной» мотив школьника – мотив достижения.
«Мотив достижения – стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки деятельности»[1]. Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач может различаться: одни школьники больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое. Понимание этого задает три главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ученика:
- создание реалистического уровня притязаний;
- развития чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
- поддержка уверенности ученика в своих силах (позитивная самооценка).
Благоприятное сочетание этих факторов возможно только при использовании индивидуального и группоцентрированного подхода. Это можно реализовать, если учебный план согласуется с интересами учащихся. Учебный материал должен включаться в «картину мира» ученика связываться с его повседневным жизненным опытом. Все вышеуказанные задачи помогает решить именно «метод проектов».
«Проект» – исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, иногда целой четверти».[2] Термин «проектная деятельность» происходит от слова «проекция», этимологически означающее «бросать вперед», а ныне определяемое как «думать о будущем», «замышлять», «предполагать», «проектировать». «Речь идет о планах, замыслах и проектах, свойственных каждому человеку, на любой стадии его развития – от раннего детства до глубокой старости. Они порождают задачи, решая которые самостоятельно или с помощью других людей, человек ориентируется в действительности, приобретает знания о мире, а следовательно образуется».[7] «Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, могут пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно выделенной цели разработке проекта;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (соотносят поставленную цель и условия её достижения);
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями, осуществляют рефлексию»[6]
Таким образом, можно увидеть, что проектная и исследовательская деятельность является одним из лучшим решением психологических задач современного урока.
Теперь разберемся в том, как можно использовать проектную технологию при проведении уроков кубановедения. Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что данный метод одинаково эффективен как во внеклассной работе (особенно с одаренными детьми), так и в проведении учебного процесса.
Проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроке можно условно разделить на несколько видов:
- домашнее задание исследовательского характера (подготовка сообщений, рефератов и т.д.);
- применение исследовательского метода обучения (учащиеся разбиваются на группы, каждая получает свою подтему для разработки и в течение урока готовит минипроект, который защищает в конце урока);
- проведение учебного эксперимента;
- некоторые нетрадиционные формы занятий.
Урок кубановедения позволяет учителю и учащимся придумывать разрабатывать самые неожиданные и нестандартные проекты. Вот несколько примеров тем для групповой работы:
- нарисовать визитную карточку Кубани, Каневского района, станицы Новоминской;
- вылепить из пластилина проект восстановления Свято-Михайловского мужского монастыря;
- создать из бумаги (аппликация, оригами, макет и др.) новые памятники для станицы Новоминской;
- собрать «Святочные обряды ст. Новоминской». Это задание учащимися выполняется путем опроса жителей станицы;
- придумать и нарисовать шрифтовой орнамент своей семьи, и др.
Эти виды деятельности всегда встречается учащимися с интересом и энтузиазмом, так как позволяют не просто рассказать о Кубани, её традициях и особенностях, а почувствовать себя частичкой казачьей культуры и соответственно Кубани. Именно это и является главной задачей курса «Кубановедение».
Что же все-таки дает учащимся проектная деятельность?
- Развиваются мотив достижения и познавательные интересы учащихся.
- Используются различные формы работы: дискуссии, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.
- Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, школьники видят результат своего труда, а учитель получает также возможность решить проблему накопляемости оценок.
- Отсутствует формализм знаний.
- Устанавливается связь с жизненным опытом.
- В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.
- Развивается саморегуляция в деятельности.
По мнению ученицы Мурой Марины, «интересно сравнивать быт и культуру людей, которые жили до нас, следить за процессом их развития, находить отличия», другая ученица - Загвоздина Ксения - однажды сказала, что мы часто не замечаем того «простого», что находится вокруг нас, а копнешь поглубже – уже интересно, и не так-то все оказывается просто. Вот в чем для нас, учителей, заключаются главные преимущества использования проектной технологии в современной школе.
Список литературы.
- Р.С.Немов «Психология», М., «Просвещение», 1994 г.
- Н.Ю.Скороходова «Психология ведения урока», СПб, «Речь», 2002 г.
- «Общая психология» под ред. А.В.Петровского, М., «Просвещение», 1986 г.
- «Психология. Словарь», под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М., «Издательство политической литературы», 1990 г.
- Капанева Г.А., Ламакина Н.П., Чуб О.И «Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии» // Завуч. Управление современной школой, № 6, 2006г.
- Худин А.Н., Белова С.Н., «Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении» // Завуч. Управление современной школой, № 6, 2006г.
- Г.Л.Ильин «Проективное образование как способ осмысления развития ребенка» // Школьные технологии, №4, 2007 г.
- О.Д.Калачихина «Создание личностно ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» // Школьные технологии, №4, 2007 г.