Урок-диспут "Грозный царь Иван IV"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: развить способность учащихся анализировать исторические события, научить высказывать свое мнение, активно участвовать в обсуждении, привить навык самостоятельного поиска необходимой информации при подготовке к уроку.

Задачи:

  1. Ответить на вопрос о том, кто он, Иван IV: жестокий тиран или великий государь-реформатор? Чего больше он принес Русской земле – добра или зла?
  2. Построить символический памятник Ивану Грозному из черно-белых дат его правления.

Ход урока

Вступление. Недавно на центральном телевидении закончился проект «Имена России». Мы внимательно за ним следили. Победителем был справедливо признан князь Александр Невский. Среди имен претендентов было и имя царя Ивана Грозного. Как и в 1862 году его фигуры не оказалось, на памятнике «Тысячелетие России» скульптора Микешина в Новгороде, так и в наше время он не вошел в тройку лидеров. Почему? Историки пытаются дать объективную картину его правления и представить его не только как властного самодержца с диким, необузданным характером, но и как незаурядную личность с трагической судьбой. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся проанализировать исторические события эпохи правления Ивана IV, обсудим его исторические поступки на основе того материала, который вы подготовили к уроку, и построим символический памятник из черно-белых дат его правления, как в свое время сделал скульптор Эрнст Неизвестный при создании черно-белого памятника другому историческому деятелю уже нашей эпохи – Никите Сергеевичу Хрущеву. Идея проста – она символизирует положительные и отрицательные стороны правления любого исторического государственного деятеля.

Вы готовили материал по группам: «Реформатор» и «Тиран». Из всего времени правления Ивана Грозного мы выбрали 12 самых важных исторических дат.

«Реформатор». Итак, шел 1530 год...

1530 год – рождение Ивана IV. Детство его было очень тяжелым. Он видел много бесчинств и насилий боярских. У него отнимали любимых людей. Как пишет его современник: «Разума он был большого, но нрав имел горячий, крутой, неровный. От радости к гневу переходил легко, скоро...

1547 год – Венчание Ивана IV на царство митрополитом Макарием в Успенском соборе. Он приобрел титул «Великий государь, царь, великий князь Иван Васильевич всея Руси». Дальше перечислялись все земли, входившие в состав России. Атрибутами (символами власти) стали венец, «шапка Мономаха»), скипетр, держава, барма «оплечья», цепь и крест. Это событие имело важное значение.

  1. Теперь монархи других стран относились к нему как к равному.
  2. Любой россиянин, будь он князь или крестьянин, подчинялись его воле.
  3. Те, кто выступали против, подвергались опале.

1549 год – Земский собор. С 1549 года царь стал созывать Земские соборы для решения важных государственных дел. В состав Собора входили представители духовенства, дворянства, боярства, горожан. Были и крестьяне, которые жили на государственных землях...

1550 год – Создание стрелецкого войска. Стрельцов назначали из посадских людей, за счет казны, вооружали пищалями, бердышами, саблями. Им впервые на Руси платили по 7 рублей в год. В мирное время стрельцы охраняли города, а в войну – отправлялись в поход.

1551 год – взятие Казани.

1555–1560 годы – строительство Собора Василия Блаженного. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг русские земли, так огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое 8 отдельных главок...

«Тиран»

1564 год – первопечатание на Руси. Иван Федоров. Сценка.

1565 – Опричнина. В 1565 Иван Грозный объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на 2 части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла – чтобы выметать измену, и собачьи головы – чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности. Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения...

1569 год – покорение Новгорода. Крупным событием опричнины новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 15 тысяч...

1572 год – отмена опричнины. Большинство историков считают, что в 1572 году царь сам отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Герея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль...

1581 год – Юрьев день. Разделение судьбы страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 году с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета – временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей, и потерей исконно русских земель.

1582 год – убийство сына. Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе, загородной резиденции царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын Федр Иванович был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь. Царь босиком по снегу отправился в монастырь замаливать свой грех. Составил поминальные книги – синодики, в которых перечислял всех своих жертв. Писал: «Ты, Боже, знаешь, кто», если не помнил имени.

Заключение. Объективные итоги царствования Иван IV Грозный мог видеть уже при жизни: это был провал всех внутри – и внешнеполитических начинаний. Положительное значение царя Ивана в истории России далеко не так велико, как можно было думать, судя по его замыслам и начинаниям. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, бойкий политический мыслитель, но он не был государственным дельцом. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта. Политического глазомера. Чутья действительности. Царствование одно из прекраснейших поначалу – по конечным его результатам наряду с монгольским игом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели...

1530–1584

Венчание на царство

Земский собор

Создание стрелецкого войска

Взятие Казани

Строительство собора Василия Блаженного

Первопечатание на Руси

Опричнина

Покорение Новгорода

Юрьев день

Убийство сына

В итоге, ребята, мы построили символический памятник исторической личности Ивану IV Грозному...

Примечание: Урок проходит в виде диспута. Класс делится на 2 группы: «Реформатор» и «Тиран». Каждая группа готовит материал и иллюстрации по своей теме.

У автора имеется видео по теме урока.