Модульная программа “Агрегатные состояния вещества” (8-й класс) .
Таблицу см. ниже.Учебные элементы М1. Изменение агрегатных состояний вещества. |
М2. Плавление и отвердевание. | М3. Испарение и конденсация. | М4. Кипение. | М5. Сгорание топлива. Тепловые двигатели. | М6. Обобщение и контроль знаний по теме. |
УЭ0, ДЦМ Вспомнить основные свойства трех агрегатных состояний вещества. Ознакомиться с процессами, происходящими при изменении агрегатных состояний. |
Познакомиться с процессами плавления и кристаллизации . Температура плавления. | Познакомиться с процессами испарения и конденсации. | Познакомиться с процессом кипение. Температура кипения. | Познакомиться с процессом сгорания топлива. Тепловыми двигателями. | Систематизировать знания и самоконтроль учебных достижений по теме, выявить и откорректировать ошибки. |
УЭ1 Свойства газообразного состояния вещества. Процесс конденсации и десублимации. |
Объяснить постоянство температуры плавления, используя основные положения МКТ. | Объяснить процесс испарения и конденсации, используя основные положения МКТ. | Объяснить постоянство температуры кипения, используя основные положения МКТ. | Удельная теплота сгорания. Формула для расчета количества теплоты при сгорании топлива. | Дифференцированные задания по выявлению уровня усвоения содержания учебных элементов темы модулей М1– М5. |
УЭ2 Свойства твердого состояния вещества. Процесс плавления и сублимации (возгонка) |
Построить график плавления и кристаллизации. | Выяснить зависимость скорости испарения от внешних условий среды. | Выяснить зависимость температуры кипения от рода жидкости и внешнего давления. | Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели и их виды. | Подведение итогов. |
УЭ3 Свойства жидкого состояния вещества. Процесс кристаллизации и парообразование. |
Удельная теплота плавления. Формула для расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации. | Поглощение энергии при испарении жидкости. Влажность воздуха. | Удельная теплота парообразования. Формула для расчета количества теплоты при кипении. | ДВС, паровая турбина. Принцип работы и устройство. | |
УЭ4 Применение изменений агрегатных состояний веществ в быту и технике. |
Распространение процессов плавления и кристаллизации в природе, быту и технике. | Распространение процессов испарения и конденсации в природе, быту и технике. | Сравнить энергию пара и энергию кипящей жидкости | КПД тепловых двигателей. Ответить на вопрос: “Почему КПД<100% ?” | |
УЭ5 Выходной контроль. |
Выходной контроль. | Выходной контроль. | Выходной контроль. | Выходной контроль. | |
УЭ6 Подведение итогов. |
Подведение итогов. | Подведение итогов. | Подведение итогов. | Подведение итогов. |
Модуль М2, 2-й уровень сложности.
Плавление и отвердевание.
УЭ0. Постановка цели. ДЦМ: Познакомиться с процессами плавления и кристаллизации . Температура плавления.
Учебный материал с указанием заданий.
Интегральные когнитивные стили. | Дифференциальные когнитивные стили. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания. | Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ, ИД) | Содержание учебного материала (ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ1. Изучение нового
материала. ЧДЦ: Объяснить постоянство температуры плавления (кристаллизации) , используя основные положения МКТ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Изучите по доступным источникам
информации (1-й уровень – § 13, 14 учебника А.В. Перышкина) основные
сведения о процессах плавления и кристаллизации. Сделайте в тетради
опорный конспект, ответив на вопросы :
– Что происходит с веществом при плавлении (кристаллизации)? – Что такое температура плавления? -Зависит ли процесс плавления по времени от температуры плавления, если тело уже нагрето до этой температуры? – Приведите примеры процессов плавления и кристаллизации. (2 балла) |
ИТ, ИЭ, ИД Процесс плавления (кристаллизации): процесс превращения твердого (жидкого) вещества в жидкое (твердое), при температуре плавления, называется плавлением (кристаллизацией). – температура, при которой вещество плавится, называется температурой плавления. – температура плавления во время процесса плавления (кристаллизации) не меняется. Примеры процессов плавления (кристаллизации): – таяние льда; – рост кристаллов; – растопленное сливочное масло; – застывший жир. |
ДТ, ДЭ, ДД Процесс плавления требует притока энергии к плавящемуся веществу. Процесс кристаллизации требует отдачи энергии от жидкого вещества. Примеры процессов плавления (кристаллизации): – таяние льда; – рост кристаллов льда; – растопленное сливочное масло; – застывание сливочного масла. Особенности процесса плавления (кристаллизации): -при плавлении (кристаллизации) вещества, разрушается (создается) кристаллическая решетка |
1.Изучите по доступным источникам
информации (1-й עуровень-§13, 14 учебника А.В. Перышкина) основные
сведения о процессах плавления и кристаллизации. Сделайте в тетради
опорный конспект, ответив на вопросы :
– Приведите примеры процессов плавления и кристаллизации одного и того же вещества. – почему температуру, при которой вещество плавится (кристаллизуется) называют температурой “плавления”? – какие особенности процесса плавления (кристаллизации) вы знаете? (2 балла) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗТ. Предложите схему процесса плавления
(кристаллизации). (2 балла) |
ИТ, ДТ Схема процесса плавления (кристаллизации) (Пример ответа)
|
ЗТ. Составить схему или таблицу процесса
плавления (кристаллизации).
(2 балла) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗЭ. Придумайте модель процесса плавления
(кристаллизации). 2 (балла) |
ИЭ, ДЭ Модель процесса плавления (кристаллизации). |
ЗЭ. Придумайте модель процесса плавления
(кристаллизации). 2 (балла) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания. | Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ, ИД) | Содержание учебного материала (ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ2.
Изучение нового материала. ЧДЦ: Построить график плавления и кристаллизации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Рассмотрите график
плавления льда в учебнике -§14 (учебника А.В. Перышкина). Запомните, что
температура при плавлении не меняется. 2.Ответьте на вопросы: – какова начальная температура льда? -при какой температуре лед плавится? – какое вещество получается в результате плавления льда? – что происходит на участке 1?, 2?, 3? (1 балл) |
ИТ, ИЭ, ИД Температура плавления не меняется, так как вся энергия расходуется на разрушение кристаллической решетки льда. – -100С – 00С – вода – 1– нагревание льда, 2– плавление льда, 3– нагревание воды. |
ДТ, ДЭ, ДД Температура плавления не меняется, так как вся энергия расходуется на разрушение кристаллической решетки льда. – -100С – 00С – вода – 1– нагревание льда, 2– плавление льда, 3– нагревание воды |
1.Рассмотрите график
плавления льда в учебнике -§14 (учебника А.В. Перышкина). Запомните, что
температура при плавлении не меняется. 2.Ответьте на вопросы: – какова начальная температура льда? – при какой температуре лед плавится? – какое вещество получается в результате плавления льда? – что происходит на участке 1?, 2?, 3? (1 балл) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗТ, ЗД. Построить график
зависимости температуры от времени для нафталина, взятого при
температуре 00С нагретого до 1000С. (2 балла) |
ИТ, ДТ Построение графика зависимости температуры от времени для нафталина, взятого при температуре 00С нагретого до 1000С. |
ЗТ, ЗД. Построить график
зависимости температуры от времени для нафталина, взятого при
температуре 00С нагретого до 1000С. (2 балла) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗЭ. Проанализируйте
построенный график. (2 балла) |
ИЭ, ДЭ Анализ графика зависимости температуры от времени для нафталина, взятого при температуре 00С нагретого до 1000С. – процесс нагревания нафталина до 800С – процесс плавления нафталина – процесс нагревания жидкого нафталина до 1000С |
ЗЭ. Проанализируйте
построенный график. (2 балла) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ3. Изучение нового
материала. ЧДЦ: Удельная теплота плавления. Формула для расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучите по доступным источникам информации (1-й עуровень-§15 учебника А.В. Перышкина) удельную теплоту плавления. Рассмотрите формулу расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации. (3 балла) | ИТ, ИЭ, ИД Физическая величина, показывающая какое количество теплоты нужно затратить, чтобы расплавить вещество массой 1 кг полностью называется удельной теплотой плавления. Q = λm |
ДТ, ДЭ, ДД Физическая величина, показывающая какое количество теплоты нужно затратить, чтобы расплавить вещество массой 1 кг полностью называется удельной теплотой плавления. Q = λm
|
Изучите по доступным
источникам информации (1-й уровень – § 15 учебника А.В. Перышкина)
удельную теплоту плавления. Рассмотрите формулу расчета количества
теплоты при плавлении и кристаллизации. (3 балла) Заполнить таблицу. (2 балла) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ4. Изучение нового
материала. ЧДЦ: Распространение процессов плавления и кристаллизации в природе, быту и технике |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привести примеры процессов плавления и кристаллизации в природе, быту и технике. (2 балла) | ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД Примеры процессов плавления и кристаллизации в природе, быту и технике |
Привести примеры процессов плавления и кристаллизации в природе, быту и технике. (2 балла) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ5. Выходной
контроль. ЧДЦ: проверить усвоение учебных элементов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД
Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание 6 градин до нормальной температуры тела, если масса одной градины 1 г, а ее температура равна 00С? |
ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД Проверьте свои ответы по коду и оцените: За каждый ответ на вопрос 1–4 – по 1 баллу; За ответ на вопрос 5 – 2 балла. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ5. Подведение
итогов. ЧДЦ: заполнение листа контроля. Оценка знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист контроля (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)
|
ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку: 1-й уровень: 5–11 баллов – “Зачет” |
Домашнее задание: Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы на уроке.
“Незачет”: § 13, 14, 15 по учебнику А.В. Перышкина.
“Зачет”: № 879 по сборнику В.И. Лукашик.
“Хорошо”: № 880 по сборнику В.И. Лукашик.