На уроках природоведения целью моей педагогической деятельности является развитие способностей каждого ребенка через предмет.
В прошлом году я выпустила одиннадцатиклассников и теперь работаю с малышами – пятиклассниками. Дети пришли инициативные, как губка впитывают знания о мире, в котором они живут, имеют навыки самостоятельной работы со справочной литературой. Им интересно всё, и я с ними открываю заново этот большой мир.
В 5 классе я работаю по технологии ИОСО. В концепции индивидуально-ориентированной системы обучения, мне лично, импонирует её открытость всем другим образовательным технологиям и методическим приемам. В этой технологии могут использоваться все методические приёмы, способствующие успешной учебно-познавательной деятельности, вне зависимости от доминирующей в образовательном учреждении технологии обучения.
С помощью технологии ИОСО ребенок не просто получает сумму знаний, умений, навыков. У него формируется многообразный социальный опыт управления собой в ходе учебной деятельности, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации,
терпимость к чужому мнению, коммуникабельность.
Разрабатывая индивидуально-ориентированные планы для каждого ученика, большое внимание уделяю творческим заданиям. Понятие творчества очень глубоко и разнообразно. Элементы творчества проявляются в любой области деятельности – в игре, в сочинении сказки или стихотворения, в составлении кроссворда, чайнворда, ребуса, теста; в создании рисунка, или подготовки сообщения в виде реферата на интересующую тему. Творческое задание может выполнить любой ребенок в классе, отличник или троечник, независимо от того, как он учится. Выполнение этих заданий построено на принципе добровольности.
В творческой работе учащихся проявляются такие ценнейшие человеческие качества, как трудолюбие, наблюдательность, творческая фантазия, любовь к поэзии, интерес к предмету.
Радость успеха, даже небольшого, рождает у ребенка желание продолжить творческую работу. Как педагог, я обязательно поддерживаю ученика, подбадриваю и оцениваю каждое творческое дело. Проявление способностей у учащихся во время выполнения творческих заданий повышает их самооценку, возвышает детей в глазах их одноклассников, помогает становлению личности.
На уроках природоведения вместе с детьми мы выработали три правила при подготовке небольших докладов, рефератов, сообщений на какую-либо тему.
- Первое правило называется «Правило пяти минут». Если ученик выступает, никто не может его перебить в течение 5 минут.
- Второе правило: «Я рассказываю только то, что интересно мне самому».
- Третье правило: «Я не читаю свой доклад полностью, я только заглядываю в него».
Все эти правила помогают ребенку развивать монологическую речь, овладевать основами ораторского искусства, не бояться выступать перед аудиторией.
Привожу примеры творческих заданий при прохождении темы «Вселенная». Творческие задания давались учащимся для выполнения дома. Это стихотворения, сказки, тесты, созданные учащимися 5 класса.
Высоцких Наташа.
Земля. Земля!
Как ты для нас красива.
Умела ты бы говорить,
Дала бы всем совет
Как сохранить тебя.
Тесленко Настя
Все планеты просто чудо!
Звезды тоже хороши!
А хвостатая комета
Ты лети, лети, лети!
Иванова Люба
Люблю смотреть на звёздное небо.
Какая-то тайна скрывается в нём.
Разгадать бы её я хотела.
И сказка и быль в нём самом.
Высоцких Наташа
Какое небо необычайное!
Какие звёзды!
Так и хочется взлететь
И окунуться в эту красоту!
Но жаль, летать я не умею
И окунуться не могу
Автор Богданов Максим
Сказка о Земле и Луне
Жила в космосе Земля. Она была очень красивая и голубая, но у неё не было друзей. Не с кем было поиграть и поговорить. Земля всё время грустила и плакала мелкими дождиками.
Однажды мимо пролетала Луна.
- Здравствуй, - сказала Луна. – Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
- Меня зовут Земля, а плачу я оттого, что у меня нет друзей. Моя соседка - красавица Венера задирает нос, и всё время прячется от меня, а Марс слишком воинственный и агрессивный. Остальные соседи находятся очень далеко и не слышат меня.
- Хочешь, я с тобой поиграю? – спросила Луна.
- Очень, очень хочу! – обрадовалась Земля.
И они стали играть в догонялки. Луна убегала, а Земля догоняла её. Им было очень весело вдвоем. И тогда Земля сказала:
- Оставайся рядом со мной, будешь моим спутником. Мы всегда будем вместе и в печали и в радости. Ведь очень здорово, когда есть тот, кто тебя понимает!
Луна согласилась. И теперь они всегда вместе. Смотрят друг на друга и разговаривают.
Остальные планеты, глядя на них, тоже стали заводить себе спутники. Марс завел два спутника, под стать себе - Деймос и Фобос, Нептун – тринадцать, Уран – двадцать семь, Сатурн – тридцать пять, а Юпитер решил всех перещеголять – вокруг него вращается шестьдесят три спутника!
Автор Шестакова Наташа
Соревнование планет.
- Какая я большая! – радовалась Земля. - Не то, что эта малютка Меркурий! Он в два с половиной раза меньше меня!
Тут к Земле приблизилось что-то гигантское. Это Юпитер заскучал и сошел со своей орбиты.
- Не бойся, горошинка, не задавлю!- сказал Юпитер басом. – Какая же ты кроха! Он достал сантиметр и померил талию Земли. – Надо же! Я в 11 раз больше тебя! Но наше Солнышко еще больше. Если представить, что оно размером с апельсин, то ты Земля – с рисовое зернышко, а я не больше вишни.
Солнце, услышав это, заулыбалось и выпятило живот. Вдруг оно увидело, что-то невероятно большое…
- Я звезда Альдебаран! - представился гигант. – Давай дружить, малыш! – обратился он к Солнцу. – Поиграем! Я буду яблоком, а ты моим семечком! Как раз по размеру подходишь!
- Я тоже хочу дружить с этой песчинкой по имени Солнце! – сказала оттуда-то сверху звезда Антарес. – Давайте так: я буду арбуз, ты Альдебаран – яблоко, а песчинкой по сравнению с нами будет Солнце.
- Руки вверх! – крикнуло что-то такое большое, что не было видно, где оно кончается, а где начинается. - Ха-ха-ха! Я пошутила. Я звезда Пистолет. Меня так назвали за то, что туманность вокруг меня похожа на пистолет.
- Пылинки! Возьмите меня тоже играть,- попросило нечто, размером с всю Солнечную систему. – Это я, Цефея. Ох! Как одиноко быть самой большой звездой на свете!
Все планеты и звезды стали дружить.
Автор Высоцких Наташа
Сказка о планетах
Жило - было Солнышко. Так вот: стало скучно Солнцу. Стало Солнце созывать друзей: планеты - Меркурий, Землю, Венеру, Землю, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Когда они все дружно собрались, Солнце сказало: «Давайте жить все вместе! Вы будете вращаться вокруг меня, а я буду греть вас и ваших детей».
- Расскажите, у кого из вас есть дети? Меркурий, начну с тебя!
- У меня нет детей.
-А ты прекрасная Венера?
- Ну, нашел о чем спросить! Я молода и красива, мне еще рано думать о детях!
- А у тебя красавица Земля?
- У меня есть дочка – несравненная Луна, круглолицая и среброликая.
- А ты воинственный Марс обзавелся детьми?
- Да, мои сорванцы Деймос и Фобос не дадут себя в обиду.
- А ты Юпитер?
- У меня голова кругом идет, иметь 63 ребенка – эту не шутка!
Тут остальные планеты-гиганты заговорили хором. Сатурн хвалился своими 35 послушными детьми, Уран наоборот стал жаловаться на своих 27 озорников и проказников. Нептун похвастался своей чертовой дюжиной – 13 шалунами. Только маленький Плутон тяжело вздохнул, – ему одному было очень одиноко.
Все хором одновременно воскликнули: «Мы будем жить вместе!»
Солнце обрадовалось, заулыбалось и засветилось от радости еще ярче.
- Если мы будем все вместе, у нас образуется Солнечная система. Я вас всех сейчас распределю. Маленькие планеты, вы будете вращаться близко вокруг меня, и я вас отнесу к планетам Земной группы. А вы планеты-гиганты очень большие и будете вращаться вокруг меня за поясом астероидов. Только вращайтесь аккуратнее по своим орбитам, не сходите с них, а то быть беде!
Только застенчивому Плутону не хватило место рядом с Солнцем, и он удалился на самый край Солнечной системы.
С тех пор планеты со своими спутниками вращаются вокруг Солнца и все вместе входят в Солнечную систему.
Автор Шестакова Наташа
Тест по теме «Строение Земли»
1. Создатель теории катастроф – это
а) Ж. Бюффон б) Джинс в) Э. Кант г) Лаплас.
2. Мантия – в переводе с греческого языка – это
а) шуба, б) одеяло, в) покрывало, г) шапка.
3. Оболочки Земли можно разделить по понижению температуры так:
а) земная кора, мантия, ядро;
б) ядро, мантия, земная кора;
в) мантия, земная кора, ядро;
г) мантия, ядро, земная кора.
4. Вулканы бывают: (два ответа)
а) щитовой, б) мечевой в) шлемовой г) конический
5. Из-за чего возникают землетрясения?
А) Земля сталкивается с небесными телами.
Б) Земле холодно.
В) Плиты мантии сталкиваются.
Г) Планета злится.
6. Почему Марс красный?
а) из-за залежей соединений железа б) болеет краснухой
в) на нем живут краснокожие г) ему стыдно.
Это только часть заданий, сделанных детьми. Творческая атмосфера очень помогает на уроке и хорошо сказывается на учебной деятельности, развивая способности детей, и, помогая пропаганде знаний об окружающем нас мире.