Цели урока:
- Сформировать представление о многообразии озер и их происхождении.
- Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения котловин
- Воспитывать любовь и бережное отношение к озерам. Повышать интерес к предмету.
- Продолжить работу с картой.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карта полушарий ,физическая карта России, карта Челябинской области, Нагайбакского района
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Изучение нового:
Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь.
-Какую тему мы изучаем?
-На какие группы подразделяются воды суши?
-Что включают в себя подземные воды?
-Какие поверхностные воды мы изучили?
-Что будем изучать сегодня?
-Тема нашего урока «Озера» Цель: познакомиться с разнообразием озер и их происхождением.
Мы живем в мире слов. Каждое слово что - нибудь обозначает. Давайте, определим значение слова «озеро». Так что же такое озеро?
Показ картин. Дети сами дают определение. Слайд №1,2,3
Работа в тетради. Запишите число и тему урока и определение.
Озер на Земле великое множество.
Раскройте в атласе карту полушарий. Мы начинаем путешествие по озерам. Все они разные. Есть крупные озера - это Каспийское море-озеро. Слайд №4. Вот самое глубокое в мире озеро-Байкал. Слайд №5. Его глубина 1620 метров. В него впадает более 300 рек и вытекает одна река.
А что такое озерная котловина? Определение дают дети или прочитать можно в учебнике.
Слайд №6
Озера образуются путем накопления воды в низменных районах.
Какие источники пополнения озер вы знаете? (дождевое, ручьи, родники и т.д.)
Если озеро это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Если так, то, каким может быть их происхождение? Озерные котловины имеют разные происхождения.
-Котловины могут быть тектоническими - образованные в результате движения земной коры. Слайд №7
Байкал, Танганьика - образовались в разломах земной коры.
-Остаточные - остатки от древних морей. Каспийское, Аральское. За свою величину озера называются морями. Слайд №8
- Вулканические - образовались в кратерах потухших вулканов.
Кроноцкое на Камчатке, много на острове Ява, Курильских островах. Слайд №11
-Запрудные – возникают обычно в горах в результате сильных обвалов, которое преграждает русло реки, создавая естественную плотину. Примером может служить Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, преградил путь реке Мургаб, создал плотину, которую река не может размыть. Глубина этого озера 500 метров, длина-70 км. Слайд №10
-Ледниковые - на севере нашей страны, много озер, котловины которых углублены древним ледником. Ладожское, Онежское. Слайд №9
-Озера-старицы – образуются на месте бывшего русла реки. Они располагаются в пойме рек. Много на Урале, Гумбейке и т.д. Слайд №13
- Карстовые - расположены в местах, сложенной легкорастворимыми породами. Подземные воды растворяют их. Появляются подземные пустоты, поверхность над которыми начинает проседать. После провала верхнего слоя, получается котловина, заполняющаяся водой. Обычно они не велики по размерам. Их много на севере Европейской части и в Поволжье, на Урале. Слайды № 12, 14.
- Перечислите, какие типы озерных котловин вы узнали и запомнили.
- Все озера делятся на сточные и бессточные. Слайд №15
Посмотрите на контуры озер и определите, какое озеро будет сточным, а какое – бессточным.
Зарисуйте в тетрадь схему и подпишите. Слайд №16
-Чем отличается сточное озеро от бессточного.
1. Из них вытекают реки | 1. Из них не вытекают реки. |
2. Воды теряются при стоке и испарении | 2. Воды теряются при испарении. |
3. Соли выносятся. Воды пресные. | 3. Соли накапливаются, из-за этого вода становится соленой. |
4. Байкал, Ладожское, Онежское. | 4. Иссык-Куль, Каспийское. |
- Озера отличаются не только по стоку, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на три группы: пресные, соленые, минеральные.
-Если озеро сточное, то вода в нем пресная содержит более 1% солей это Байкал, Онежское.
-Если озеро бессточное, то вода в нем соленая, оно содержит до 47% солей. Каспийское -13%. Слайд №13
-Есть минеральные, которые содержат более 47%. Эльтон, Баскунчак, Чаны.
Зарисовать схему в тетрадь.
-С какими видами озер по стоку и солености познакомились.
-Озера изменяются со временем. Рассмотрим таблицу «Зарастание озера».
-Объяснение учителя.
Количество воды в озерах может изменяться по сезонам года в зависимости от источников питания. При изменении стока воды в озеро изменяется его уровень, состав вод. Реки приносят в озеро много песка и ила. Когда озеро молодое, дно его неровное. Этот материал осаждается на дне. Озеро начинает мелеть. Дно выравнивается, берега зарастают. Возле берегов оседает глина, а ил будет оседать в более глубоких местах. Озеро стареет, оно стало мелким. Мох окружает озеро со всех сторон и постепенно озеро превращается в болото.
-Вода во все века является источником вдохновения для поэтов и художников.
Много стихов поэты посвятили озерам, на берегу которых им довелось побывать.
Так Сергей Есенин в 1914 году проникновенно писал об озере
«Выйду на озеро, в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать».
Или в 1910 году
«Выткался на озере алый цвет зари
Набору со звонами плачут глухари».
-Многие художники рисовали и рисуют озера. Выдающийся русский художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан не раз изображал на своих полотнах водную гладь.
-Давайте рассмотрим внимательно картину.
-Какое настроение, чувства вызывает картина?
-Можно, что ты видишь выразить в стихах.
Вывод: дети высказывают мнения, читают свои стихи. Картина вызывает светлые чувства, ощущение простора, чистоты, необъятные дали.
ОЗЕРА ОБЛАСТИ И РАЙОНА.
Ребята, Южный Урал – край озер. На территории Челябинской области свыше 3000 озер. Расположены они в основном в ее восточной части. Самые крупные озера Увильды, Тургояк и другие. Они имеют скалистые берега, большую глубину. Многие озера равниной части соленные. Озера богаты разнообразными бальнеологическими ресурсами. По разнообразию лечебных грязей область занимает одно из первых мест в нашей стране. На многих озерах ,такие как Зюраткуль, Увильды, Тургояк созданы здравницы, дома и базы отдыха. Бальнеологическое значение имеют не только грязи, но и щелочные воды озер Подборное, Сладкое, Горькое и т.д. Уральскими Ессентуками называют озеро Подборное в Увельском районе. Вода имеет повышенную щелочность, поэтому она способствует очищению и залечиванию ран, приятна для купания, целебными свойствами обладает и ил, т.е. грязи. На берегу озера построен санаторий "Урал".
Сообщения учащихся – о Зюраткуле, Тургояке, Увильдах. Слайды №18-20.
Озеро Зюраткуль является одним из самых примечательных памятников природы Урала не только российского, но и мирового уровня. Это самое высокогорное и самое пресное озеро нашего края. Оно находится в 25 километрах от города Сатки на высоте 724 метра над уровнем моря. Глубина его 4-5 метров. Озеро Зюраткуль – уникальный памятник природы и археологии. На берегу озера археологами открыто более 10 стоянок человека каменного века. Неповторима красота этого крупного горного водоема, зеркальную водную гладь окружают горные хребты, покрытые темно - хвойными лесами. В 1993 году здесь был создан Зюраткульский национальный парк. В парке находится под охраной 15 памятников природы.
Сообщение о Тургояке .
Это второе по величине озеро нашей области. Его площадь 26,4 километра. Озеро Тургояк называют младшим братом Байкала. Как и в Байкал, в него впадает немало ручейков и речек – вытекает лишь одна. Это одно из самых глубоких и емких озер края. И глубин не отнимать – до 32метров. И вода в нем совсем как байкальская по чистоте, на два десятка метров проглядывается дно. А по мягкости почти дождевая, минеральных солей в ней почти нет. Тургояк внесен в списки самых ценных озер мира, самых красивых ландшафтов страны, а в Челябинской области – памятников природы.
Озеро Тургояк – любимое место отдыха уральцев. Его берега застроены базами отдыха. Сообщение об Увильдах.
Озеро Увильды – это самое крупное озеро на Южном Урале. Его глубина - 38 метров, а площадь 68,1 кв.километра. Оно имеет форму груши и расположено между городами Карабаш и Кыштым. Озеро это изумительно по красоте. На нем находится множество островов. Самый крупный остров – Березовый. Большая часть извилистой береговой линии покрыта сосновым и смешанным лесом.
Озеро Увильды – памятник природы. Оно взято под охрану.
Наш район имеет несколько десятков озер. В районе есть крупные озера Кара - Чура, Ача - Куль, Башкирское, Маховое и мелкие Долгое, Круглое, Гусево и т. д. Все озера пресноводные, берега пологие, по форме круглые.
Сообщение – о Кара – Чуре - озеро является памятником природы. Слайд №21-22
ЗНАЧЕНИЕ ОЗЕР. Слайд №23
Озера всегда играли большую роль в жизни людей.
-Давайте, подумаем какое значение, имеют озера?
- имеют хозяйственное значение (в промышленности, с.х., водоснабжение)
- берега являются прекрасным местом отдыха и туризма.
- по большим озерам на судах перевозят грузы, т.е. имеют транспортное значение.
- из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу.
- небольшие озера используют для разведения рыб, водоплавающих птиц.
- Ребята, человек и природа единое целое. Используя воду, человек загрязняет ее, что отражается на его здоровье.
- Как вы думаете, что является источником загрязнения вод. Слайд № 24
Если мир вокруг нас будет чист, а не загрязнен, то и человек будет здоров и счастлив.
Памятка – обращение к учащимся.
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Не загрязняйте водоемы и места отдыха!
Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения более 2 лет
Консервные банки – более 90 лет
Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет
Стекло - более 1000 лет.
- Не смывайте в водоемы нефтепродукты (бензин, машинное масло), они затягивают поверхность воды масляной пленкой, что вызывает кислородное голодание у водных организмов.
-Мыть машины вблизи озера или реки категорически запрещается.
Чистая вода- это здоровье!
Дорогие ребята!
Не будьте равнодушными к себе, к своему здоровью.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- Назовите самое глубокое озеро мира
- Назовите самое большое по площади озеро
- Назовите, какое озеро называется сточным? бессточным?
- Какие типы озерных котловин вы знаете?
- Задачи:
а) что вы сделаете с остающимся после себя мусором, покидая временную стоянку на берегу озера?
- выбросите его в озеро
- оставите на берегу
- поступите как-то иначе.
б) Если вам представится возможность построить дом на берегу озера, покрытым лесом, что вы сделаете:
- вырубите мешающие строительству взрослые деревья
- выберите поляну, находящуюся на расстоянии 300 метров от воды и без широкого вида на озеро.
в) На какой лодке вы предпочтете кататься на озере: моторной или весельной
Почему?
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
параграф 31.
5. ИТОГ:
Вот и закончился наш урок. После этого урока вы поняли, надеюсь, как прекрасна и красива наша Родина, ее природа. И мы должны беречь эту красоту.
Так давайте будем беречь нашу Землю!
Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце!
«Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век
На Земле уж белых пятен нет
Черные сотрешь ли, человек?!»