Урок-обобщение по теме "Молекулярная физика"

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели урока: сформировать представление учащихся о компонентах, составляющих физические теории, описывающие тепловые процессы, на примере изучения данной темы закрепить знания учащихся о строении физических теорий, продолжить формирование у учащихся физической картины мира.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер учителя, мобильный компьютерный класс (МКК), презентация «Молекулярная физика» (Приложение 1), тест «Молекулярная физика» (на два варианта), выполненный в программе Testmaker.

Тип урока: обобщающий

Этапы урока:

Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Актуализация знаний учащихся о строении физической теории Беседа учителя с учащимися Отвечают на вопросы учителя 2 мин
2. Детализация отдельных положений теорий «МКТ» и «Термодинамика» Опрос по домашнему заданию Ответы учащихся с использованием подготовленных записей в тетради 10 мин
3. Заполнение итоговой таблицы по содержанию обеих теорий с последующей проверкой Индивидуальная помощь учащимся Самостоятельная работа в тетради по вариантам (Приложение 2) 10 мин
4. Проверочная работа (1 вариант) Организует работу учащихся другого варианта – разгадывание кроссворда «Творцы науки» (Приложение 3) 1 вариант – выполняет проверочную работу с использованием МКК (Приложение 4) 10 мин
5. Проверочная работа (2 вариант) Организует работу учащихся другого варианта – разгадывание кроссворда «Творцы науки» (Приложение 3) 2 вариант – выполняет проверочную работу с использованием МКК (Приложение 5) 10 мин
6. Подведение итогов     3 мин

Ход урока

  1. Подошло к концу изучение молекулярной физики. На этом уроке мы будем подводить итоги ваших знаний по содержанию двух физических теорий: молекулярно-кинетической теории и термодинамики. (Слайды 1-2)
  2. Вспомним, каково строение любой физической теории. (Слайд 3)
  3. Вы подготовили дома по вариантам (1 вариант – МКТ, 2 вариант – термодинамика) свои заметки по содержанию этих двух теорий. Учащиеся отвечают, пользуясь своими черновиками, каков эмпирический базис, какие физические модели, физические величины, фундаментальные постоянные, физические законы составляют основание, ядро и следствия МКТ и термодинамики. (Следуем по гиперссылкам со слайда 3 на 4, 5, 6, 7 и 8 слайды).
  4. Выясним, какова была роль опыта Штерна? Ваше мнение? Правильно, необходима была проверка теоретических выводов, сделанных Д.Максвеллом по распределению молекул идеального газа по скоростям. Опишите опыт Штерна. Какой вывод был сделан из этого опыта? (Слайды 9 и 10).
  5. Какими методами изучают МКТ и термодинамика идеальный газ? Укажем их отличительные особенности. (Слайды 11и 12).
  6. Что является предметом изучения, каковы основные понятия молекулярно-кинетической теории? Какие учёные внесли свой вклад в развитие этой теории? В чём заключается применение МКТ? (Слайды 13-16).
  7. Что изучает термодинамика, каковы типичные понятия и средства описания тепловых процессов использует эта теория? Назовите учёных – создателей термодинамики. (Слайды 17-22).
  8. Каковы применения термодинамики? Перечислите принципы действия тепловых машин. Какие тепловые процессы рассчитываются с помощью термодинамики? Перечислите их основные особенности. (Слайды 23-25).
  9. Мы повторили содержание двух теорий, описывающих тепловые явления. Заполните таблицу сравнения этих теорий (меняемся вариантами: 1 вариант заполняет графы таблицы по термодинамике, а 2 вариант – по МКТ). (Проверку правильности заполнения производим на слайде 26).
  10. А сейчас настало время проверки ваших знаний молекулярно-кинетической теории и термодинамики. 1 вариант выполняет тест, используя компьютеры мобильного компьютерного класса, а 2 вариант – решает кроссворд «Творцы науки». Затем поменяемся заданиями.
  11. Проверим, правильно ли вы решили кроссворд. (Слайд 27).
  12. Остановимся на ошибках, которые вы допустили при выполнении теста. (Разбор ответов по слайдам 28-37).
  13. Подведём итоги сегодняшней работы на уроке. Итак, мы создали полное представление о предмете, методе и способах описаний тепловых процессов двух физических теорий – МКТ и термодинамики, составили картину мира, описываемую этими теориями.
  14. Спасибо за урок!