Роль книги в умственном развитии ребенка 8–10 лет

Разделы: Классное руководство


«Люди перестают мыслить, Когда они перестают читать»

Д.Дидро

Уважаемые родители!

Сегодняшнее родительское собрание я хотела бы посвятить теме: «Роль книги в умственном развитии ребёнка 8-10 лет».

Проблемы детского чтения, а точнее, нечтения, волнуют сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и многих родителей. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание государства к культуре в целом и книжной в частности, и нехватка времени у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр, теснящих «старую добрую книгу»…

Учить любить книгу ребёнка надо не только в школе, но и дома. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Всё чаще и чаще можно слышать от родителей сетования по поводу того, что дети не хотят и не любят читать. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать в наш компьютерный век не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это не верно.

Было проведено анкетирование, и мы получили следующие результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят читать сами, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей чаще за чтение, чем хвалят.

В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. В такой обстановке будет естественен постоянный интерес родителей к успехам ребёнка. Радость родителей по поводу успеха ребёнка, его новых знаний воспитывает в нём желание учиться. В этом серьёзном труде у школьника, могут быть и какие – то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребёнку преодолеть их, не срывают на нём своё раздражение по поводу этой неудачи. Необходимое условие умственного воспитания и самовостипания любого человека – чтение книг. Чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь. В 8-10 лет дети должны уметь получать информацию самостоятельно (читать занимательные книги, познавательную литературу, пользоваться словарями, энциклопедиями). Большое значение чтению, его культуре уделял в своей педагогической работе Сухомлинский, он считал, что без высокой культуры чтения нет школы, нет подлинного умственного труда. Без помощи родителей учителю трудно, поддерживать интерес к чтению. От того, как ребёнок овладел техникой чтения, умением понимать прочитанное, зависят его успехи и по другим предметам. К самостоятельному чтению детей необходимо проявлять внимание. Макаренко писал, что родители должны контролировать подбор литературы, должны знать, как читает ребёнок.

Но в нынешней сумрачной картине детского чтения есть и светлые краски. Там, где семья, школа и библиотека сообща занимаются педагогикой детского чтения, появляются талантливые читатели.

Чтение – процесс творческий и глубоко личностный. Руководить чтением своего ребёнка – это значит совместно открывать необъятный мир духовных ценностей. Лучше всего постепенно, пошагово пробуждать и поощрять интерес ребёнка к книгам. Как это осуществить?

Прежде всего, читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребёнка возникает потребность в чтении естественно и незаметно.

Другое важное условие воспитания читателя – сотворчество детей и взрослых «вокруг книги». Семейное чтение должно стать традицией, занятием систематическим, любимым, ожидаемым всеми с нетерпением. Читайте каждый вечер (или свободный вечер) все вместе в особой, духовной, атмосфере! Хорошим примером является пример родителей, если ребёнок видит, что мама читает книгу, папа читает газету или журнал, то и ребёнок захочет последовать их примеру. В возрасте 8-10 лет дети могут читать детские журналы и газеты. В настоящее время не каждая семья может себе позволить выписать детские журналы и газеты или купить книгу, но из этой ситуации есть простой выход в нашей сельской библиотеке-музее и школьной библиотеке есть газеты и журналы, подходящие для их возраста. (показать имеющиеся журналы и газеты из библиотеки, а также журнал «Эврика» органом издания, которого является созданная в школе Детская Республика «Подросток».

Желаемый результат можно получить, когда не один ребёнок идёт в библиотеку, а с кем-то из родителей, которые ему помогут выбрать подходящую книгу или журнал, а после её прочтения побеседуют. Хочется отметить, Дворецкую Валентину Михайловну с Викой посещают библиотеку, выбирают книги самой разной тематики; Минину Елену Александровну с Настей; Стрельцову Татьяну Михайловну и Ольгу; Усольцевых Надежду Николаевну с Петей, которые руководят чтением своих детей. Также следует отметить дедушку Алёши Кравца Сергея Юрьевича. Как активного читателя, но нужно сказать, что Алёша стал посещать библиотеку благодаря своему другу Серёже Трушникову. Ира Семёнова посещает библиотеку со совей сестрой Ольгой.

Пусть ребёнок слушает пластинки, где профессиональные актёры читают литературные произведения.

Помните, что малыш имеет право на собственное суждение, не совпадающий с вашим взгляд на прочитанное. Научитесь в семейных дискуссиях уважать личность ребёнка, его индивидуальные вкусы и пристрастия. Убеждайте, а не навязывайте своё мнение.

Не надо заучивать прочитанное наизусть. Не следует читать одно и то же по пять и более раз. Бери книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник, верно, подметил, а что нет. Тогда маленький читатель ещё раз возвратиться к тексту, но уже самостоятельно. А ещё лучше взять книжки-потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случае ребёнок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже только ради поиска смешных несовпадений.

Читайте книги вместе с ребёнком по очереди. Две книги в неделю – достаточно. Смотрите диафильмы и по очереди читайте написанное в кадре. Мы с вами так детально рассматриваем проблему чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе. Если с вашей стороны уважаемые родители будет уделено больше внимания, то проблемы, о которой я рассказала, не будет при изучении и подготовки к изучению устных предметов. Научить детей ответственному, бережному обращению к библиотечным книгам – обязанность родителей. Может быть кто-нибудь из вас желает, поделиться тем как вы прививаете своим детям любовь к чтению, книгам.
Надеюсь, что советы американского психолога В. Уильмса помогут вам в решении данной проблемы:

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.
  3. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).
  4. На видном месте дома повести список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении (сколько книг, прочитано и за какой срок)
  5. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и п.т)
  6. В доме должна быть детская библиотечка
  7. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что – то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях)
  8. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм
  9. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  10. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.
  11. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  12. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  13. По чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  14. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!
  15. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  16. Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.