Классный час по теме "Воспитание?! Модели воспитания!!!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: повышение  интереса  учащихся к проблеме воспитания человека.

Задачи:

  • «Открытие» учащимися типичных воспитательных моделей, описанных педагогом и писателем С.Л Соловейчиком.
  • Вовлечение учащихся в диалог о вариативности моделей воспитания.
  • Осознание учащимися места и роли каждой из воспитательных моделей в жизни человека.

Форма проведения классного часа: диспут с элементами беседы и ролевой игры.

Оформление: выставка книг  С.Л.Соловейчика, мультимедийная презентация.

Доска:

Тема: «                     ?!                     !!!» (Тема не записана в начале классного часа).
Подготовлены надписи – указатели: «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник», иллюстрации к ним, тульский пряник и плетка – кнут как предметы реквизита.
Учащиеся, по их желанию,  разделены на три  группы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Инсценируется ситуация « Беседа пассажиров в автобусе»

–  Ну и молодежь пошла: никто места не уступит, ни уважения, ни культуры.
–  Неправда, молодежь у нас хорошая, образованная, много знающая.
– И ничего-то в ней хорошего: ни к чему не приучена,  все делает из-под палки, без желания.
–  Все вы и правы и не правы: молодежь у нас разная…

2. Вопрос классу

– Попробуйте определить тему сегодняшнего нашего разговора.  ( Сужаем круг предложенных тем с опорой на слова культурный, воспитанный, …, выводим слово  воспитание как тему для разговора).

3.  Введение.

– Итак, тема разговора – «Воспитание». Слово строгое, научное, предполагает суховатое и малоинтересное для учеников теоретическое изучение. Попробуем взглянуть на тему иначе. Итак, информация к размышлению:  известный педагог и писатель Симон Львович Соловейчик описал три самых привычных модели воспитания,  назвав их условно «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник». Названия яркие и точно отражают суть каждой модели.

4.  Эвристическая работа в группах

4.1. Формирование  представления о методе

– Отталкиваясь от названия метода и опираясь на зрительный  и предметный ряд, представленный на доске,  определите суть метода, укажите его отличительные особенности. Подумайте о его плюсах и минусах. (Учащиеся в группах  в течение 10 минут обсуждения  приходят к определенному мнению).

4.2. Осознание темы

Учащиеся  высказывают свое  понимание  сути методов, после выступления   каждой группы учащихся дается  иллюстрация – комментарий учителя  к  модели.

 4.3 Уточняющие вопросы классного руководителя каждой группе:

– Верна ли данная модель воспитания?
– Можно ли ее считать единственно правильной? 
– Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

 4.4. Иллюстрация к  модели «Уличное движение»

У одного известного  литературного героя с детства висели перед глазами прописи: «Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Очень верное и нужное для воспитания хорошего человека правило. Запомни его, выполняй – и все будет отлично. А кто вырос из этого человека? Назовите имя героя. (Ответ: Павел Иванович Чичиков – отвратительнейшая личность с полным отсутствием  нравственности и морали). Вот ответ относительно универсальности метода.

4.5. Иллюстрация к модели «Сад – огород»

Сюжет из детского юмористического журнала «Ералаш».

Эпизод 1. Разговор мамы с сыном:
– Не водись с этим Петровым – он хорошему не научит.
Эпизод 2.Мальчик – сын у Петрова.
– Научи меня  плохому,  ну научи меня плохому…
Петров отнекивается, пытается отвязаться от малыша, а тот настойчиво, терпеливо  просит:
–  Ну научи меня плохому… ну научи меня плохому… ну научи меня плохому…
Эпизод 3.Мальчик возвращается домой. На нем порвана рубашка, под глазом синяк, волосы взлохмачены – вид ужасный. Мама, глядя на него:
– Ну, говорила я тебе: Петров хорошему не научит!
(Попытка мамы оградить ребенка от внешних влияний дала обратный результат: хочу познать запрещенное).

4.6. Словесную  иллюстрацию к 3-й модели составляем с учащимися:

– К чему может привести желание получать «пряники» и избегать «кнута»? (Ко лжи, изворотливости, к мысли о возможности обмануть справедливость и представить любую ситуацию с выгодой для себя).

5. Оценочный комментарий учителя

1) Модель «Уличное движение», по С.Л.Соловейчику, основана на мнении, что для воспитания человека достаточно научить его выполнению определенного ряда правил, как в дорожном движении.  Эти правила будут регламентировать все поступки человека, знающего, что можно и что нельзя. Как и правила дорожного движения, они разрешают, запрещают или предупреждают определенные действия. Строгое соблюдение свода правил – гарантия  качественного воспитания.
Мы пришли к выводу, что это не всегда дает ожидаемый положительный результат.

2) Модель «Сад – огород» основана на убеждении, что с ребенком можно обходиться, как с грядкой, выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом, прививая ему лучшие качества. При этом можно создать максимально комфортные условия для ребенка, оберегая его от трудностей и проблем.
Мы решили, что такая модель дает однобокое воспитание, даже обратный результат.

3) Модель «Кнут и пряник» предполагает следующее: за добрый поступок наградить, за дурной –  пожурить,  поругать,  наказать. Воспитание – это цепь поощрений и наказаний.
Хорошо, если и то, и то заслужено, а если нет? Как это формирует личность?

 6. Обобщение проведённой работы при обсуждении

Какую из моделей воспитания можно считать универсальной?
С. Л. Соловейчик считает, что ни одна из этих 3-х типичных воспитательных моделей не может быть единственной и правильной. В педагогике существует множество моделей, методов и приемов воспитания личности.  Каждая в разумной мере может быть применима, при этом  не отвергая положительного влияния и других.

 7. Расширение темы

– Семья – основной субъект воспитания. Именно в семье есть возможность применить все перечисленные выше типичные  воспитательные методы. В семье закладываются основные трудовые, нравственные, гражданские навыки. «Все, что есть в нашем ребенке,  возникает как результат двух встречных движений – изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка» (С.Л.Соловейчик).  А кто или что еще может влиять на процесс воспитания?  Назовите  другие  субъекты  воспитания, кратко скажите об их роли.
(Обсуждение  в группах  в течение 5 минут. Подготовка ответа. Выступления учащихся).
Называются субъекты: семья, школа, сверстники,  улица, общество в целом,  книги,  дополнительное образование (хобби),  музыка, ТВ, СМИ, интернет (социальные сети)…

8. Обобщение проведённой работы при обсуждении

– На воспитание личности  (и положительное, и отрицательное)  влияют очень многие субъекты и факторы. Недостаточно руководствоваться только привычными моделями,  описанными педагогом С.Л. Соловейчиком  и рассмотренными нами сегодня.

9. Подведение итогов

– Какова же тема нашего классного часа? (Тема  записывается на доске).
– Подумайте, почему в названии темы стоят в определенном порядке три знака препинания – точка, вопросительный знак и восклицательный знак? («Воспитание.  Воспитание?  Воспитание!»).  Какое значение они имеют в понимании темы? (Варианты ответов:  точка – констатация факта,  знак вопроса –  вопрос о необходимости     воспитания вообще, о моделях, формах и методах его и т. д.,  знак восклицания –  признание  огромного значения воспитания в жизни человека, восторг, уважение).

Тема классного часа остается открытой и ждет продолжения: «Воспитание.  Воспитание?  Воспитание!».