Цель: повышение интереса учащихся к проблеме воспитания человека.
Задачи:
- «Открытие» учащимися типичных воспитательных моделей, описанных педагогом и писателем С.Л Соловейчиком.
- Вовлечение учащихся в диалог о вариативности моделей воспитания.
- Осознание учащимися места и роли каждой из воспитательных моделей в жизни человека.
Форма проведения классного часа: диспут с элементами беседы и ролевой игры.
Оформление: выставка книг С.Л.Соловейчика, мультимедийная презентация.
Доска:
Тема:
«
?!
!!!» (Тема не записана в начале классного часа).
Подготовлены надписи – указатели: «Уличное
движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник»,
иллюстрации к ним, тульский пряник и плетка –
кнут как предметы реквизита.
Учащиеся, по их желанию, разделены на три
группы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Инсценируется ситуация « Беседа пассажиров в автобусе»
– Ну и молодежь пошла: никто места не
уступит, ни уважения, ни культуры.
– Неправда, молодежь у нас хорошая,
образованная, много знающая.
– И ничего-то в ней хорошего: ни к чему не
приучена, все делает из-под палки, без желания.
– Все вы и правы и не правы: молодежь у нас
разная…
2. Вопрос классу
– Попробуйте определить тему сегодняшнего нашего разговора. ( Сужаем круг предложенных тем с опорой на слова культурный, воспитанный, …, выводим слово воспитание как тему для разговора).
3. Введение.
– Итак, тема разговора – «Воспитание». Слово строгое, научное, предполагает суховатое и малоинтересное для учеников теоретическое изучение. Попробуем взглянуть на тему иначе. Итак, информация к размышлению: известный педагог и писатель Симон Львович Соловейчик описал три самых привычных модели воспитания, назвав их условно «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник». Названия яркие и точно отражают суть каждой модели.
4. Эвристическая работа в группах
4.1. Формирование представления о методе
– Отталкиваясь от названия метода и опираясь на зрительный и предметный ряд, представленный на доске, определите суть метода, укажите его отличительные особенности. Подумайте о его плюсах и минусах. (Учащиеся в группах в течение 10 минут обсуждения приходят к определенному мнению).
4.2. Осознание темы
Учащиеся высказывают свое понимание сути методов, после выступления каждой группы учащихся дается иллюстрация – комментарий учителя к модели.
4.3 Уточняющие вопросы классного руководителя каждой группе:
– Верна ли данная модель воспитания?
– Можно ли ее считать единственно правильной?
– Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно
так?
4.4. Иллюстрация к модели «Уличное движение»
У одного известного литературного героя с детства висели перед глазами прописи: «Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Очень верное и нужное для воспитания хорошего человека правило. Запомни его, выполняй – и все будет отлично. А кто вырос из этого человека? Назовите имя героя. (Ответ: Павел Иванович Чичиков – отвратительнейшая личность с полным отсутствием нравственности и морали). Вот ответ относительно универсальности метода.
4.5. Иллюстрация к модели «Сад – огород»
Сюжет из детского юмористического журнала «Ералаш».
Эпизод 1. Разговор мамы с сыном:
– Не водись с этим Петровым – он хорошему не
научит.
Эпизод 2.Мальчик – сын у Петрова.
– Научи меня плохому, ну научи меня
плохому…
Петров отнекивается, пытается отвязаться от
малыша, а тот настойчиво, терпеливо просит:
– Ну научи меня плохому… ну научи меня
плохому… ну научи меня плохому…
Эпизод 3.Мальчик возвращается домой. На нем
порвана рубашка, под глазом синяк, волосы
взлохмачены – вид ужасный. Мама, глядя на него:
– Ну, говорила я тебе: Петров хорошему не научит!
(Попытка мамы оградить ребенка от внешних
влияний дала обратный результат: хочу познать
запрещенное).
4.6. Словесную иллюстрацию к 3-й модели составляем с учащимися:
– К чему может привести желание получать «пряники» и избегать «кнута»? (Ко лжи, изворотливости, к мысли о возможности обмануть справедливость и представить любую ситуацию с выгодой для себя).
5. Оценочный комментарий учителя
1) Модель «Уличное движение», по С.Л.Соловейчику,
основана на мнении, что для воспитания человека
достаточно научить его выполнению определенного
ряда правил, как в дорожном движении. Эти
правила будут регламентировать все поступки
человека, знающего, что можно и что нельзя. Как и
правила дорожного движения, они разрешают,
запрещают или предупреждают определенные
действия. Строгое соблюдение свода правил –
гарантия качественного воспитания.
Мы пришли к выводу, что это не всегда дает
ожидаемый положительный результат.
2) Модель «Сад – огород» основана на убеждении,
что с ребенком можно обходиться, как с грядкой,
выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом,
прививая ему лучшие качества. При этом можно
создать максимально комфортные условия для
ребенка, оберегая его от трудностей и проблем.
Мы решили, что такая модель дает однобокое
воспитание, даже обратный результат.
3) Модель «Кнут и пряник» предполагает
следующее: за добрый поступок наградить, за
дурной – пожурить, поругать, наказать.
Воспитание – это цепь поощрений и наказаний.
Хорошо, если и то, и то заслужено, а если нет? Как
это формирует личность?
6. Обобщение проведённой работы при обсуждении
– Какую из моделей воспитания можно
считать универсальной?
С. Л. Соловейчик считает, что ни одна из этих 3-х
типичных воспитательных моделей не может быть
единственной и правильной. В педагогике
существует множество моделей, методов и приемов
воспитания личности. Каждая в разумной мере
может быть применима, при этом не отвергая
положительного влияния и других.
7. Расширение темы
– Семья – основной субъект воспитания. Именно
в семье есть возможность применить все
перечисленные выше типичные воспитательные
методы. В семье закладываются основные трудовые,
нравственные, гражданские навыки. «Все, что есть
в нашем ребенке, возникает как результат двух
встречных движений – изнутри ребенка к миру и от
мира внутрь ребенка» (С.Л.Соловейчик). А кто
или что еще может влиять на процесс
воспитания? Назовите другие
субъекты воспитания, кратко скажите об их
роли.
(Обсуждение в группах в течение 5 минут.
Подготовка ответа. Выступления учащихся).
Называются субъекты: семья, школа, сверстники,
улица, общество в целом, книги,
дополнительное образование (хобби), музыка,
ТВ, СМИ, интернет (социальные сети)…
8. Обобщение проведённой работы при обсуждении
– На воспитание личности (и положительное, и отрицательное) влияют очень многие субъекты и факторы. Недостаточно руководствоваться только привычными моделями, описанными педагогом С.Л. Соловейчиком и рассмотренными нами сегодня.
9. Подведение итогов
– Какова же тема нашего классного часа?
(Тема записывается на доске).
– Подумайте, почему в названии темы стоят в
определенном порядке три знака препинания –
точка, вопросительный знак и восклицательный
знак? («Воспитание. Воспитание?
Воспитание!»). Какое значение они имеют в
понимании темы? (Варианты ответов: точка –
констатация факта, знак вопроса – вопрос о
необходимости воспитания вообще, о
моделях, формах и методах его и т. д., знак
восклицания – признание огромного
значения воспитания в жизни человека, восторг,
уважение).
Тема классного часа остается открытой и ждет продолжения: «Воспитание. Воспитание? Воспитание!».