Цели:
- Сформировать представление о природе Африки, определить положение природных зон на материке и показывать их на географической карте.
- Познакомиться с характерными особенностями природных зон Африки, представителями флоры и фауны.
- Выявить причину смены природных зон.
- Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности для достижения результата.
Планируемые результаты
Учащиеся смогут:
- Охарактеризовать и показать на карте природные зоны Африки.
- Проанализировать причину смены природных зон.
- Проявить чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении задания.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
- На Юге Африки протекает река, которая имеет «цветное» название. Имя реке дали буры – голландские переселенцы – колонизаторы, которые назвали ее в честь принца Оранского. Как называется эта река? Покажите на карте. (Слайд № 2)
- Длина реки с ее основным притоком Кагеррой – более 6600 км. Это одна из самых протяженных рек на планете. Назовите эту реку и покажите на карте. (Слайд № 3)
- На языке местных жителей название реки означает «большая вода», это самая полноводная река Африки. (Слайд № 3)
- Самый большой в ширину водопад, низвергающий свои воды с высоты более 100 м, шириной 1800 м. Местные жители называют его «Муси о тунья» или «Шонгве», что означает «Дым, который грохочет» или «Кипящий котел». Что это за водопад? На какой реке он находится? (Слайд № 4)
- Какие озера изображены на схеме? (Слайд № 5)
III. Изучение нового материала. (Слайд № 6)
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Обсуждение целей урока, затем делается вывод. Цели показаны на слайде.)
Давайте вспомним, что же такое природная зона? Из каких компонентов она состоит?
ПЗ – территория, обладающая общностью климата, увлажнения, растительного и животного мира. (Предполагаемый ответ учащихся.)
Учащиеся на доске выстраивают схему природной зоны.
– Какой из природных компонентов решающий в формировании ПЗ?
Работа с атласами (с. 25).
По карте определите, в каких природных зонах расположена Африка.
• Влажные экваториальные леса.
• Саванны.
• Пустыни.
• Субтропические леса.
Сегодня мы будем работать в группах.
1-я группа характеризует тропические леса, 2-я – саванны, 3-я – пустыни. В каждой группе есть свой географ, климатолог, почвовед и биологи. Группа получает алгоритм выполнения задания. На подготовку дается 1–2 минуты, и группы по очереди выступают, остальные заполняют в тетрадях таблицу.
Природная зона | Географическое положение | Климатические условия | Почвы | Растения | Животные |
Выступление учащихся.
Начинаем отвечать с 1-й группы.
1-я группа
Географ рассказывает о ГП влажных лесов и их внешнем облике. Показывает ПЗ на карте. (Слайд № 8)
Климатолог называет в каком климатическом поясе находиться эта ПЗ, климатические условия (t, О). Показывает на климатической карте ее местонахождение.
Почвовед определяет по карте тип почв, степень их плодородия.
Биологи по очереди рассказывают о представителях растительного и животного мира.
- Леопард (Слайд № 8)
- Обезьяны (Слайд № 9)
- Окапи (Слайд № 10)
- Эбеновое дерево (Слайд № 11)
- Лианы (Слайд № 12)
Закрепление:
1. Назовите характерные признаки влажного экваториального леса. (Многоярусность, вечнозеленые, самое большое видовое разнообразие.)
2. Почему их называют влажными? (Много осадков.)
2-я группа
Географ рассказывает о ГП саванн и их внешнем облике, показывает ПЗ на карте. (Слайды № 13–14)
Климатолог называет, в каком климатическом поясе находится это ПЗ. Характерные ВМ,
климатические условия (t, О).
Почвовед определяет по карте тип почв, степень их плодородия.
Биологи по очереди рассказывают о представителях растительного и животного мира.
- Лев (Слайд № 15)
- Зебра (Слайд № 16)
- Жираф (Слайд № 17)
- Слон (Слайд № 18)
- Носорог, Буйвол, Бегемот, Антилопа (Слайд № 19)
- гепард, гиены (Слайд № 20)
- страус (Слайд № 21)
- марабу (Слайд № 22)
- фламинго (Слайд № 23)
- Баобаб (Слайд № 24)
Закрепление:
- Почему на смену влажным лесам пришли саванны? (Здесь господствуют 2 ВМ, влажная и сухая, количество тепла сохранилось, а количество влаги уменьшилось. На смену лесам пришла травянистая растительность.)
- Какие животные-рекордсмены обитают в саванне? (Жираф, слон, лев, страус.)
3-я группа
Географ рассказывает о ГП пустынь и их внешнем облике. Показывает ПЗ на карте. (Слайды № 25–26)
Климатолог называет, в каком климатическом поясе находится эта ПЗ. Называет характерные ВМ, климатические условия (t, О).
Почвовед определяет по карте тип почв, степень их плодородия.
Биологи по очереди рассказывают о представителях растительного и животного мира.
- Вельвичия (Слайд № 27)
- Молочаи, алоэ (Слайд № 28)
- Финиковая пальма (Слайд № 29)
Закрепление:
- В чем причина образования пустыни? (Большое количество тепла и недостаток влаги.)
- В какой пустыне Африки встречается Вельвичия?
- Какая ПЗ занимает в Африке наибольшую площадь?
- В чем причина смены ПЗ на материке?
IV. Закрепление материала
Игра-ассоциации
1-й группе предлагается определить по внешнему виду плоды растений Африки и назвать, в какой ПЗ они встречаются. (Бананы, какао, кофе, финики.)
2-й группе по картинкам определить представителей растительного мира и назвать их ПЗ. Картинки прикрепить в нужной ПЗ.
3-й группе по картинкам определить представителей животного мира и назвать их ПЗ, прикрепить на карту в нужном месте.
V. Домашнее задание. (Слайд № 30)
Подготовить проекты рекламных роликов для туристов, желающих посетить Африку. Параграф № 28.
Презентация у автора.