Природные зоны Африки

Разделы: География


Цели:

  1. Сформировать представление о природе Африки, определить положение природных зон на материке и показывать их на географической карте.
  2.  Познакомиться с характерными особенностями природных зон Африки, представителями флоры и фауны.
  3.  Выявить причину смены природных зон.
  4.  Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи и ответственности для достижения результата.

Планируемые результаты

Учащиеся смогут:

  1. Охарактеризовать и показать на карте природные зоны Африки.
  2.  Проанализировать причину смены природных зон.
  3.  Проявить чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении задания.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

  1.  На Юге Африки протекает река, которая имеет «цветное» название. Имя реке дали буры – голландские переселенцы – колонизаторы, которые назвали ее в честь принца Оранского. Как называется эта река? Покажите на карте. (Слайд № 2)
  2.  Длина реки с ее основным притоком Кагеррой – более 6600 км. Это одна из самых протяженных рек на планете. Назовите эту реку и покажите на карте. (Слайд № 3)
  3.  На языке местных жителей название реки означает «большая вода», это самая полноводная река Африки. (Слайд № 3)
  4.  Самый большой в ширину водопад, низвергающий свои воды с высоты более 100 м, шириной 1800 м. Местные жители называют его «Муси о тунья» или «Шонгве», что означает «Дым, который грохочет» или «Кипящий котел». Что это за водопад? На какой реке он находится? (Слайд № 4)
  5.  Какие озера изображены на схеме? (Слайд № 5)

III. Изучение нового материала. (Слайд № 6)

Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Обсуждение целей урока, затем делается вывод. Цели показаны на слайде.)

Давайте вспомним, что же такое природная зона? Из каких компонентов она состоит?

ПЗ – территория, обладающая общностью климата, увлажнения, растительного и животного мира. (Предполагаемый ответ учащихся.)

Учащиеся на доске выстраивают схему природной зоны.

– Какой из природных компонентов решающий в формировании ПЗ?

Работа с атласами (с. 25).

По карте определите, в каких природных зонах расположена Африка.

• Влажные экваториальные леса.

• Саванны.

• Пустыни.

• Субтропические леса.

Сегодня мы будем работать в группах.

1-я группа характеризует тропические леса, 2-ясаванны, 3-япустыни. В каждой группе есть свой географ, климатолог, почвовед и биологи. Группа получает алгоритм выполнения задания. На подготовку дается 1–2 минуты, и группы по очереди выступают, остальные заполняют в тетрадях таблицу.

Природная зона Географическое положение Климатические условия Почвы Растения Животные
           

Выступление учащихся.

Начинаем отвечать с 1-й группы.

1-я группа

Географ рассказывает о ГП влажных лесов и их внешнем облике. Показывает ПЗ на карте. (Слайд № 8)

Климатолог называет в каком климатическом поясе находиться эта ПЗ, климатические условия (t, О). Показывает на климатической карте ее местонахождение.

Почвовед определяет по карте тип почв, степень их плодородия.

Биологи по очереди рассказывают о представителях растительного и животного мира.

  • Леопард (Слайд № 8)
  • Обезьяны (Слайд № 9)
  • Окапи (Слайд № 10)
  • Эбеновое дерево (Слайд № 11)
  • Лианы (Слайд № 12)

Закрепление:

1. Назовите характерные признаки влажного экваториального леса. (Многоярусность, вечнозеленые, самое большое видовое разнообразие.)

2. Почему их называют влажными? (Много осадков.)

2-я группа

Географ рассказывает о ГП саванн и их внешнем облике, показывает ПЗ на карте. (Слайды № 13–14)

Климатолог называет, в каком климатическом поясе находится это ПЗ. Характерные ВМ,

климатические условия (t, О).

Почвовед определяет по карте тип почв, степень их плодородия.

Биологи по очереди рассказывают о представителях растительного и животного мира.

  • Лев (Слайд № 15)
  • Зебра (Слайд № 16)          
  • Жираф (Слайд № 17)        
  • Слон (Слайд № 18)                       
  • Носорог, Буйвол, Бегемот, Антилопа (Слайд № 19)
  •  гепард, гиены (Слайд № 20)
  •  страус (Слайд № 21)
  •  марабу (Слайд № 22)
  •  фламинго (Слайд № 23)
  • Баобаб (Слайд № 24)

Закрепление:

  1. Почему на смену влажным лесам пришли саванны? (Здесь господствуют 2 ВМ, влажная и сухая, количество тепла сохранилось, а количество влаги уменьшилось. На смену лесам пришла травянистая растительность.)
  2.  Какие животные-рекордсмены обитают в саванне? (Жираф, слон, лев, страус.)

3-я группа

Географ рассказывает о ГП пустынь и их внешнем облике. Показывает ПЗ на карте. (Слайды № 25–26)

Климатолог называет, в каком климатическом поясе находится эта ПЗ. Называет характерные ВМ, климатические условия (t, О).

Почвовед определяет по карте тип почв, степень их плодородия.

Биологи по очереди рассказывают о представителях растительного и животного мира.

  • Вельвичия (Слайд № 27)
  • Молочаи, алоэ (Слайд № 28)
  • Финиковая пальма (Слайд № 29)

Закрепление:

  1. В чем причина образования пустыни? (Большое количество тепла и недостаток влаги.)
  2.  В какой пустыне Африки встречается Вельвичия?
  3. Какая ПЗ занимает в Африке наибольшую площадь?
  4.  В чем причина смены ПЗ на материке?

IV. Закрепление материала

Игра-ассоциации

1-й группе предлагается определить по внешнему виду плоды растений Африки и назвать, в какой ПЗ они встречаются. (Бананы, какао, кофе, финики.)

2-й группе по картинкам определить представителей растительного мира и назвать их ПЗ. Картинки прикрепить в нужной ПЗ.

3-й группе по картинкам определить представителей животного мира и назвать их ПЗ, прикрепить на карту в нужном месте.

V. Домашнее задание. (Слайд № 30)

Подготовить проекты рекламных роликов для туристов, желающих посетить Африку. Параграф № 28.

Презентация у автора.