Цели:
- Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи; закрепление умения составлять рассказ о времени года по мнемотаблице.
- Коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений, творческого воображения.
- Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», шкатулка с белым конфетти; мячик, нарисованные следы животных, птиц и человека; ведро со снежками, ватные шарики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять –
становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг.)
Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы
улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы
приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте
глубокий вдох через нос и вдохните в себя
свежесть, доброту, красоту. А выдохните через
ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают
вдох и выдох.)
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго
утра, а поможет нам это сделать воздушный
шарик. (Дети передают шарик,
обращаясь друг к другу по имени и желая доброго
утра.)
Дети: Доброе утро, Влада. Доброе утро,
Кристина и т.д.
2. Загадка
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Логопед: Как вы думаете, о какой царице
идет речь в этой загадке?
Дети: О зиме.
Логопед: Что за скакуны в этой тройке?
Дети: Зимние месяцы.
Логопед: Правильно, это зимние месяцы.
Вспомните их названия.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Верно. Назовите признаки зимы?
Дети: Снег, мороз, холод, вьюга, и т. д.
3. Подбор сравнений
Презентация (Приложение, слайд 1)
Логопед: Посмотрите в окно – у нас на самом деле зима. Знаете, когда я смотрю в зимнее окошко на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения:
Летит птица – летит…снег
Дует человек – дует…ветер
Кружится балерина – кружится…снежинка
Завывает волк – завывает…вьюга
Злится злодей – злится…мороз
– Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, обливаем руки прохладной водой, едим чесночную пасту, принимаем витамины, кислородный коктейль, делаем массаж «Неболейка»)
4. Массаж биологически активных зон «Неболейка»
(Для профилактики простудных заболеваний)
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и
растирают его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и
шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы
и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают
обе ладони)
5. Тактильная игра-массаж “Собираемся на прогулку”
Логопед: А еще, чтобы быть здоровыми и бодрыми, надо много гулять. И я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Но сначала мы оденемся.
Чтоб кататься день-деньской
Нам на горке снеговой,
Чтобы не пришлось нам греться –
Надо потеплей одетьсяУчитесь со мною, все будет в порядке,
Упрямый носок я расправлю на пятке.Рубашку натянем – прошла голова,
И руки проделись легко в рукава.Свой комбинезон я, пожалуй, надену
И хитрую пуговку в петельку вдену.Лишь молнию-змейку за хвост потяну
И куртку любимую я застегну.За дверью не лето, без шапки нельзя,
Итак, надеваю я шапку, друзья.Застежки-липучки из двух половинок
Их ровно сложу – и застегнут ботинок.Пусть сверху уныло глядят небеса,
Как здорово то, что оделся я сам.
С помощью имитации надеваем носки (легкое поглаживание ног); надеваем рубашку (поглаживание рук), комбинезон, застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до живота), пуговицы (точечные движения от шеи до живота), куртку (молнию), надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); «застегиваем» ботинки.
Логопед: Ребята, а на чем можно
отправиться в путешествие? (На машине, на поезде,
на самолете) А я вам предлагаю отправиться в путь
на тройке лошадей.
Речевая игра “Едем на лошадке” Т. Тютюнниковой
[3]
6. Подбор эпитетов, совершенствование ГСР
Логопед: Посмотрите, в какой
красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит
сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие,
задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в
снежные шубки; дремлют под снежным одеялом;
замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные
пальчики.)
Что мы можем сказать про снег, какой он? (Пушистый,
блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый,
серебристый).
7. Дидактическое упражнение “Чей след” (расширение словаря)
Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Если прошел волк, мы как можем назвать след
(волчий), если пробежал заяц (заячий). След лисы
(лисий), у птицы следы (птичьи). А тут,
посмотрите, прошел человек! (человеческий)
– А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи,
ежиные). Почему?
8. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка)
Логопед: А нам нужно двигаться дальше.
Мы шагаем по сугробам,
Дети
идут, высоко поднимая ноги
По сугробам
крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Садятся и поглаживают ноги ладонями снизу
вверх.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.
9. Работа по мнемотаблице Презентация (Приложение, слайд 2)
Логопед: Ребята, прочитайте, что здесь написано. (Зима). Наверно, нужно все клеточки заполнить картинками о зиме.
- Ответы на вопросы (картинки появляются)
- Полный рассказ по мнемотаблице (1 ребенок)
10. Хоровод «Что нам нравится зимой?»
Логопед: Ребята, расскажите, а что вам нравится зимой? (Хоровод «Что нам нравится зимой?»)
1. Что нам нравится зимой?
Белые полянки
И на горке снеговой
Лыжи или санки. («Едут» на лыжах)2. Что нам нравится зимой?
Мягкие сугробы,
Чтоб копаться день-деньской,
Крепость строить чтобы. («Строят» крепость)3. Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться,
В шубке теплой меховой,
На морозе греться. (« Катят на санках» друг друга парами)4. Что нам нравится зимой?
Во дворе с тобою
Будем мы в снежки играть
Белою зимою. (Играют в снежки)
11. Дыхательное упражнение «Вьюга»
Звучит фонограмма зимней вьюги.
Логопед: Что-то холодно стало. Как вы
думаете, что это? Может быть легкий летний
ветерок?
Дети: Нет. Это песенка зимней метели.
Логопед: Ребята, сейчас мы сами сможем
устроить настоящую метель.
Звучит музыка. Взять белые конфетти и мелко
нарезанную очень легкую фольгу. Подбрасывать ее
понемногу вверх, и дуть вместе с детьми так, чтобы
она порхала в воздухе.
Дети: Устраивают метель.
Логопед: Видите, ребята, погода стала
портиться. Пора нам возвращаться.
(Дети садятся за столы)
Логопед: Ребята, а вам понравилось наше
путешествие? Что понравилось Егору? А что Владе? А
давайте мы сделаем книгу, в которой расскажем о
нашем путешествии в зимний лес, а назовем ее
«Белая книга зимы». А почему она белая? Помогут
нам в этом снежки, которые оставила нам вьюга.
12. Пальчиковая игра – массаж “Мальчик – пальчик”
Логопед: Чтобы наши пальчики были ловкими, послушными, выполним пальчиковую гимнастику:
Пальчик-мальчик, где ты был,
Где ты с братцами ходил?
– С этим я в снегу валялся,
– С этим с горочки катался,
– С этим по лесу гулял,
– С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики-друзья,
Где они – там и я!
13. Продуктивная деятельность (развитие тактильных ощущений, положительных эмоций, развитие воображения
Логопед: берите «снежные» комочки и аккуратно заполняйте ими ваши странички.
Презентация (Приложение, слайды 3-31), звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».
Дети заполняют ватными шариками странички, логопед собирает отдельные странички в «Книгу».
Логопед: Ребята, подойдите все ко мне, посмотрите, какая у нас получилась замечательная книга со снежными страничками. Давайте отнесем ее в детский сад и покажем своим папам и мамам.
14. Итог занятия
Логопед: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для нашего путешествия.
Список использованной литературы:
1. Коррекция нарушений речи у дошкольников/ Под.
ред. Л.С.Сековец – Москва, 2006.
2. Я Ю. Позднякова Игры и упражнения для
развития речи и мелкой моторики – Санкт –
Петербург, 2005.
3. Т.Э. Тютюнникова. Речевое
музицирование. Музыкальная палитра. 2004 №1.