Цели:
- формирование и совершенствование навыка чтения;
- обучение детей различению звуков и букв;
- обучение правильному произношению звуков и названий соответствующих букв;
- выработка умения оценивать звуковой состав слова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент; сообщение темы
– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес.
II.
– Какой сейчас месяц? (Декабрь)
– Что вы знаете об этом месяце? (Первый месяц
зимы, заканчивается год, празднуем Новый год и
т.д).
На доску вывешивается картина зимнего леса.
– Посмотрите ребята на картину, давайте
представим, что мы в лесу.
– Вдохнём свежий воздух, закроем глазки,
выдохнем (3 раза дыхательная гимнастика).
– Какие деревья видите? (Сосна, осина,
лиственница)
– Что общего у этих слов? (Звук [c], [c’])
Дети произносят слова, называют позицию звука в слове.
– Какой звук слышим мягкий, твердый?
– Что можете рассказать об этих деревьях? (У
сосны и лиственницы – хвоя, только у лиственницы
на зиму хвоя облетает, а у сосны – нет, сосна –
хвойное дерево, а осина – лиственное).
III. Закрепление изученного материала
1) Работа по учебнику. Стр.62.
Игра «Оживи звук»
– В азбуке нарисована схема – человечка С.
– Попробуем оживить этот звук, обуем и оденем
человечка.
– Произносим звук [С].
– Это согласный.
– Какая шляпка будет у человечка?
– Шляпка – цилиндрик.
– Это глухой звук.
– Эта буква может обозначать твёрдый и мягкий
согласные звуки, поэтому один башмачок
закрашиваем синим цветом, другой – зелёным.
2) Игра «Лыжи»
– А сейчас оденем лыжи и отправимся в лес. Лыжи
у нас синие и зелёные. Почему?
– В синих лыжах будем искать слова с твердыми
согласными, а в зелёных лыжах ищем слова с
мягкими согласными.
Вывешивается картина с лесными
обитателями (лоси, рысь, лиса, соболь, собака,
росомаха, горностай,, синица, снегирь).
Дети по порядку берут зелёные лыжи и называют
слова с мягким согласным звуком [с’], а синие лыжи
с твердым согласным звуком [с].
– Ребята, посмотрите на лесных обитателей. Что
заметили?
– Все ли они живут в лесу?
Дети находят лишнее слово «собака» – объясняют что это домашнее животное. Могут сказать что это птицы и звери.
3) Работа в азбуке стр. 62.
Чтение хором слогов.
– В каком столбике согласные звуки мягкие? (В
4)
– А в 1, 2, 3 столбиках – твердые.
– Почему? (По гласным звукам).
Чтение слов в столбиках – нахождение
однокоренных слов, выделение корня, суффиксов.
Работа над лексическим значением непонятных
слов.
Физминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп.
Немного отдохнем,
И домой пешком пойдем.
4) Чтение предложений. Стр. 62.
Тут сороки. (птицы).
И тут сороки. (девочки).
– Почему так говорят? (Сороки стрекочат и громко кричат и девочки громко и быстро разговаривают).
На доске написано:
Две сороки-тараторки,
Тараторили на горке.
– Это что? (Скороговорка).
– Зачем мы читаем скороговорки?
– Чтобы правильно и красиво говорить.
Произносим скороговорку с последовательным ударением на все слова.
5) Работа с текстом стр. 62.
Рассматривание картинки.
– Что нарисовано?
Чтение заглавия текста «У сопки».
– О чем будем читать?
Самостоятельное чтение текста.
– Это текст?
– Почему?
– Сколько предложений?
Дети в парах рассказывают друг другу о прочитанном.
– В какое время года мы были у сопки? (Летом).
– А сейчас возвращаемся в зимний лес.
На доске появляются снежинки.
– Ребятишки, посмотрите какие снежинки
появились у нас в классе? (Красивые, пушистые,
серебристые, белые).
– А давайте мы с вами порадуемся и поудивляемся
этому чуду!
Дети показывают на снежинки и радостно произносят гласные звуки и – и – и ! а – а – а! о – о – о! у – у – у! и с удивлением.
6) А сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы запомните слова со звуками [с] и [с’].
Зимний лес
Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие сосны. На ветках шапки снега. У куста зайка. В дупле уснула белка. На макушку ёлки села синичка.
Дети называют слова.
IV. Итог урока
– С какой новой буквой мы сегодня читали слова? Какие звуки она обозначает?
V. Домашнее задание: стр 63. Прочитать текст Г. Скребицкого «Сорока».