В системе народного образования в последние годы все больше внимание уделяется воспитанию школьников. Одним из важных направлений воспитания является воспитание общей культуры, основы которого должны быть заложены в ребенке еще в раннем детском возрасте.
И поэтому реализации задач воспитания важное место принадлежит в начальной школе. Ее можно считать важной ступенью познания ребенком окружающего мира. Роль учителя начальных классов как воспитателя и наставника ребенка в овладении ценностями культуры велика и неоднозначна. Специфика деятельности учителя начальных классов заключается в том, что он, прежде всего, воспитатель, «поводырь» младшего школьника в мире взрослых. При этом формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Вот поэтому в каждом классе учитель должен разработать свою воспитательную систему или же содержание воспитательной работы.
Цели воспитательной работы: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, формирования у него общекультурной компетенции.
Чтоб реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи:
- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- Воспитывать в детях уважение к себе и другим;
- Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнениями коллектива;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Развивать опыт деятельности детей
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, общительность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, сплочение коллектива.
Главным видом деятельности в воспитательной системы является коллективная деятельность.
Основные направления воспитательной работы
У нас в классе есть такие направления:
– «Знания – сила»;
– «Чудеса культуры»;
– «Общение в радость»;
– «В здоровом теле – здоровый дух!»;
– «Наш любимый досуг»
– «Общественное дело».
Направление «Знания – сила»
Цель: определение возможности, оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные, познавательные умения в окружающей жизни.
Задачи:
- создать условия для проявления познавательных, интеллектуальных умений;
- определить круг возможностей ученика;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Формы реализации:
- тематические недели;
- экскурсии;
- выпуск газеты;
- викторины;
- познавательные игры;
- школьные, улусные, региональные олимпиады.
Конечный результат: участие в интеллектуально-познавательных мероприятиях, олимпиадах, развитие кругозора и любознательности.
Направление «Чудеса культуры»
Цель: формировать нравственную культуру миропонимания, культуру отношений, культуру поведения и т.д.
Задачи:
- воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
- воспитание добросовестного отношения к самому себе, к общественным поручениям, к своим обязанностям;
- знакомство учащихся с правилами поведения дома, в школе, на улице и т.д.
Формы реализации:
- тематические недели;
- конкурс рисунков;
- инсценировка;
- цикл бесед;
- игры, конкурсы;
- участие в выставках и олимпиадах по культуре:
- просмотр кинофильмов;
- выпуск газеты.
Конечный результат: учащийся имеет представление о семейных традициях, об особенностях семейных отношений. Добросовестное отношение к окружающим людям, уважает себя и близких. Придерживается правил поведения в обществе, культуры отношений.
Направление «Общение в радость»
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения;
- создавать в детском коллективе атмосферу для общения всех учащихся;
- учить приемам преодоления проблем в общении.
Формы реализации:
- библиотечные уроки;
- комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков;
- конкурсы: лучший чтец, оратор;
- внеклассные мероприятия;
- классные часы: войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи классного руководителя.
Конечный результат: развитие коммуникативных навыков, формирование культуры общения, преодоление разных проблем в общении.
Направление «В здоровом теле – здоровый дух»»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы:
- спортивные праздники и соревнования;
- неделя здоровья;
- походы;
- экскурсии;
- проект «Здоровье и безопасность»
В современное время к основам обеспечения безопасности жизнедеятельности не вызывает сомнений. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует у детей развитию умение рассуждать логично и делать выводы.
Конечный результат: Учащийся умеет владеть своим телом, выполняет программу по физической культуре, проявляет интерес к истории спорта, владеет элементами нескольких видов спорта, умеет вести честную борьбу, сопереживать.
Направление «Наш любимый досуг»
Цель: создание условий для проявления учащихся класса самостоятельности, открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для проявления индивидуальных особенностей учащихся;
- использование активных и нестандартных форм деятельности учащихся;
- развитие способностей оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации:
- культпоходы;
- посещение различных кружков, секций
- классные часы;
- участие в делах школы
- праздники.
Конечный результат: проявление индивидуальных особенностей каждого ученика, способность оценивать свои и чужие достижения, уметь радоваться и огорчаться за чужие неудачи.
Направление «Общественное дело»
Цель: развитие учащихся через различные общественные мероприятия, помочь детям входить в общество.
Задачи:
- создание условий для адаптации в общество;
- участие в различных мероприятиях;
- научить к правилам отношений.
Формы реализации:
- Общественные мероприятия;
- Классные часы;
- Экскурсии и т.д.
Конечный результат: хорошо адаптированный, социализированный человек.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
– сплоченность классного коллектива;
– развитость способностей учащихся;
– сформированность культуры в целом;
– проявление индивидуальных особенностей
ученика;
– совершенствование собственного здоровья;
– приобщение детей к общечеловеческим
ценностям;
– социализация человека в общество;
– повышение уровня воспитанности.