Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение

Разделы: Музыка


Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию.

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стер­жень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.

Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских хоровых коллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии, хоровые классы. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы в общеобразовательных школах.

При таком подходе большую роль в школьном музыкальном образовании играетпение. Пение, понимаемое как состояние души, - важнейшая роль этой фор­мы общения учеников с искусством, где разнообразные пути вокально-хорового музыцирования позволяют постепенно овладеть громадным методическим богатством, которое таится в этом виде музыкального искусства.

Среди разнообразных творческих заданий в пении можно назвать следующие: выразительное произнесение текста, приближающееся к музыкальному интонированию; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению, и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем; сочинение подголосков, окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей внутреннее слышание интонации данной песни и т.п. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения. Осво­ение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и “проживания” ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная “тренировка” которых и дает новое качество - развития их как творческой культурной и духовной личности. Большое место в пении принадлежит пению фольклорному. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Практика показывает, что именно в фольклорном пении ученики наиболее естественно и произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль и т.д.

Большое внимание учитель должен обращать и на формы пластического интонирования, - как одну из возможностей “про­живания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содер­жания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоци­ональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения ре­шает очень многое, ибо эти движения могут насто­лько “заразить” детей эмоциями, что отпадает необходимость в про­должительных беседах по поводу характера музыки.

Все этапы вокально-хорового процесса (распевание, разучивание и исполнение вокально-хоровой музыки) – игра, организованная посредством музыки, пения и пластики. Она интересна всем детям, но особо незаменима в младшем школьном возрасте. Учитель создает такую атмосферу в классе, при которой дети сами заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, они хотят участвовать в этом музыкальном театре. Для школьников пластическая игра наполняется тем же смыслом, который она имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню. При этом на уроке достигается высокая

активность детей, их полная включенность в музыкально-исполнительский процесс. Пантомима приходит педагогу на помощь там, где требуется кропотливая работа по формированию вокально-хоровых навыков, ярко, образно, понятно для детского сознания объясняет задачу и подсказывает пути ее решения. И «техническая» работа проходит увлекательно и вдохновенно. С особым интересом и старанием дети выполняют «программные» упражнения на совершенствование дикционных, слуховых навыков, навыков коллективного исполнения, выработку певческого дыхания.

На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.

Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, могут разучиваться достаточно сложные одноголосные и многоголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

С 1994 года в нашей гимназии Я работаю над проектом «Хоровой класс» по модифицированной программе для хоровых отделений ДМШ. Цель проекта - развитие у детей 7-13 лет способностей к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.

Задачи обучения, воспитания и развития, обучающихся в связи с обозначенной спецификой приоритетно разрабатываемых нами методико-психологических проблем мы дифференцировали следующим образом по годам обучения.

1 год – приоритетной задачей является ознакомительная и развивающая направленность обучения - укрепить интерес к преодолению посильных трудностей. Я, как педагог, стремлюсь, чтобы дети убедились на практике, что достижение исполнительских навыков приводит к более яркому художественному исполнению.

2 год - обучающая направленность образовательного процесса означает на деле освоение основ «исполнительского ремесла», тех базовых навыков, которые создают хоровой коллектив.

3-7 год - воспитывающая направленность обучения означает, что продукты своего труда мы делаем достоянием слушателей, принося своей деятельностью социально-значимый эффект.

В связи с тем, что творческий коллектив действует на базе школы, я реализую следующие принципы:

  1. Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительско–творческой деятельности.
  2. Тесная взаимосвязь нескольких организационно-педагогических форм деятельности (младший хор «Ветерок», сводный хор «Свирель», вокальный ансамбль девочек «Нежность», вокальный ансамбль «Солнышко», солисты-вокалисты.).
  3. Изучение музыкальных предметов «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Общее фортепиано».
  4. Наличие хоровых ступеней. (Хоровой класс в каждой параллели).

Особое внимание уделяю патриотическому воспитанию детей, разучивая с ними песни о Родине, В.О.В., природе, дружбе. В последние годы у нас опять возродились фестивали патриотической песни, в которых мы принимали самое активное участие и имели высокие результаты. Очень радует искренний интерес и воодушевленное пение детьми этих песен. Наша школа, вот уже несколько лет подряд, проводит благотворительные концерты в Краевом онкологическом центре, госпитале для ветеранов, детском доме-интернате.

Дети с большой радостью и гордостью принимают участие в этих концертах, отдавая всю теплоту своих душ и получая в ответ еще большее – благодарность и искренние слезы зрителей: больных, ветеранов, детей-сирот. По-моему это многого стоит!

Основные показатели эффективности реализации данного проекта:

  • высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%)
  • творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях (лауреаты районного, городского, краевого и Российского уровня), массовых мероприятиях.

Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:

Здоровье

В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

Интеллектуальное развитие

Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

Само-актуализация

Формируются мета потребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.

Таким образом, обучение детей пению, приобщение к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.