Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.
Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию.
Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.
Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских хоровых коллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии, хоровые классы. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы в общеобразовательных школах.
При таком подходе большую роль в школьном музыкальном образовании играетпение. Пение, понимаемое как состояние души, - важнейшая роль этой формы общения учеников с искусством, где разнообразные пути вокально-хорового музыцирования позволяют постепенно овладеть громадным методическим богатством, которое таится в этом виде музыкального искусства.
Среди разнообразных творческих заданий в пении можно назвать следующие: выразительное произнесение текста, приближающееся к музыкальному интонированию; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению, и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем; сочинение подголосков, окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей внутреннее слышание интонации данной песни и т.п. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения. Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и “проживания” ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная “тренировка” которых и дает новое качество - развития их как творческой культурной и духовной личности. Большое место в пении принадлежит пению фольклорному. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Практика показывает, что именно в фольклорном пении ученики наиболее естественно и произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль и т.д.
Большое внимание учитель должен обращать и на формы пластического интонирования, - как одну из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения решает очень многое, ибо эти движения могут настолько “заразить” детей эмоциями, что отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.
Все этапы вокально-хорового процесса (распевание, разучивание и исполнение вокально-хоровой музыки) – игра, организованная посредством музыки, пения и пластики. Она интересна всем детям, но особо незаменима в младшем школьном возрасте. Учитель создает такую атмосферу в классе, при которой дети сами заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, они хотят участвовать в этом музыкальном театре. Для школьников пластическая игра наполняется тем же смыслом, который она имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню. При этом на уроке достигается высокая
активность детей, их полная включенность в музыкально-исполнительский процесс. Пантомима приходит педагогу на помощь там, где требуется кропотливая работа по формированию вокально-хоровых навыков, ярко, образно, понятно для детского сознания объясняет задачу и подсказывает пути ее решения. И «техническая» работа проходит увлекательно и вдохновенно. С особым интересом и старанием дети выполняют «программные» упражнения на совершенствование дикционных, слуховых навыков, навыков коллективного исполнения, выработку певческого дыхания.
На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, могут разучиваться достаточно сложные одноголосные и многоголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.
С 1994 года в нашей гимназии Я работаю над проектом «Хоровой класс» по модифицированной программе для хоровых отделений ДМШ. Цель проекта - развитие у детей 7-13 лет способностей к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
Задачи обучения, воспитания и развития, обучающихся в связи с обозначенной спецификой приоритетно разрабатываемых нами методико-психологических проблем мы дифференцировали следующим образом по годам обучения.
1 год – приоритетной задачей является ознакомительная и развивающая направленность обучения - укрепить интерес к преодолению посильных трудностей. Я, как педагог, стремлюсь, чтобы дети убедились на практике, что достижение исполнительских навыков приводит к более яркому художественному исполнению.
2 год - обучающая направленность образовательного процесса означает на деле освоение основ «исполнительского ремесла», тех базовых навыков, которые создают хоровой коллектив.
3-7 год - воспитывающая направленность обучения означает, что продукты своего труда мы делаем достоянием слушателей, принося своей деятельностью социально-значимый эффект.
В связи с тем, что творческий коллектив действует на базе школы, я реализую следующие принципы:
- Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительско–творческой деятельности.
- Тесная взаимосвязь нескольких организационно-педагогических форм деятельности (младший хор «Ветерок», сводный хор «Свирель», вокальный ансамбль девочек «Нежность», вокальный ансамбль «Солнышко», солисты-вокалисты.).
- Изучение музыкальных предметов «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Общее фортепиано».
- Наличие хоровых ступеней. (Хоровой класс в каждой параллели).
Особое внимание уделяю патриотическому воспитанию детей, разучивая с ними песни о Родине, В.О.В., природе, дружбе. В последние годы у нас опять возродились фестивали патриотической песни, в которых мы принимали самое активное участие и имели высокие результаты. Очень радует искренний интерес и воодушевленное пение детьми этих песен. Наша школа, вот уже несколько лет подряд, проводит благотворительные концерты в Краевом онкологическом центре, госпитале для ветеранов, детском доме-интернате.
Дети с большой радостью и гордостью принимают участие в этих концертах, отдавая всю теплоту своих душ и получая в ответ еще большее – благодарность и искренние слезы зрителей: больных, ветеранов, детей-сирот. По-моему это многого стоит!
Основные показатели эффективности реализации данного проекта:
- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%)
- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях (лауреаты районного, городского, краевого и Российского уровня), массовых мероприятиях.
Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
Здоровье
В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.
Интеллектуальное развитие
Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.
Само-актуализация
Формируются мета потребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.