Цели:
- закреплять знание десятичного состава трёхзначных чисел, умение читать и составлять трёхзначные числа;
- отрабатывать навыки табличного и внетабличного умножения и деления;
- учиться анализировать задачи и решать их;
- развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память самостоятельность;
- расширять кругозор учащихся;
- способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: изображение морских животных (кит, акула, дельфины, черепаха), индивидуальные карточки с задачами для групп, набор цифр от 0 до 10, шапочки со словами «сотни», «десятки», «единицы»; карточки с примерами в пределах 100; конверт в виде сундучка, картонные «монеты» с цифрой 5 на всех учеников; изображение Цифровичка.
Оформление доски:
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
– Вы хотите отправиться в кругосветное
плавание? Так вот сегодня мы с вами отправимся в
кругосветное путешествие на корабле, побываем на
разных островах, увидим некоторых морских
животных, а самое главное, постараемся найти
клад, спрятанный пиратами.
– Вы готовы? Какое у вас настроение?
2.Сообщение цели урока
3. «Кругосветное путешествие»
Класс разделён на 4 равносильные команды-каюты.
- Остров УМНОЖЕНИЯ (у каждого карточка с примерами на табличное умножение и деление; дети решают и дают друг другу на проверку)
- Игра ЖИВАЯ НУМЕРАЦИЯ
– Смотрите, нас сопровождают дельфины. Эти млекопитающие очень любят играть. Поиграем для них в игру «Живая нумерация» (от каждой команды по 1 человеку, трое надевают «шапочки» и получают набор цифр до 10, четвёртый читает трёхзначные числа, а игроки выстраиваются в нужном порядке) 504, 126, 318, 790
Рассказ о дельфинах [1]
Дельфины часто провожают корабли в открытом
море. Это самые мелкие китообразные, это не рыбы,
а млекопитающие (все они дышат воздухом и
выкармливают детёнышей молоком).
Дельфины могут плавать со скоростью 45-50км/ч.
Самый быстроходный дельфин – белобочка. Он
водится у нас в Чёрном море.
Мореходы нередко видят, как дельфины спасают
тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность,
чтобы не захлебнулись. Это может показаться
проявлением какой-то особой доброты, но на самом
деле это врождённый инстинкт. Дельфиниха-мать
подталкивает новорождённого дельфинёнка к
поверхности, где тот делает свой первый вдох.
Точно так же дельфины поддерживают у поверхности
своих раненых товарищей. Утопающий человек
вызывает у них инстинктивное желание спасти его.
- Остров ЗАДАЧ
Каждая команда получает карточку с задачей, и коллективно решают её
«Осьминог купил себе в магазине 11 ручек по 6 рублей и столько же карандашей по 3 руб. Сколько денег он истратил»
«Кит съел 6 коробок конфет по 14 конфет в каждой, потом подумал, подумал и съел ещё 7 конфет. Сколько всего конфет съел кит?»
«В одной стайке 35 рыбок, а в другой 27. 43 рыбки синего цвета, а остальные красные. Сколько красных рыбок?»
«На 12 камнях расположились по 4 морских звезды, а на 10 камнях по 5. Сколько всего звёзд было на морском дне?»
– Плывём дальше. Смотрите, смотрите! У правого борта акула!
Рассказ об акулах [1]
Это слово с ненавистью произносят рыбаки и
моряки: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут
сети, иногда нападают на людей. Пасть акулы
похожа на узкую щель и усажена несколькими
рядами острых зубов. Это рыба, дышит она жабрами.
Но не все акулы – хищники. Среди них 170 видов,
которые питаются планктоном, медузами, червями.
Наиболее опасной для человека слывёт белая
акула, достигающая в длину 12м. Её так и называют
акула-людоед. Самая крупная китовая акула, её
длина 18м, вес около 40т, питается планктоном.
В нашей стране акулы обитают в Баренцевом,
Балтийском, Чёрном и Азовском морях.
- Остров ДИКАРЕЙ
– Местные жители-дикари не пускают нас на остров и даже могут потопить корабль. Они требуют, чтобы мы решили их примеры. Скорее за работу!
(Устный счёт: 13 х 3 100 : 25 43 + 17 82 – 16 54 – 9 24 : 12 96 : 58 45 : 3)
- – Мы попали в тёплое течение ФИЗМИНУТКА
Мы плывём по волнам.
Посмотри по сторонам.
Ты матросом ловким будь,
Физкультуру не забудь.
Выполняется комплекс упражнений.
– С нами по течению плывёт большая морская черепаха.
Рассказ о морских черепахах [1]
Длина панциря морской черепахи до 2 м,
вес – 400-600 кг. Черепахи страдают от истребления
их человеком, особенно морские. Когда-то зелёная
черепаха была очень многочисленна в
Атлантическом океане. Когда в начале XVI века
Колумб Карибское море, гигантские стада черепах
преграждали путь его каравеллам.
Теперь там, где когда-то трудно было провести
корабль сквозь сплошную массу из панцирей,
нелегко отыскать даже одну черепаху.
Сейчас начали создавать фермы по искусственному
выведению черепашек, что поможет спасению
черепах. На таких фермах не только строго
охраняют каждую кладку, но и помогают маленьким
черепашкам беспрепятственно добраться до моря.
- Остров САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях №2. Проверка.
– Посмотрите, кого мы видим на горизонте? (Кита)
Рассказ о китах [1]
Сейчас все знают, что киты не рыбы, а
млекопитающие. А ещё недавно около 100 лет назад,
киты считались гигантскими рыбами. И
действительно внешне они очень схожи, но в
отличие от рыб, киты теплокровны, дышат лёгкими,
рождают живых детёнышей и выкармливают их
молоком. Кроме того, все китообразные обладают
крупным, сложно устроенным мозгом.
Вес самого крупного кита, синего полосатика
равен весу 30 слонов – около 150 т. Его длина может
достигать 30м. Водятся эти гиганты во всех океанах
Земли, но осталось их уже мало: во-первых,
уничтожались сами киты в неограниченном
количестве из-за мяса, жира и кожи, а во-вторых,
человек истребляет их кормовую базу (сельдь,
мойву) и интенсивно загрязняет океан.
- Остров ЦИФР
– На этом острове спрятан клад. Но его зорко охраняет Цифровичок. Однако вы ему очень понравились, и он готов отдать клад, если вы сосчитаете, сколько ему лет? (Человечек нарисован из цифр)
Открывается сундучок с «сокровищами». Там находятся пятёрки на монетках из картона, которые раздаются каждому ученику
4. Итог.
5. Домашнее задание: составить и решить задачу о море.
Литература:
1. Большая энциклопедия животного мира. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.