Рабочая программа дополнительного образования детей — кружок "Мой край"

Разделы: Начальная школа


1. Введение

Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе

2. Теоретической базой данной образовательной программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
  • теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
  • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

3. Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Мой край» заключается:

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников

4. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

  • в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в  поисковую, исследовательскую деятельность;
  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры.
  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

Дополнительная образовательная программа «Мой край» рассчитана на 1 год.

5. Формы и режим занятий

  • Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):
  • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)

6. Методы и приемы:

  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.

7. Формы проведения

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поездка, поход
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с участниками исторических событий

8. Цель и задачи данной образовательной программы:

Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка  через формирование основ краеведческой культуры

Задачи программы:

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
  • Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.
  • Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

9. Ожидаемые результаты реализации программы:

Выпускник начальной школы, знающий  и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы)

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой  культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)

Критерии результативности

  • Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
  • Участие в социально-значимых проектах;
  • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.

Основное содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
  • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Часы

Содержание теоретической части занятия

Практическая часть

Примечание

1 Край, в котором я живу.

1 ч.

  Нефть – черное золото Югры. Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»  
2 Герб, флаг ХМАО

1 ч.

Знакомство с символами ХМАО- Югры кроссворд  
3 Дружная югорская семья

1 ч.

Народы, населяющие территорию ХМАО викторина  
4 Памятники Югры - хранители истории.

1 ч.

О чем могут поведать памятники нашего края. Сочинение «Памятники Югры – хранители истории» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
5 Памятники Нефтеюганска

1 ч.

Виртуальная экскурсия по городу Рассказ «История одного памятника» Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
6 Сказки народов Севера – кладец мудрости.

2 ч.

Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры. Чтение  и обсуждение сказок.  
7 Загадки  народов Севера

1 ч.

Особенности загадок Конкурс знатоков  
8 Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

1 ч.

Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало. Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»  
9 Посещение городского краеведческого музея

1 ч.

     
10 Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

1 ч.

Медвежий праздник. Вороний праздник Сюжетно-ролевая игра  
11 Фольклорные праздник (Вороний праздник)

1 ч.

 
12 Сезонные изменения в природе

1 ч.

Путешествие в Югорский зимний лес Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»  
13 Многообразие растительного мира Югры

1 ч.

Животный и растительный мир Югры.    
14 Многообразие животного мира Югры

1 ч.

Создание телегазеты «Животный  мир Югры  
15 Животный и растительный мир Югры

1 ч.

Игровая программа    
16 Красная книга Югры

1 ч.

Животные, под охраной закона. Создание телегазеты «Красная книга Югры»  
17 Травы Югры

1 ч.

Разнообразие трав. Создание альбома лекарственных трав Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания»
18 Зеленая аптека Югры

1 ч.

Лекарственные травы. Проект «Зеленая аптека Югры»  
19 Посещение городского краеведческого музея

1 ч.

  Сочинение- отчет  
20 Экскурсия по городу

1 ч.

Основные исторические памятные места нашего города    
21 Города нашего края

2 ч.

Виртуальная экскурсия по городам Югры Гербы городов Проект
22 Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры

1 ч.

  Подготовка к литературному вечеру по произведениям Ю.Шесталова  
23 Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель

1 ч.

Знакомство с мансийским поэтом и писателем  
24 «Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер

1 ч.

  Литературный вечер  
25 Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны

1 ч.

  Создание «Аллеи славы» Проект «Ими гордится Югра»
26 Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне

1 ч.

  Сочинение – отчет «Герои живут рядом»  
27 Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане

1 ч.

  Подготовка вопросов  
28 Писатели  и поэты Югры

1ч.

презентация   Литературная гостиная
29 Художники Югры

1 ч.

презентация   Посещение галереи  «Метаморфоза»
30 Политические лидеры Югры.

1 ч.

презентация    
31 Югорский лес весной

1 ч.

Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. Создание телегазеты  
32 Что дает нам лес     Игровая программа  
33 Обобщающий урок.

1 ч.

  Игровая программа «Знаток Югры»  
  Итого – 35 ч.        

Список литературы для учителя:

1. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.

Список литературы для детей:

1. Мы- дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г