1. Введение
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
2. Теоретической базой данной образовательной программы явились:
- психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
- основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
- теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
- закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
3. Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Мой край» заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников
4. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
- в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
- в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
- в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
Дополнительная образовательная программа «Мой край» рассчитана на 1 год.
5. Формы и режим занятий
- Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):
- Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)
6. Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
7. Формы проведения
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка, поход
- практическое занятие, викторина, консультация
- проблемная лекция, работа в музеях
- встречи с участниками исторических событий
8. Цель и задачи данной образовательной программы:
Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры
Задачи программы:
- Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
- Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
- Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
9. Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности
- Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
- Участие в социально-значимых проектах;
- Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
- представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
- знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
- умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части занятия |
Практическая часть |
Примечание |
1 | Край, в котором я живу. | 1 ч. |
Нефть – черное золото Югры. | Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый» | |
2 | Герб, флаг ХМАО | 1 ч. |
Знакомство с символами ХМАО- Югры | кроссворд | |
3 | Дружная югорская семья | 1 ч. |
Народы, населяющие территорию ХМАО | викторина | |
4 | Памятники Югры - хранители истории. | 1 ч. |
О чем могут поведать памятники нашего края. | Сочинение «Памятники Югры – хранители истории» | Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» |
5 | Памятники Нефтеюганска | 1 ч. |
Виртуальная экскурсия по городу | Рассказ «История одного памятника» | Участие в городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» |
6 | Сказки народов Севера – кладец мудрости. | 2 ч. |
Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры. | Чтение и обсуждение сказок. | |
7 | Загадки народов Севера | 1 ч. |
Особенности загадок | Конкурс знатоков | |
8 | Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта | 1 ч. |
Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало. | Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры» | |
9 | Посещение городского краеведческого музея | 1 ч. |
|||
10 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | 1 ч. |
Медвежий праздник. Вороний праздник | Сюжетно-ролевая игра | |
11 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | 1 ч. |
|||
12 | Сезонные изменения в природе | 1 ч. |
Путешествие в Югорский зимний лес | Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы» | |
13 | Многообразие растительного мира Югры | 1 ч. |
Животный и растительный мир Югры. | ||
14 | Многообразие животного мира Югры | 1 ч. |
Создание телегазеты «Животный мир Югры | ||
15 | Животный и растительный мир Югры | 1 ч. |
Игровая программа | ||
16 | Красная книга Югры | 1 ч. |
Животные, под охраной закона. | Создание телегазеты «Красная книга Югры» | |
17 | Травы Югры | 1 ч. |
Разнообразие трав. | Создание альбома лекарственных трав | Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания» |
18 | Зеленая аптека Югры | 1 ч. |
Лекарственные травы. | Проект «Зеленая аптека Югры» | |
19 | Посещение городского краеведческого музея | 1 ч. |
Сочинение- отчет | ||
20 | Экскурсия по городу | 1 ч. |
Основные исторические памятные места нашего города | ||
21 | Города нашего края | 2 ч. |
Виртуальная экскурсия по городам Югры | Гербы городов | Проект |
22 | Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры | 1 ч. |
Подготовка к литературному вечеру по произведениям Ю.Шесталова | ||
23 | Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель | 1 ч. |
Знакомство с мансийским поэтом и писателем | ||
24 | «Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер | 1 ч. |
Литературный вечер | ||
25 | Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны | 1 ч. |
Создание «Аллеи славы» | Проект «Ими гордится Югра» | |
26 | Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне | 1 ч. |
Сочинение – отчет «Герои живут рядом» | ||
27 | Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане | 1 ч. |
Подготовка вопросов | ||
28 | Писатели и поэты Югры | 1ч. |
презентация | Литературная гостиная | |
29 | Художники Югры | 1 ч. |
презентация | Посещение галереи «Метаморфоза» | |
30 | Политические лидеры Югры. | 1 ч. |
презентация | ||
31 | Югорский лес весной | 1 ч. |
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. | Создание телегазеты | |
32 | Что дает нам лес | Игровая программа | |||
33 | Обобщающий урок. | 1 ч. |
Игровая программа «Знаток Югры» | ||
Итого – 35 ч. |
Список литературы для учителя:
1. Е. Сейненский. Краеведение в школьном
историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края:
проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю,
работающему по региональному плану. Под
редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО,
2005г
4. Окружной ежегодный литературный альманах
«Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
Список литературы для детей:
1. Мы- дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г