Тип урока: урок учебный деятельности( творческого развития).
Формы обучения: эвристическая беседа, выполнение практических заданий, проблемно-поисковая работа.
Методы обучения: эвристический, исследовательский, программированный.
Цели:
- Дидактическая: знакомство с такими нравственными понятиями, как правдивость и лживость
- Психологическая: стимулирование познавательного процесса
- Воспитательная: воспитание негативное отношения к человеческим порокам, побуждение к нравственному самосовершенствованию
Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь по нравственности»А.З. Рахимов. Уфа: 2006 УППК БГПУ имени М. Акмуллы.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
– Сегодня у нас урок нравологии. Итак, перед вами 3 группы учащихся 6б класса:
1 гр. – старший ученик Ткачёв Игорь
2 гр. – старший ученик Плетминцева Вика
3 гр. – старший ученик Муталова Рената
– Прежде чем начать, давайте вспомним правила работы в группе. У вас у каждого они на столе. (Приложение 1. Слайд 1)
Правила работы в группе:
1. Будьте уважительны и добры к аждому члену
группы, выслушивайте каждого, говорите по
существу.
2. Внимательно прочитайте, прослушайте задание.
Уточните, все ли каждому понятно.
3. Обсудите вопрос. Точно, грамотно и красиво
сформулируйте ответ.
4. При необходимости обратитесь за разъяснением к
старшему ученику, справочной литературе.
ВДОХНОВЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ, УДАЧИ!!!
План урока на доске
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель: Сейчас я прочту вам рассказ известной детской писательницы Валентины Осеевой. Внимательно прослушайте и ответьте на вопросы. Вопросы на экране.
Чтение рассказа
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды,
птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день
прошёл. Идут домой – боятся: – Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что
лучше: соврать или сказать правду.
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня
в лесу напал.
Испугается отец, и не будет браниться.
– Я скажу, говорит второй, – что дедушку
встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить
меня.
– А я правду скажу, – говорит третий.– Правду
всегда легче сказать, потому что она, правда, и
придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал
первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной
сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а
за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как
тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую
вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём
повинился.
Поворчала на него тетка, да и простила.
– Обсудите в группах и ответьте на вопросы:
– Почему тётка простила мальчика?
– Как вы думаете: что для мальчиков было труднее
– обмануть или сказать правду?
– Следовательно, о чём мы с вами будем
беседовать? (О правдивости, умении говорить
правду)
(Приложение 1. Слайд 2)
Сообщение темы и цели урока: ПРАВДИВОСТЬ – ЛЖИВОСТЬ. (Приложение 1. Слайд 3)
2. Операционально-исполнительский этап
Задание 1.
– Что такое правда? Подберите синонимы.
Составьте предложение со словом «правда».
Проверьте себя по словарю.
Проговаривание хором: правда – это то, что
соответствует действительности.
Самооценка.
Задание 2.
– Какие качества присущи правдивому человеку?
– Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать
правдивым.
Проверьте себя по словарю.
Проговаривание хором: правдивый – содержащий
правду, стремящийся к правде.
Самооценка.
Задание 3.
– Как связаны между собой понятия «правда –
ложь»?
– Что такое ложь? Подберите синонимы. Составьте
предложение.
Проверьте по словарю.
Самооценка.
Задание 4.
Даны пословицы. Обсудите в группах, раскройте (в
устном ответе) их смысловое содержание.
Самооценка. (Приложение 1.
Слайд 4)
- Правдивый человек – совестливый человек.
- Правда дороже золота.
- Правдой мир держится.
- Лжец – все равно, что вор.
- У лжи короткие ноги.
Задание 5.
Много произведений классической литературы о
правдивости-лживости. Цели сегодняшнего урока –
воспитание негативного отношения к человеческим
порокам, побуждение к нравственному
самовоспитанию, я считаю, это цели всей
литературы.
Вы ещё не так много читали, но есть авторы,
которых вы знаете, например, Л.Н.Толстой.
Познакомьтесь с его басней «Лгун», это,
действительно, редкий жанр для Толстого. Давайте
посмотрим, чему учит эта вещь?
(Приложение 1. Слайд 5)
Выразительное чтение басни.
Мальчик стерег овец и будто, увидав волка, стал
звать:
– Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда.
Раз сделал он так и два, и три раза, случилось
– и вправду набежал волк. Мальчик стал
кричать:
– Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять – по-всегдашнему
обманывает, – не послушали его. Волк видит,
бояться нечего6 на просторе перегрыз все стадо.
Учитель: чему учит басня? (Нельзя
обманывать, так как ложь может привести к беде).
– В каких литературных произведениях вы
встречали похожие ситуации?
Самооценка.
Задание 6.
– Можно ли всегда говорить правду? Как вы
понимаете слова «правда может навредить
человеку».
Самооценка.
3. Рефлексивно-оценочный этап
– О чём шла речь сегодня на уроке?
– Какие выводы вы для себя сделали?
(Приложение 1. Слайд 6)
Общая оценка за урок.
Выводы:
- Правда – острое оружие, и им нужно уметь пользоваться.
- Правдивых людей уважают окружающие.
- У таких людей совесть чиста, и на душе спокойно.
(Приложение 1. Слайд 7)
Диагностика нравственности:
Даны качества человека, вам нужно расставить их
в порядке значимости (Приложение
2).
Таким образом, подводя итоги нашего разговора,
хочу обратить ваше внимание на древнее духовное
стихотворение о споре Правды и Кривды. В чём
смысл этих строк? (Приложение 1.
Слайд 8)
Правда Кривду переспорила.
Правда пошла на небеса,
К самому Христу, царю небесному.
А Кривда прошла у нас вся по всей земле,
По всей земле по свет русской,
По всему народу христианскому.
От Кривды земля всколебалася
Оттого весь народ возмущается
От Кривды стал народ неправедный,
Неправильный стал, злопамятный,
Они друг друга обмануть хотят,
Друг друга поесть хотят.
Домашнее задание:
1. Составьте план самовоспитания. (Что нужно
сделать для того, чтобы стать искренним,
правдивым человеком).
2. « Правдивый человек – какой он?». Написать
сочинение-рассуждение. (Приложение
1. Слайд 9)
Список литературы:
- «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова,
- «Словарь по нравственности» А.З. Рахимов. Уфа: 2006 УППК БГПУ имени М. Акмуллы.
- Психодидактика.А.З. Рахимов. Уфа: 2003
- Нравология: Учебное пособие. А.З.Рахимов. Казань: 2006.