Цели:
- Показать роль слов – признаков в нашей речи, научить находить слова – признаки в тексте, ставить к ним вопросы.
- Развитие внимания, мышления, речи.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи.
Наглядность:
- таблицы с вопросами: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «кто?», «что?»;
- карточки со словами, обозначающими признаки предметов: цвет, размер, вкус, форма;
- картинки с изображениями лисы, зайца, волка, медведя, улитки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2 мин.)
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Дежурный командир:
– А, ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Готово? Вот здорово!
К уроку всё готово!
Учитель: Для работы на уроке нам
потребуется хорошее зрение, выполним гимнастику
для глаз. (Дети под руководством учителя
выполняют упражнения для глаз: «Бабочка» и др.)
– А также хорошо развитый речевой аппарат,
выполним упражнения: «Кисточка», «Укольчик в
щёчку» и др.
– Сегодня у нас много гостей. Посмотрите на них,
помашите им ручками!
– А так же в гостях у нас сказочные герои –
персонажи многих русских народных сказок. Вы
узнали их? Кто они? (Лиса, заяц, волк, медведь,
улитка – животные леса).
– Животные приготовили для вас много интересных
заданий и хотят с вами поучиться.
II. Чистописание (2 мин.)
На доске: ЫЙ, ОЙ, АЯ, ЯЯ
– Прочитайте соединения букв.
– Какие соединения верхние, а какие
буквосочетания с нижним соединением?
III. Актуализация ранее полученных знаний
Словарная работа (3 мин.)
На доске:
С.бака, с . рока, к . рова, п .нал.
К . пуста, . гурец, . зык.
(На одной половине доски карточки с гласными буквами, а на другой словарные слова с пропущенными буквами).
– Сказочные герои хотят проверить, умеете ли вы писать словарные слова. Напишите эти слова в тетрадях. Если затрудняетесь, то посоветуйтесь с товарищем по парте.
Работа у доски. Дети выходят к доске, находят нужную букву и вставляют её в слово.
– Найдите «лишнее» слово на каждой строчке и
обоснуйте свои ответы.
– Что общего в словах каждой строчки? На какие
вопросы они отвечают, что обозначают?
– А кто из вас помнит название этих слов?
– Это слова – имена существительные. (На
доске появляются таблицы с вопросами).
КТО? ЧТО?
IV. Создание проблемной ситуации (3 мин.)
– Наши гости – сказочные герои жили в лесу
дружно: веселились, играли, помогали друг другу.
Однажды они узнали, что в лесу проводится конкурс
красоты, и решили выдвинуть для участия в
конкурсе лису, так как считали, что она не только
умная, но и очень красивая. Написали животные
письмо – описание лисы и отправили его на
конкурс. Но в дороге произошла беда. Поднялся
сильный ветер и выпали из текста некоторые слова.
Наши герои очень огорчились и просят нас помочь
им.
– Давайте прочитаем это письмо.
(На доске текст этого неполного письма, на другой половине доски – слова, которые нужно вставить в текст).
У кумушки – лисы зубки _________, рыльце _________,
шубка ________.
Хорошо она принаряжена. Шерсть у лисы __________. На
груди жилет. На шее _________ галстучек.
– Давайте, дети, поможем нашим друзьям –
животным! Какие же это слова выпали?
– Мы познакомились со словами, отвечающими на
вопросы: «кто?», «что?». Что слова обозначают?
Может быть, эти слова нужно вставить в текст? (Дети
говорят, что потерявшиеся слова – не имена
существительные, не подходят к этому тексту).
– Так какие же это слова? И на какие вопросы они
отвечают?
V. Постановка проблемы (1 мин.)
– Кто из вас догадался, над какой проблемой мы будем работать на этом уроке? (Дети формулируют проблему).
(Учитель вывешивает табличку со знаком вопроса на доску).
– Правильно, возникла проблема: На какие вопросы отвечают пропущенные слова и что они обозначают?
6. Поиск решения (5 мин.)
– Улитка, гуляя по лесу, подобрала какие – то
слова. Давайте прочитаем эти слова.
– Какие вопросы можно поставить к этим словам? (Какой?
Какая? Какое? Какие?)
(Дети совместно с учителем читают каждое слово,
анализируют, вставляют в текст, получившиеся
словосочетания записывают в тетрадях).
Острые
– Какой вопрос можно поставить к этому слову? (Какие?)
– С каким словом может дружить слово «острые»?
Про что в тексте можно сказать острые?
зубки (какие?) острые
– Прочитаем следующее слово.
тоненькое
– Какой вопрос можно поставить к этому слову?
Тоненькое (какое?)
– Про что можно сказать «тоненькое»?
рыльце (какое?) тоненькое
золотистая
– Какой вопрос поставим к слову «золотистая»?
золотистая (какая?)
– Про что можно сказать золотистая?
Шубка (какая?) золотистая
белый
– Какой вопрос поставим к слову «белый»?
– С каким словом может дружить это слово?
галстучек (какой?) белый
– На какие вопросы отвечают слова, найденные
улиткой?
– Что они обозначают? (Названия предметов).
– С какими словами они дружат? (Со словами,
обозначающими названия предметов).
– Дети, эти слова – признаки. Они обозначают
признаки предметов. Их называют именами
прилагательными.
– Какова же их роль в нашей речи? Может быть, и без
этих слов можно обойтись?
– Давайте прочитаем получившийся текст!
– Стал ли текст другим? Благодаря чему текст
изменился?
– Кто догадался, какова роль слов – признаков в
нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают её
ярче, богаче и выразительней).
VI. Формулирование темы урока (1 мин.)
– Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
– Слова-признаки, отвечающие на вопросы:
«какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
VII. Первичное закрепление полученных знаний (5 мин.)
– Помогли зверям? Они хотят вместе с вами потренироваться.
1) – Я назову слова – признаки, а вы поставьте к
ним вопросы и догадайтесь, о каком предмете идёт
речь?
– Круглый, полосатый, сладкий, красный … (арбуз)
– Трудная, долгая, короткая, асфальтированная… (дорога)
– Почему легко было узнать эти предметы? (Много
слов-подсказок)
– Что обозначают эти слова-признаки? (Цвет,
форму, размер, вкус)
На доске:
слова-признаки
какой? какая? какое? какие?
цвет форма размер вкус
2) – Распределите слова по группам:
круглый синий сладкий солёное крупное красная большие
цвет форма размеру вкус
(Дети по одному выходят к доске, распределяют карточки со словами по столбикам, записывают столбики слов в тетрадях).
– Давайте вместе сделаем вывод, на какие вопросы отвечают и что обозначают слова – признаки?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», обозначают признаки предметов. Они называются именами прилагательными.
VIII. Физкультминутка (1 мин.)
Встанем, дети,
Скажем дружно:
Раз, два, три, четыре, пять.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придётся встать,
Тихо сесть, писать начать!
IX. Закрепление. Работа по микрогруппам (5 мин.)
(Каждая группа получает задание на листочках)
– На листочках записаны слова, обозначающие названия предметов, ваша задача – подобрать к ним как можно больше слов – признаков и написать на листочках.
солнышко ученик мама
X. Самостоятельная работа (8 мин.)
(Дети выполняют упражнение из учебника, работают в тетрадях)
Упражнение 64, с.43. в учебнике «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.Я.Бунеева.
(Дети сверяются с доской).
На доске:
Какой? – добрый, счастливый, светлый.
Какая? – чужая, родная.
Какое? – большое, милое.
XI. Обобщение (2 мин.)
– С какими словами мы познакомились на уроке?
– Что они обозначают?
– На какие вопросы отвечают?
– Какую роль играют в нашей речи?
XII. Подведение итогов урока (1 мин.)
– Кому за урок можно сказать спасибо?
– Чьи ответы вам больше всех понравились?
– Дети, вы все работали замечательно, очень
понравились вы нашим друзьям – животным. Они
благодарят вас за помощь, за отличные ваши ответы
и правильно выполненные работы.
XIII. Домашняя работа (1 мин.)
– Дома напишите придумайте и запишите в
тетрадях 3 предложения о животных. Включите в
них слова-признаки.
– Урок окончен!