"Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Показать роль слов – признаков в нашей речи, научить находить слова – признаки в тексте, ставить к ним вопросы.
  • Развитие внимания, мышления, речи.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи.

Наглядность:

  • таблицы с вопросами:  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «кто?», «что?»;
  • карточки со словами, обозначающими признаки предметов: цвет, размер, вкус, форма;
  • картинки с изображениями лисы, зайца, волка, медведя, улитки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин.)

Учитель:

Прозвенел звонок,
Начался урок.

Дежурный командир:

– А, ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Готово? Вот здорово!
К уроку всё готово!

Учитель: Для работы на уроке нам потребуется хорошее зрение, выполним гимнастику для глаз. (Дети под руководством учителя выполняют упражнения для глаз: «Бабочка» и др.)
– А также хорошо развитый речевой аппарат, выполним упражнения: «Кисточка», «Укольчик в щёчку» и др.
– Сегодня у нас много гостей. Посмотрите на них, помашите им ручками!
– А так же в гостях у нас сказочные герои – персонажи многих русских народных сказок. Вы узнали их? Кто они?  (Лиса, заяц, волк, медведь, улитка –  животные леса).
– Животные приготовили для вас много интересных заданий и хотят с вами поучиться.

II. Чистописание (2 мин.)

На доске: ЫЙ, ОЙ, АЯ, ЯЯ

– Прочитайте соединения букв.
– Какие соединения верхние, а какие  буквосочетания с нижним соединением?

III. Актуализация ранее полученных знаний

Словарная работа (3 мин.)

На доске:

С.бака, с . рока, к . рова, п .нал.
К . пуста, . гурец, . зык.

(На одной половине доски карточки с гласными буквами, а на другой словарные слова с пропущенными буквами).

– Сказочные герои хотят проверить, умеете ли вы писать словарные слова. Напишите эти слова в тетрадях. Если затрудняетесь, то посоветуйтесь с товарищем  по парте.

Работа у доски. Дети выходят к доске, находят нужную букву и вставляют её в слово.

– Найдите «лишнее» слово на каждой строчке и обоснуйте свои ответы.
– Что общего в словах каждой строчки? На какие вопросы они отвечают,   что обозначают?
– А кто из вас помнит название этих слов?
– Это слова – имена  существительные. (На доске появляются  таблицы с вопросами).

КТО?         ЧТО?

IV. Создание проблемной ситуации (3 мин.)

– Наши гости – сказочные герои жили в лесу дружно: веселились, играли, помогали друг другу.
Однажды они узнали, что в лесу проводится конкурс красоты, и решили выдвинуть для участия в конкурсе лису, так как считали, что она не только умная, но и очень красивая. Написали животные письмо  – описание лисы и отправили его на конкурс. Но в  дороге произошла беда. Поднялся сильный ветер и выпали из текста некоторые слова. Наши герои очень огорчились и просят нас помочь им.
– Давайте прочитаем это письмо.

(На доске текст этого неполного письма, на другой половине доски – слова, которые нужно вставить в текст).

У кумушки – лисы зубки  _________, рыльце _________, шубка ________.
Хорошо она принаряжена. Шерсть у лисы __________. На груди жилет. На шее _________  галстучек.

– Давайте, дети, поможем нашим друзьям – животным! Какие же это слова выпали?
– Мы познакомились со словами, отвечающими на вопросы: «кто?», «что?». Что слова обозначают? Может быть, эти слова нужно вставить в текст? (Дети говорят, что потерявшиеся слова – не  имена существительные,  не подходят к этому тексту).
– Так какие же это слова? И на какие вопросы они отвечают?

V. Постановка проблемы (1 мин.)

– Кто из вас догадался, над какой проблемой мы будем работать на этом уроке?  (Дети формулируют проблему).

(Учитель вывешивает табличку со знаком вопроса на доску).

– Правильно, возникла проблема: На какие вопросы отвечают пропущенные слова и что они обозначают?

6. Поиск решения (5 мин.)

– Улитка, гуляя по лесу, подобрала какие – то слова. Давайте прочитаем эти слова.
– Какие вопросы можно поставить к этим словам? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
(Дети совместно с учителем читают каждое слово, анализируют,  вставляют в текст, получившиеся словосочетания записывают в тетрадях).

Острые

– Какой вопрос можно поставить к этому слову? (Какие?)
– С каким словом может дружить  слово «острые»? Про что в тексте можно сказать острые?

зубки (какие?) острые

– Прочитаем следующее слово.

тоненькое

– Какой вопрос можно поставить к этому слову?

Тоненькое (какое?)

– Про что можно сказать  «тоненькое»?

рыльце (какое?) тоненькое

золотистая

– Какой вопрос поставим к слову «золотистая»?

золотистая (какая?)

– Про что можно сказать золотистая?

Шубка (какая?) золотистая

белый

– Какой вопрос поставим к слову «белый»?

– С каким словом может дружить это слово?

галстучек (какой?) белый

– На какие вопросы отвечают слова, найденные улиткой?
– Что они обозначают? (Названия предметов).
– С какими словами они дружат? (Со словами, обозначающими названия   предметов).
– Дети, эти слова – признаки. Они обозначают признаки предметов. Их называют именами прилагательными.
– Какова же их роль в нашей речи? Может быть, и без этих слов можно обойтись?
– Давайте прочитаем получившийся текст!
– Стал ли текст  другим? Благодаря чему текст изменился?
– Кто догадался, какова роль слов – признаков в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче и выразительней).

VI. Формулирование темы урока (1 мин.)

– Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
– Слова-признаки, отвечающие на вопросы:  «какой?», «какая?»,  «какое?», «какие?».

VII. Первичное закрепление полученных знаний (5 мин.)

– Помогли зверям?  Они хотят вместе с вами потренироваться.

1) – Я назову слова – признаки, а вы поставьте к ним вопросы и догадайтесь, о каком предмете идёт речь?
– Круглый, полосатый, сладкий, красный … (арбуз)
– Трудная, долгая, короткая, асфальтированная… (дорога)
– Почему легко было узнать эти  предметы? (Много слов-подсказок)
– Что обозначают эти слова-признаки?  (Цвет, форму, размер, вкус)
На доске:

слова-признаки

какой?               какая?           какое?                какие?

цвет          форма            размер               вкус

2) – Распределите слова по группам:

круглый    синий    сладкий     солёное   крупное    красная   большие

цвет                   форма                  размеру                     вкус

(Дети по одному выходят к доске,  распределяют карточки со словами по столбикам, записывают столбики слов в тетрадях).

– Давайте вместе сделаем вывод, на какие вопросы отвечают и что обозначают слова – признаки?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», обозначают признаки предметов. Они называются именами прилагательными.

VIII. Физкультминутка (1 мин.)

Встанем, дети,
Скажем дружно:
Раз, два, три, четыре, пять.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придётся встать,
Тихо сесть, писать начать!

IX. Закрепление. Работа по микрогруппам (5 мин.)

(Каждая группа получает задание на листочках)

– На листочках записаны слова, обозначающие  названия предметов, ваша задача – подобрать к ним  как можно больше слов – признаков и написать на листочках.

солнышко         ученик              мама

X. Самостоятельная работа (8 мин.)

(Дети  выполняют упражнение из учебника, работают в тетрадях)

Упражнение 64, с.43. в учебнике «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.Я.Бунеева.

(Дети сверяются с доской).

На доске:

Какой? –  добрый, счастливый, светлый.
Какая?  –  чужая, родная.
Какое? – большое, милое.

XI. Обобщение (2  мин.)

– С какими словами мы познакомились на уроке?
– Что они обозначают?
– На какие вопросы отвечают?
– Какую роль играют в нашей речи?

XII. Подведение итогов урока (1 мин.)

– Кому за урок можно сказать спасибо?
– Чьи ответы вам больше всех понравились?
– Дети, вы все работали замечательно, очень понравились вы нашим друзьям – животным. Они благодарят вас за помощь, за отличные ваши ответы и правильно выполненные работы.

XIII. Домашняя работа (1 мин.)

– Дома напишите придумайте и запишите в тетрадях  3 предложения о животных. Включите в них  слова-признаки.
– Урок окончен!