После того, как обучающиеся получат начальные
технико-тактические навыки действий игрока в
защите, необходимо постепенно и поэтапно
подводить их к командным взаимодействиям.
Положение в защите против игроков, не меняющих
заметно свою позицию, как при личной защите, так и
при зонной существенно не отличаются. Везде
принцип один: если играешь против игрока
владеющего мячом, то необходимо находиться между
ним и своим кольцом; если против игрока без мяча,
то на вершине виртуального треугольника
основанием, которого являются опекаемый игрок и
игрок, владеющий мячом. Если опекаемый игрок
находится на противоположной (слабой) стороне от
мяча, треугольник более плоский (против игроков
нападения находящихся на расстоянии более 4-5
метров от корзины).
Данный набор упражнений можно дополнить
действиями игроков обороны в закрытой стойке
против нападающих без мяча в трёхсекундной зоне.
Продолжением упражнений могут стать обучение
действиям после того, как нападающий игрок
потерял право тройной угрозы (закончил ведение).
Защитники, против игроков, не владеющих мячом,
должны сыграть в закрытой стойке, максимально
агрессивно, пытаясь перехватить мяч. Усложнять
упражнения при личной защите поэтапно: смена
игровых позиций нападающими без пересечения
трёхсекундной зоны, с пересечением
трёхсекундной зоны, с переключением после
заслонов и взаимодействий. За счёт смены игровых
позиций усложняются действия игроков защиты и
при зонной защите. Защитникам необходимо
распределить опекаемых игроков в смежных зонах и
использовать основные принципы личной защиты.
Следующим этапом действий при зонной защите
могут стать действия при создании численного
преимущества соперником (перегруз), заслон.
Предлагается набор упражнений с простейшими
командными взаимодействиями при игре в защите
для обучения в 7-11 классах.
Условные знаки и обозначения
«В парах против передач» (Рисунок 2)
Два игрока нападения выполняют передачи без заметной смены позиций и продвижения к корзине соперников. Защитники после передачи от опекаемого игрока должны быстро отступить спиной к своей корзине на 1-2 шага назад и занять позицию примерно на равном расстоянии между игроком владеющим мячом и опекаемым игроком. Защитник должен видеть, как опекаемого игрока, так и игрока с мячом. При обратной передаче к опекаемому игроку защитнику необходимо быстро вместе с передачей вернуться к нему в позицию между ним и собственной корзиной примерно на расстояние вытянутой руки. Выполняется несколько передач, сначала с длинными паузами между ними, затем паузы сокращаются. Защитники передачи не перехватывают. Предлагается выполнять в 7-9 классах.
Рисунок 2
«В тройках против передач» (Рисунок 3)
Упражнение идентично предыдущему «В парах против передач». Принимают участие по три игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 8-10 классах.
Рисунок 3
«В четвёрках против передач» (Рисунки 4, 5)
Упражнение идентично предыдущим «В парах против передач» и «В тройках против передач». Принимают участие по четыре игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 9-11 классах.
Рисунок 4
Рисунок 5
«В парах против передач и проходов» (Рисунок 6)
Принимают участие по два игрока нападения и защиты. Начало упражнения идентично предыдущему «В парах против передач». После нескольких передач один из игроков нападения начинает проход с ведением мяча к корзине между игроками защищающейся команды. Защитник, опекающий его, отступая, за счёт активных действий руками и правильного выбора позиции, оттесняет его в сторону своего партнёра. Защитнику, опекающему игрока нападения, который без мяча, необходимо быстро выйти на игрока нападения осуществляющего проход. За счёт активных действий руками и правильной позиции проход соперника останавливается с отбором мяча, неподготовленным броском или обратной передачей другому игроку нападения. Предлагается выполнять в 8-10 классах.
Рисунок 6
«В тройках против передач и проходов» (Рисунки 7,8)
Упражнение идентично предыдущему «В парах против передач и проходов». Игрок защищающейся команды, не принимающий участие в подстраховке, отступая, занимает позицию на равном расстоянии от игрока, ведущего мяч и опекаемого игрока, находясь спиной к своей корзине (вершина виртуального треугольника). Принимают участие по три игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 9-11 классах.
Рисунок 7
Рисунок 8
«В четвёрках против передач и проходов» (Рисунки 9-12)
Упражнение идентично предыдущему «В тройках против передач и проходов». Принимают участие по четыре игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 10-11 классах.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Использованная литература:
1. Гомельский Е.Я. Курс «Баскетбольная секция в школе» Лекция №8. – М.: «Первое сентября» Спорт в школе № 24, 2008