Упражнения для обучения и контроля игры в защите на занятиях по баскетболу

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


После того, как обучающиеся получат начальные технико-тактические навыки действий игрока в защите, необходимо постепенно и поэтапно подводить их к командным взаимодействиям. Положение в защите против игроков, не меняющих заметно свою позицию, как при личной защите, так и при зонной существенно  не отличаются. Везде принцип один: если играешь против игрока владеющего мячом, то необходимо находиться между ним и своим кольцом; если против игрока без мяча, то на вершине виртуального треугольника основанием, которого являются опекаемый игрок и игрок, владеющий мячом. Если опекаемый игрок находится на противоположной (слабой) стороне от мяча, треугольник более плоский (против игроков нападения находящихся на расстоянии более 4-5 метров от корзины).
Данный набор упражнений можно дополнить действиями игроков обороны в закрытой стойке против нападающих без мяча в трёхсекундной зоне. Продолжением упражнений могут стать обучение действиям после того, как нападающий игрок потерял право тройной угрозы (закончил ведение). Защитники, против игроков, не владеющих мячом, должны сыграть в закрытой стойке, максимально агрессивно, пытаясь перехватить мяч. Усложнять упражнения при личной защите поэтапно: смена игровых позиций нападающими без пересечения трёхсекундной зоны, с пересечением трёхсекундной зоны, с переключением после заслонов и взаимодействий. За счёт смены игровых позиций усложняются действия игроков защиты и при зонной защите. Защитникам необходимо распределить опекаемых игроков в смежных зонах и использовать основные принципы личной защиты. Следующим этапом действий при зонной защите могут стать действия при создании численного преимущества соперником (перегруз), заслон.
Предлагается набор упражнений с простейшими командными взаимодействиями при игре в защите для обучения в 7-11 классах.

Условные знаки и обозначения

«В парах против передач» (Рисунок 2)

Два игрока нападения выполняют передачи без заметной смены позиций и продвижения к корзине соперников. Защитники после передачи от опекаемого игрока должны быстро отступить спиной к своей корзине на 1-2 шага назад и занять позицию примерно на равном расстоянии между игроком владеющим мячом и опекаемым игроком. Защитник должен видеть, как опекаемого игрока, так и игрока с мячом. При обратной передаче к опекаемому игроку защитнику необходимо быстро вместе с передачей вернуться к нему в позицию между ним и собственной корзиной примерно на расстояние вытянутой руки. Выполняется несколько передач, сначала с длинными паузами между ними, затем паузы сокращаются. Защитники передачи не перехватывают. Предлагается выполнять в 7-9 классах.

Рисунок 2

«В тройках против передач» (Рисунок 3)

Упражнение идентично предыдущему «В парах против передач». Принимают участие по три игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 8-10 классах.

Рисунок 3

«В четвёрках против передач» (Рисунки 4, 5)

Упражнение идентично предыдущим «В парах против передач» и «В тройках против передач». Принимают участие по четыре игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 9-11 классах.

Рисунок 4

Рисунок 5

«В парах против передач и проходов» (Рисунок 6)

Принимают участие по два игрока нападения и защиты. Начало упражнения идентично предыдущему «В парах против передач». После нескольких передач один из игроков нападения начинает проход с ведением мяча к корзине между игроками защищающейся команды. Защитник, опекающий его, отступая, за счёт активных действий руками и правильного выбора позиции, оттесняет его в сторону своего партнёра. Защитнику, опекающему игрока нападения, который без мяча, необходимо быстро выйти на игрока нападения осуществляющего проход. За счёт активных действий руками и правильной  позиции проход соперника останавливается с отбором мяча, неподготовленным броском или обратной передачей другому игроку нападения. Предлагается выполнять в 8-10 классах.

Рисунок 6

«В тройках против передач и проходов» (Рисунки 7,8)

Упражнение идентично предыдущему «В парах против передач и проходов». Игрок защищающейся команды, не принимающий участие в подстраховке, отступая, занимает позицию на равном расстоянии от игрока, ведущего мяч и опекаемого игрока, находясь спиной к своей корзине (вершина виртуального треугольника). Принимают участие по три игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 9-11 классах.

Рисунок 7

Рисунок 8

«В четвёрках против передач и проходов» (Рисунки 9-12)

Упражнение идентично предыдущему «В тройках против передач и проходов». Принимают участие по четыре игрока нападения и защиты. Предлагается выполнять в 10-11 классах.

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Использованная литература:

1. Гомельский Е.Я. Курс «Баскетбольная секция в школе» Лекция №8. – М.: «Первое сентября» Спорт в школе № 24, 2008