В связи с переходом на предпрофильное обучение в 9 кл. вводится курс «Новые направления в социально-экономической географии».
Современная географическая наука характеризуется чрезвычайным своеобразием, уникальными свойствами своей структуры. Она – единственная фундаментальная наука, которая включает в сферу своих исследований и человеческое общество, и природу, среду обитания человека – человечества – народонаселения мира. Это сложная, многокомпонентная, интегрально-синтетическая система наук, активно взаимодействующая практически со всеми группами наук и состоящая из двух главных подсистем – природно-географических и общественно-географических наук.
Курс посвящён основам теории и практики новых направлений в социально-экономической географии в широком смысле слова, представляющий собой достаточно сложный комплекс наук. Географическая наука в ХХ веке развивалась таким образом, что поле её деятельности всё более расширялось, в первую очередь за счёт охвата явлений социальной жизни («географии человека»). С открытием причинной обусловленности географическим окружением всё новых и новых сторон жизни общества возрастает ветвление общественной географии. Идеи о возможности некоторых направлений были высказаны ещё в ХVIII в. И.Кантом, например о географии морали и теологической. Но реально формирование новых направлений происходило уже во второй половине ХХ в., что отражало и процесс углубления географического познания, и объективный процесс усложнения общества, возникновение в нём новых отраслей и сфер деятельности.
При рассмотрении новых направлений ЭСГ будем исходить из схемы дисциплин, изучающих различные территориальные системы: география материального производства (география транспорта, связи и т.д.), непроизводственной сферы (торговли, образования и т.д.), населения и поселений (этногеография, география религий и т.д.), социальная география (география потребления, культуры преступности и т.д.), «пограничные» отрасли физической и СЭГ (рекреационная география, медицинская и т. д).
Основными формами и методами организации изучения курса являются лекция-рассказ, лекция-семинар, семинар, эвристическая беседа, диспут, практические занятия.
Учащиеся должны:
- уметь логично, грамотно излагать материал;
- знать наиболее типичные и характерные цифровые показатели;
- уметь свободно ориентироваться по физическим, экономическим и политическим картам;
- знать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
- уметь дать оценку природным и экономическим условиям, показать связи между природной средой и хозяйственной деятельностью человека;
- уметь применять полученные знания при выполнении практических и творческих заданий;
- уметь дать экономико-географическую характеристику регионов, городов используя новые направления СЭГ;
- уметь составлять конспекты лекций, писать рефераты;
- уметь анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе географических карт и статистических данных.
Занятия предпрофильного курса проводятся по 2 часа в неделю (68 ч. в год)
Используемое оборудование и литература:
- коллекция из видеокассет (которая постоянно пополняется);
- коллекция электронных уроков и тестов, развивающих игр по тематике данного курса;
- журналы: «География в школе», «Гео», «Национальное географическое общество» и др.
- Экономическая и социальная география: Основы науки. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. – М.: Просвещение, 2003.
- Шейкина С.С. Элективный курс «Медицинская география» 9 кл. – Волгоград, издательско-торговый дом «Корифей», 2007.
- Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М., 1983.
- Дружинин А.Г. Теоретические основы географии культуры. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 1999.
- Колосов Е.Н. География религий народов мира. – М.: Изд-во РУДН,2000.
Содержание рабочей программы предпрофильного курса «Новые направления в социально-экономической географии».
Всего: 68 ч.
Длительность одного занятия – 2 часа.
Организационное занятие: цели, задачи, план работы курса.
Лекция: Понятие о новых направлениях в социально-экономической географии.
ТЕМА 1: География культуры (5 ч.)
Лекция: Понятие географии культуры и её место в жизни общества. Носители культуры – население территории с его менталитетом, культурными традициями. Язык – важнейшее связующее звено культуры.
Практикум: Изучение особенностей размещения языковых семей России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии языков и административно-территориального деления России.
Семинар: Историко-культурное наследие России.
ТЕМА 2: География религий (4 ч.)
Лекция-дискуссия: Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства. Местные традиционные верования.
Семинар: Национальные религии.
Семинар: Мировые религии.
ТЕМА 3: География сферы услуг (4 ч.)
Лекция: Сфера услуг – отрасль, обеспечивающая пространственные экономические связи. Общехозяйственные услуги – традиционные в рыночной экономике. Личные услуги – самая быстро развивающаяся группа отраслей в третичном секторе.
Семинар: Деловые услуги, направленные на повышение эффективности функционирования производителей.
Семинар: Социальные услуги, в значительной степени финансируемые государством.
ТЕМА 4: География финансов (3 ч.)
Лекция: Процессы ввоза и вывоза капитала.
Лекция: Концентрация финансового капитала.
Семинар: Разнообразие банков России. Сеть мировых банков.
ТЕМА 5: География высшего образования (3 ч.)
Лекция: Территориальная организация высшего образования. Классификация центров высшего образования.
Практикум (интернет): Выбор вуза для обучения, спрос на места и соотношение между числом мест в вузах (годовой приём) и числом выпускников средних учебных заведений в год в пределах данной территории (по выбору уч-ся).
ТЕМА 6: Медицинская география (6 ч.)
Лекция-семинар: Становление и развитие медицинской географии. Развитие отечественной медицинской географии.
Лекция: Среда обитания человека и география приспособительных и ландшафтных особенностей распространения болезней.
Лекция: Влияние состояния городской среды на здоровье населения.
Практикум: Проведение социологического опроса населения по состоянию атмосферного воздуха и его влияние на здоровье человека. Презентация исследовательской работы.
Лекция-семинар: География природных лечебных ресурсов.
Лекция-семинар: Нозогеография – география болезней своей местности.
ТЕМА 7: Рекреационная география (5 ч.)
Лекция: Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки. Виды рекреационной деятельности.
Лекция: Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии. Методы изучения ТРС. Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС.
Семинар: Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Практикум: Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.
Лекция-практикум: Главные рекреационные районы мира и их характеристика. Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
Итоговое занятие: суть и задачи новых направлений в социально-экономической географии.
Резерв времени: 1 ч. – зачёт за I полугодие; 1 ч. – зачёт за II полугодие.