Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школы России". Развитие речи.

Разделы: Начальная школа


Тема: Обучающее сочинение с элементами описания (по наблюдениям на экскурсии в весеннюю рощу) «Мартовский денёк».

Цели:

  • Развивать умение точно употреблять слова в речи, использовать синонимы.
  • Учить определять и развивать тему сочинения, составлять план, писать сочинение самостоятельно.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование:

  • рисунки учащихся по теме «Весенний пейзаж»;
  • учебник «Русский язык» Зеленина;
  • схемы-опоры с видами текстов описания и повествования;
  • опорные слова по теме сочинения;
  • план сочинения.
  • фонограмма (П.И. Чайковский Времена года. Март.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Психологический настрой

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна,
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась.

– О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Сообщение темы и целей урока.

2. Чистописание и словарная работа

Д. Вешний – о времени года, погоде, состоянии природы.
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля (по  С.О.Ожегову).

Д. А__ея, д_рога. ж_лтый, издал_ка, кла__, м_роз, ок_ло, пр_красный, се_час. 
(с)низу, (с)права, х_рошо, ч_рный, _кскурсия.

Самостоятельно вставить пропущенные буквы в слова.

Взаимопроверка по словарю учебника.

3. Проверка домашнего задания

– Какие синонимы подобрали к словам?

1 вариант.

Светить – сиять, сверкать, блестеть, искриться.
Блестящий – яркий, светлый, лучистый.
Наступили – пришли, начались.
Приближаться – подходить, подступать, подкрадываться.
Видеть – смотреть, наблюдать, замечать, глядеть.
Радовать – веселить, услаждать, умилять, лелеять, ласкать.

2 вариант.

Тропа – дорожка, тропка, тропинка.
Печальный – грустный, мрачный, тоскливый, унылый.
Серый – свинцовый, дымчатый.
Мокрый – сырой, влажный.
Холодный – морозный, студеный, ледяной, хмурый, пасмурный, ненастный.
Чудесный – сказочный, дивный, красивый, чарующий, удивительный.

4. Работа над темой сочинения

– Во время экскурсии как почувствовали, что пришла весна?
– Какие изменения в неживой природе произошли?
– Какие изменения в живой природе произошли?
– Что ещё заметили?
– Сколько частей будет в сочинении?
– Каким по типу речи будет сочинение?

Д. схемы-опоры с видами текстов описания и повествования.

Повествование – это текст, который отвечает на вопросы кто? Что делал? Где? Когда? как?. Главная особенность повествования – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовательном тексте много глаголов.

Описание – это текст, в котором названы признаки предмета. Описание отвечает на вопросы какой? каков? Описанию помогают сравнения, для чего используют слова как будто, как, словно, похож на…. Характер описания – взволнованный. Изображение – яркое, красочное.

План сочинения.

1. Вступление. (Место и время действия).
2. Основная мысль.

  • описание неба, солнца;
  • описание снега, первые проталины;
  • описание деревьев, кустарников;
  • первые звуки весны.

3. Итог. (Весна берёт своё).

– Какими словами можно начать сочинение?
– Какие прилагательные можно использовать для описания неба, солнца, снега?
– Какими словами можно закончить?

Образец сочинения

(Читает учитель под музыку П.И. Чайковского Времена года. Март.)

Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить. С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу. Прилетели грачи – вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, зазвенит.

5. Письмо сочинения

6. Чтение работ учащихся

7. Итог урока