Тема: Обучающее сочинение с элементами описания (по наблюдениям на экскурсии в весеннюю рощу) «Мартовский денёк».
Цели:
- Развивать умение точно употреблять слова в речи, использовать синонимы.
- Учить определять и развивать тему сочинения, составлять план, писать сочинение самостоятельно.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование:
- рисунки учащихся по теме «Весенний пейзаж»;
- учебник «Русский язык» Зеленина;
- схемы-опоры с видами текстов описания и повествования;
- опорные слова по теме сочинения;
- план сочинения.
- фонограмма (П.И. Чайковский Времена года. Март.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна,
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась.
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сообщение темы и целей урока.
2. Чистописание и словарная работа
Д. Вешний – о времени года,
погоде, состоянии природы.
Проталина – место, где стаял снег и
открылась земля (по С.О.Ожегову).
Д. А__ея, д_рога. ж_лтый, издал_ка, кла__,
м_роз, ок_ло, пр_красный, се_час.
(с)низу, (с)права, х_рошо, ч_рный, _кскурсия.
Самостоятельно вставить пропущенные буквы в слова.
Взаимопроверка по словарю учебника.
3. Проверка домашнего задания
– Какие синонимы подобрали к словам?
1 вариант.
Светить – сиять, сверкать, блестеть,
искриться.
Блестящий – яркий, светлый, лучистый.
Наступили – пришли, начались.
Приближаться – подходить, подступать,
подкрадываться.
Видеть – смотреть, наблюдать, замечать,
глядеть.
Радовать – веселить, услаждать, умилять,
лелеять, ласкать.
2 вариант.
Тропа – дорожка, тропка, тропинка.
Печальный – грустный, мрачный, тоскливый,
унылый.
Серый – свинцовый, дымчатый.
Мокрый – сырой, влажный.
Холодный – морозный, студеный, ледяной, хмурый,
пасмурный, ненастный.
Чудесный – сказочный, дивный, красивый,
чарующий, удивительный.
4. Работа над темой сочинения
– Во время экскурсии как почувствовали, что
пришла весна?
– Какие изменения в неживой природе произошли?
– Какие изменения в живой природе произошли?
– Что ещё заметили?
– Сколько частей будет в сочинении?
– Каким по типу речи будет сочинение?
Д. схемы-опоры с видами текстов описания и повествования.
Повествование – это текст, который отвечает на вопросы кто? Что делал? Где? Когда? как?. Главная особенность повествования – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовательном тексте много глаголов.
Описание – это текст, в котором названы признаки предмета. Описание отвечает на вопросы какой? каков? Описанию помогают сравнения, для чего используют слова как будто, как, словно, похож на…. Характер описания – взволнованный. Изображение – яркое, красочное.
План сочинения.
1. Вступление. (Место и время действия).
2. Основная мысль.
- описание неба, солнца;
- описание снега, первые проталины;
- описание деревьев, кустарников;
- первые звуки весны.
3. Итог. (Весна берёт своё).
– Какими словами можно начать сочинение?
– Какие прилагательные можно использовать для
описания неба, солнца, снега?
– Какими словами можно закончить?
Образец сочинения
(Читает учитель под музыку П.И. Чайковского Времена года. Март.)
Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить. С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берез покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу. Прилетели грачи – вестники весны. Они начали строить гнезда. Скоро в лесу все зазеленеет, зацветет, зазвенит.
5. Письмо сочинения
6. Чтение работ учащихся
7. Итог урока