Цель урока: закрепить, углубить, расширить знания по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».
Ход урока
Слайд 2. (см. Приложение)
Эпиграф урока: «Слово только на первый взгляд кажется простой и понятной единицей языка. При внимательном исследовании оно предстает сложнейшей структурой с неисчерпаемым содержанием» А.А. Шахматов
Слово учителя.
Если я произнесу слово «язык», то рядом окажется слово «речь», давайте обратимся к « Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и выясним, что значат эти слова:
«язык» –
- исторически сложившаяся система звуковых и грамматических средств, являющихся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе
- речь, способность говорить
- система знаков, передающих информацию
«речь» –
- способность говорить
- звучащий язык
- разговор, беседа
- публичное выступление
(со словарной статьей знакомит класс либо учитель, либо заранее подготовленный ученик)
Какая наука изучает язык?
Слайд 3.
Слово учителя.
Заспорили ребята. Один из них говорит: «Трудно тебя понять Игорь. Ты вчера по телефону отвечал, так я почти ничего не понял: говоришь, как тот Саша, у которого во рту каша» Обиделся Игорь: «Зато я пишу грамотно, ошибок почти не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну а устная речь что? Слово не воробей: вылетит – не поймаешь»
Как вы думаете, кто прав?
Какая речь важнее: устная или письменная?
Почему вы так считаете? (Слушаем варианты ответов детей)
Слово учителя.
Устная речь состоит из звуков, письменная речь состоит из букв. Число звуков в любом языке мира меньше сотни.
А.И. Куприн однажды сказал: «Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окном. Я слышу, как кто-то открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире. Мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и его мысли станут моими».
Вывод: Важнее, конечно, устная речь: сначала люди пользовались только ею, и теперь мы говорим и слушаем больше, чем читаем и пишем, вначале учимся говорить, а потом читать. Однако, грамотным, культурным мы признаем того человека, который не только правильно и выразительно говорит, но и красиво и без ошибок пишет. Таким образом, устная и письменная речь взаимосвязаны.
Слайд 4.
Слово учителя.
Даже в самом бедном словами языке число слов равно нескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясь словами, достигает астрономических величин. Число разных текстов, которые можно записать с помощью предложений, практически бесконечно. Благодаря этому свойству языка мы получаем возможность в любое время высказать любую мысль, любое чувство, любую фантазию или причуду. Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев. Но в учебнике об этом нет ни строчки. Окружают нас и особые звуки, которые ни с чем не сравнить – звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова.
Давайте вспомним,
- Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
- Звуки русского языка имеют свои характерные особенности. Каковы они?
Слайд 5
Слово учителя.
Легко ли быть согласным звуком? Кому живется легче – гласному или согласному звуку? Гласные свободно, без препятствий проходят сквозь ротовую полость, а согласным нужно еще поработать – или перед выходом взорвать во рту преграду, или протиснуться в узкую щель. Если хочешь сам убедиться, как живется звукам, произнеси протяжно звук «а», а потом несколько раз подряд звук «п» чувствуешь, как воздух размыкает сомкнутые губы), затем долго протяни звук с (ощущаешь, как звук продувается сквозь узкую щель). Учащиеся произносят на выбор несколько гласных и согласных звуков.) Оказывается, со звуками могут быть связаны разные необыкновенные истории. Перед вами 2 фантастических животных: мамалына и жаваруга. (Заранее подготовленные ученики показывают рисунки, на которых изображены эти животные). Давайте сравним рисунки. Какое животное страшное, дикое и злое, а какое - ласковое и спокойное? Что в названиях животных подсказало их нрав.
Слово учителя.
Продолжим разговор о звуках. Перед вами стихотворение В. Приходько (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик, распечатка стихотворения лежит перед каждым учеником).
Пешком шагали мышки.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвезти?!
Отвечаем на вопросы:
Сколько звуков ш в стихотворении? (27)
Зачем их столько понадобилось автору?
Автор использует звукопись.
Слайд 6.
Звукопись – это звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.
(Запись в тетрадь для конспектов. Тетрадь для конспектов – это тетрадь, куда ученики записывают правила для заучивания).
Слово учителя.
Есть в русском языке коварные буквы, которые иногда обозначают 2 звука. Какие это буквы? Это буквы Е, Е, Ю, Я. Они обозначают 2 звука в следующих случаях:
- если стоят в начале слова (ель);
- если стоят после гласных (заяц);
- если стоят после разделительных ъ, ь (подъезд, вьюга).
Слово учителя.
Где находят практическое применение наши знания в области фонетики?
(Возможный вариант ответа – при выполнении фонетического разбора).
Послушайте поэтическую строфу известного русского поэта 19 века. Назовите автора. Подумайте, как озаглавил автор этот стихотворный отрывок?
Слайд 7.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Назовите автора. (А.С. Пушкин) Вспомните, как озаглавил автор этот стихотворный отрывок? («Осень»)
Сделаем фонетический разбор слова «осень».
Проверка ЗУНов учащихся.
Тест.
-
Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1. Рожь;
2. Въезд;
3. Яблоко;
4. Соль;
5. Лен. -
Какие буквы из указанных названы неверно:
1. Б (бэ);
2. В (эВ);
3. Г (гэ);
4. Л (Эл);
5. С (сэ). -
Укажите слова с ударением на последнем слоге:
1. арбуз;
2. верба;
3. документ;
4. магазин;
5. звонишь. -
Какие из данных согласных являются глухими:
1. ч;
2. ж;
3. т;
4. с.
Подведение итогов.
Итак, мы познакомились с разделом большой науки о языке (лингвистики) – фонетикой.
Давайте систематизируем наши знания и заполним таблицу
Слайд 8.
Наука о языке | Лингвистика |
Раздел науки о языке, который рассматривает слово с точки зрения звучания | Фонетика |
Фонетика изучает | Звуки и буквы |
Звуки | Гласные – Ударные – Безударные Согласные – Твердые и мягкие – Звонкие и глухие |
Характеристика звуков и букв дается | В фонетическом разборе |
Отвечаем на вопросы:
Слайд 9.
Чему мы учимся?
- учимся обрабатывать полученную информацию;
- учимся систематизировать полученные знания по теме;
- учимся говорить образно, ярко, грамотно.
Что нового мы узнали?
- что есть раздел науки о языке, который называется фонетикой. Он изучает звуки и буквы.
- новые языковые термины: лингвистика, фонетика, транскрипция, звукопись.
Что мы научились делать?
- Мы научились делать фонетический разбор.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Придумать сказку о звуках и буквах, учитывая материал урока.