Внеклассное мероприятие "В стране единой, в семье многонациональной"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: В стране единой, в семье многонациональной.

Цели:

  • формирование уважительного отношения к государственным символам;
  • ознакомление с народностями России (частично);
  • показать единство народов через устное народное творчество;
  • развитие познавательной активности через игру;
  • воспитание чувства гордости за нашу страну, желания познавать культуру народов России.

Оборудование: изображения государственных символов России, плакат с названием мероприятия, пейзажи разных природных зон, рисунки с изображениями народностей России, расписной ларец (шкатулка), матрешка, конверты с заданиями (загадки, пословицы, названия игр), рисунки-отгадки «Мороз», «Снег», «Земля», «Звезды на небе»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Чтение стихотворения под мелодию из песни « С чего начинается  Родина?»

Учитель.

Россия...

Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом – РУСЬ.

– Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на нашем творческом утреннике.
– Скажите, а где вы живете?
– Все, кто живут в Москве, Иркутске, Воронеже и в других городах нашей страны, говоря о своем месте жительстве, начнут одинаково – назовут страну, в которой живут.
– Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
– В каком государстве мы живем? (В Российской Федерации)
– Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
– Что является символами нашего государства? (Гимн, герб, флаг)

Подготовленные ученики рассказывают о символике страны

  • Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» – восхваление. Эта торжественная песня или мелодия исполняется в торжественных случаях во время поднятии флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
  • Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывать. Рассмотрите герб нашего государства. Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орел. Крылья его похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. С давних времен корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость от других государств. На груди /орла помещено изображение всадника на красном фоне. Это

Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, за его спиной развевается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла, и он повержен героем. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.

Ученик:

Взвейся в небо, флаг
Российский гордый!
В лучезарном небе вознесись!
Триколором – красным, синим, белым,
Гражданин России, ты гордись!

  • Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос. Верхней – белой, средней – синей, нижней – красной. Это издавна любимые цвета народов России. Белый – цвет снегов, березок, облаков – олицетворяет великодушие, благородство. Синий – цвет неба, реки, цветущего льна, подснежников – олицетворяет верность и честность, красный – мужество и любовь. Итак, все символы говорят о единстве, благородстве, смелости, верности, честности, и мужестве россиян.

– Вы назвали официальные символы. Сейчас узнаем, что можно назвать народным символом нашей страны.  предлагаю отгадать предмет, который лежит в этом расписном ларце.

Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка – кукла расписная,
А как назвать ее не знал.

– Традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается на несколько фигурок, вложенных одна в другую. Их число может меняться от 2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская ... ( матрешка)

С тех пор живет Матрешка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.

– Мы не случено вспомнили о народной игрушке. Матрешка поможет
нам определить. Что же общего между народами нашей страны.
– Ребята, не оговорилась ли я, сказав «народы»? Если нет, то почему? (Нашу страну населяют много народов)
– Вы правы, их 160. Назовите знакомые вам.

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением народностей.

– Все в разных национальных костюмах, в которых отражена культура народа. А так же историческое место проживания, род занятий.
Например:
Народы Приуралья и Поволжья – это мордва и марийцы проживают в лесной зоне и основным занятием являются охота и земледелие.
Много общего у народов Сибири и Севера. К ним относятся ненцы, ханты и манси, проживающие в зоне тундры и лесотундры, а также буряты, якуты, эвенки, проживающие в зоне тайги. Суровые условия проживания отражены в национальных костюмах.
– Что вы можете сказать об особенностях этих костюмов? (Теплые с меховой оторочкой)
– Обратите внимание на жилища этих народов. Форма и принцип постройки чума одинаковые. Однако народы Севера используют для постройки шкуры животных, а в Сибири используется кора деревьев.
– Попытайтесь объяснить, почему?
– Рассмотрите костюмы народов Кавказа. Как видите, так же наблюдается сходство.
– Итак, мы выяснили, что отдельные группы народов России имеют сходства в культуре, так как их объединяет место проживания, род занятий. Но группы имеют существенные различия.
– Однако сейчас поговорим о том, что во все времена объединяло все наши народы. Это устное народное творчество или фольклор.
– Что относится к фольклору? (Загадки, пословицы, поговорки песни, сказки, прибаутки)
– А в устном народном творчестве заключена мудрость всех народов.
– Мы с вами разгадаем загадки, разучим народные игры, вспомним пословицы. А поможет нам в этом Матрешка. (Конверты с заданиями достаются из ларца)

Ученица в роли Матрешки, читает стихотворение и достает из ларца конверт с первым заданием.

Русские Матрешеньки,
Девицы белешеньки.
Все с аленькими щечками,
Покрытые платочками.

1.  Первое задание, которое предлагает она нам – это русская народная игра «Матрешка».
«Дети собираются в кружок выбирают Матрешку. Матрешке повязывают большой красивый платок и провожают за дверь.
Оставшиеся загадывают действие, которое можно показать руками (например, вязание). Приглашают Матрешку.
Проговариваю и показывают действия руками, а Матрешка должна отгадать, что делают игроки»

У Матрешки, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Они не пили, не ели,
На Матрешку все глядели,
И все делали вот так...

– Какие качества проявляются во время игры? (Внимание, сообразительность)

2. Задание «Отгадай загадку»

– Отгадайте загадки разных народов и найдите отгадки на рисунках.

С неба сыплется пшено,
Ни курица не клюет,
Ни человек не жует.
Солнце увидит – уберет.  (Снег) – Мордовская

Старик шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет.  (Мороз) – Татарская

Отгадай загадку и найди отгадку.
Кто в году четыре раза
Переодевается? (Земля) – Якутская

Угли пылают.
Совком не достать.
Ночью их видно.
А днем не видать. (Звезды на небе)  – Русская

На обратной стороне рисунка дети читают название народности.

– Какие способности вы использовали, чтобы отгадать загадки?

3. Игры народов Севера и Сибири: «В перетяжки» («В ладоши»)

  • Две команды мальчиков. Мальчики становятся цепочкой, зацепившись друг за друга локтями, и каждая команда стареется перетянуть другую.
  • Ударить так в ладоши соперника, чтобы он потерял равновесие. Победителем считается тот, кто сохранил равновесие.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы победить? (Сила, сноровка)

4. – Конечно же, самый мудрый жанр народного творчества – это пословица.

Задание «Собери пословицу» Группам предлагается составить рассыпавшиеся пословицы.

  • Смелость – половина счастья. (Башкирская)
  • Больше всего устаешь от безделья. (Карельская)
  • Умному весь мир родина. (Чеченская)
  • Делай для другого, учись для себя. (Абхазская)

– Пословицы каких народов получились?
– О чем пословицы? Что восхваляют и что осуждают?

Заключение

– Какими качества вы использовали, чтобы справиться с заданиями и не подвести товарищей?
– Запишите на листах.
– Какими еще качествами должен обладать человек? Запишите. (Листы с ответами вывешиваются на доску)
– Назовите те слова, которые записали. (Фронтальные ответы: уважение, внимание друг к другу, честность, доброта и др.)
– Зависят ли эти качества от национальности? (Нет)
– А теперь еще раз обратимся к символам нашей страны. Изображения, расцветка символизируют смелость, честность, ум, благородство. Это те человеческие качества, которых придерживаются все люди независимо от национальности. Именно они отражены в народном творчестве, что и объединяет наши народы под общими символами нашей Родины, которая является нашим домом, а мы ее большой многонациональной семьей. И от нашего единства зависит благополучие нашей страны.

Ученики по строчке читают стихотворение(получается, что голоса звучат с разных сторон, как бы отзываясь друг другу)

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем