Семья как микромодель общества является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Цели взаимодействия школы и семьи:
- Повышать воспитательные функции семьи.
- Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и активную жизнь села.
- Оказать семье психолого-педагогическую помощь.
Задачи взаимодействия школы и семьи:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
Пути взаимодействия школы и семьи:
- социальное диагностирование семьи;
- обеспечение проведения всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
- разработка и обеспечение системы психолого-педагогического просвещения родителей;
- организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
- организация работы родительского комитета школы, повышение его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности школы.
Правила эффективного взаимодействия педагогов с семьями учащихся:
- родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения;
- не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз;
- разговаривайте с родителями спокойным тоном;
- умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам;
- не спешите с выводами;
- готовясь к встрече с семьей ученика, помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее;
- каждая встреча должна заканчиваться конструктивными рекомендациями.
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Пути решения задач направленных на помощь семье:
1. Социальное диагностирование семьи.
Основные классификации семей
- по структуре:
- полные семьи;
- неполные семьи.
- по материальной обеспеченности:
- с высоким материальным достатком;
- со средним материальным достатком;
- с низким материальным достатком;
- по социально правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:
1. Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении |
|
2. Социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении |
|
3. Социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении. |
|
4. Социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении. |
|
- По взаимоотношениям:
- гармоничная;
- компромиссная;
- конфликтная,
- неустойчивая.
- По семейной ориентации:
- на деятельность;
- на общение;
- эгоистическая.
Традиционными объектами деятельности социального педагога являются семьи:
- малообеспеченные, они же, чаще всего, являются безработными и многодетными;
- опекунские семьи;
- приёмные семьи.
2. Установление контакта с родителями.
- личные беседы;
- посещение на дому.
3. Анализ проблемы. Определение путей выхода из кризиса.
Основные виды помощи малообеспеченным семьям.
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
- помощь в получении различных видов материальной помощи;
- контроль использования выделенной детям материальной помощи (в случае необходимости);
- бесплатное питание для учащихся (для многодетных семей)
- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
- трудоустройство несовершеннолетних.
В процессе взаимодействия с семьёй необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы, как о себе, так и о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать в ребёнке хорошие черты, и профессионально выводить родителей на понимание необходимости поиска путей коррекции, имеющихся проблем.
- Нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах семейного воспитания. Информация о семье всегда анонимна.
Ожидаемые результаты:
- Использование возможностей семьи в формирование и развитии у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
- Родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.
Учитесь сами и давайте пример окружающим видеть светлые перспективы будущей жизни