Цели:
Познавательные:
- обобщить знание основных понятий по теме «Обработка данных средствами электронных таблиц»;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся для усвоения знаний и совершенствования навыков использования ссылок и встроенных функций для выполнения расчетов;
- познакомить учащихся с технологией управления информацией для автоматизации выполнения расчетов.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления и внимания, интеллектуальных способностей;
- расширению кругозора, как в области информационных технологий, так и в смежных областях.
Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся инициативы, потребности использовать в учебной деятельности информационные технологии.
Тип: урок изучения нового материала.
Метод: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: информатика, математика, экономика.
Комплексно-методическое обеспечение:
- телевизор;
- компьютеры;
- инструкционные карты;
- комплект педагогических программных средств (контролирующих, демонстрационных).
План урока
- Организационный момент.
- Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
- Актуализация опорных знаний:
- игра “Самый умный” по теме: “Обработка данных средствами электронных таблиц”.
- Изучение нового материала.
- показ трудовых приемов предстоящей работы;
- анализ алгоритма предстоящей деятельности.
- Формы работы учащихся по новому материалу:
- практическая работа.
- Заключительная часть: подведение итогов; рефлексия.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. |
Приветствуют преподавателя. | 1 минута |
2 | Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание. |
Приводит факт из истории. Проводит интеграцию предметов. Организует работу по формулировке задач урока. |
Слушают. Участвуют в обсуждении. Формулируют задачи урока. |
4 минуты |
3 | Актуализация опорных знаний. | Определяет очередность групп при выборе вопроса. Проводит опрос с использованием электронный игры. |
Работа в группах по решению поставленной задачи. Отвечая на вопросы, определяют базу для усвоения новых знаний. Формирует опорную схему на доске (1 учащийся). |
10 минут |
4 | Изучение нового материала. | Объясняет новый материал. Объясняет алгоритм предстоящей деятельности с использованием опорной схемы и ДППС. Способствует развитию умений работать с опорной схемой. |
Слушают, осмысливают новую информацию. Анализируют алгоритм предстоящей деятельности. Заполняют и фиксируют опорную схему в тетрадь. |
15 минут 1 минута |
5 | Закрепление новых знаний и способов деятельности. | Способствует формированию способности к оценочным действиям. Организует работу учащихся за компьютерами. |
Выполняют практическое задание. Заполняют листы самооценки. |
9 минут |
6 | Заключительная часть. | Подводит итоги работы. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Акцентирует внимание на полученных отметках за урок. Рефлексия своей деятельности, взаимодействий. |
Слушают. Проводят самооценку результатов работы. Определяют перспективы изучения темы. Фиксируют впечатление от урока на доске. |
5 минут |
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке технологии. Сегодня мы продолжаем изучать обширный раздел программы «Вычисления с помощью электронных таблиц Microsoft Excel».
2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
Совершим экскурс в историю.
Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского института Дэна Бриклина в 1979 г. Выполняя скучные вычисления с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон, который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCals [Визи Кэлс].
А первая версия эл. таблицы фирмы Microsoft появились только спустя 8 лет.
В каком году? (1987 г.)
В настоящее время это самый совершенный инструмент для профессиональной работы с данными, представленными в табличной форме.
Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах.
Как вы считаете, знания, из каких учебных областей необходимы для работы в электронных таблицах? (алгебра, геометрия, семейная экономика, физика…)
Верно, при изучении раздела программы “Вычисления с помощью электронных таблиц Excel”, совмещаются (=интегрируются) следующие предметы: информатика, математика, экономика, они являются доминирующими. (Приложение 1)
На предыдущем уроке мы с вами использовали Excel для составления электронной таблицы расчета бюджета вашей семьи на месяц, а сегодня нам предстоит провести исследование своих личных расходов за месяц и подсчитать процентный состав ваших расходов в общем семейном бюджете.
Какие задачи надо выполнить, чтобы провести это исследование?
(Учащиеся высказывают свои предположения).
Верно, определены такие задачи, как: (учитель перечисляет верные):
- Проанализировать задание.
- Внести данные в таблицу, определив их тип.
- Составить формулы для расчета своих расходов за месяц, а также формулу для расчета доли ваших расходов в общем семейном бюджете.
Т.е. исходя из этих задач, Вы ставите перед собой следующую цель:
организовать вычисления для того, чтобы провести исследование своих личных расходов за месяц.
Записываем тему урока: “Система связей в электронных таблицах. Абсолютная и относительная адресация”.
3. Актуализация опорных знаний:
3.1. игра “Самый умный” по теме: “Обработка данных средствами электронных таблиц”.
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, освежим в памяти уже полученные знания.
В этом поможет презентация, созданная по правилам известной Вам игры “Самый умный”. (Приложение 2)
Разделимся на 2 группы, по рядам: 1 ряд – 1 группа; 2 ряд – 2 группа.
Для начала давайте определимся, в каком порядке каждая группа будет выбирать тему.
Для этого сыграем в «Дешифровщик». Вам нужно расшифровать слово, предложенное в виде комбинации цифр, также как и на сотовом телефоне. Первая из групп правильно составившая слово, получает приоритетное право в выборе вопроса.
Итак, мне нужен помощник (1 человек работает за компьютером).
Внимание на экран. Это слово из 10 букв, обозначающее формат числовых данных.
(Учащиеся отвечают).
И это – процентный формат!
Теперь выясним у кого какая специальная тема.
Выбирайте тему:
- ссылки – красные ячейки;
- формулы – синие ячейки;
- ячейки из категории общих знаний – желтого цвета.
Напомню правила этой игры. За ответ на вопрос собственной темы вы получаете 2 балла; если Вам удастся справиться с вопросом другой группы, то вы получите 3 балла; при ответе на вопрос из категории общих знаний – 1 балл.
На обдумывание каждого ответа вам дается 10 секунд. Ваша задача набрать максимальное количество баллов.
При ответе Вам необходимо заполнять лист самооценки заработанными командными баллами. (Приложение 3)
На слайде таблица из 6 ячеек, за 3 секунды, Вам надо запомнить местоположение ячеек Вашей специальной темы.
Готовы? Желаю вам удачи!
(Учащиеся запоминают местоположение ячеек своей специальной темы и остальные).
(Учитель проводит опрос, в листе самооценки группы сами проставляют баллы, а 1 ученик по ходу опроса строит опорную схему на доске):
(Зафиксируйте данную схему себе в тетрадь)
4. Изучение нового материала.
4.1. показ трудовых приемов предстоящей работы;
Разберем функциональное отличие способов записи ссылок и попрактикуемся в их использовании.
(ЭТ в режиме ввода (Приложение 4))
У вас на парте задание (Приложение 5), ознакомьтесь с ним… прочитайте.
Заполните электронную таблицу расчета своих расходов за месяц данными, определив их тип. Организуйте в таблице вычисления для расчета своих расходов за месяц по соответствующим формулам. Посчитайте долю ваших расходов в общем семейном бюджете. Разработайте пути рационализации ваших расходов и возможности их снижения (устно). |
В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело не хитрое», а вот расходовать их с наибольшей пользой для семьи – наука непростая, для этого и существует домашняя бухгалтерия.
С чего начать? Объясню некоторые моменты задания.
1) Прежде всего, рассчитаем расходы за месяц, по каждому критерию.
Для этого надо перемножить ячейку с ежедневным расходом на количество дней в месяце. И скопировать формулу вниз.
Если после копирования просмотреть ячейки с формулами, то сразу заметно, что ссылки в формуле изменились.
Как изменились адреса ячеек в формуле при копировании по вертикали? – изменились номера строк.
Кстати, при копировании, по горизонтали, изменяются названия столбцов в адресе.
В этом случае говорят об относительных ссылках в формулах (обратить внимание учащихся на схему).
Относительная ссылка – это изменяющийся при копировании и перемещении адрес ячейки, содержащий исходное данное.
В данном случае ситуация, когда при копировании, в формуле должна сохраниться ссылка на одну и ту же ячейку (с количеством дней в месяц), т.е. её адрес при копировании не должен меняться.
В этом случае необходимо использовать абсолютную ссылку.
Этого можно добиться, установив значки доллара, нажатием функциональной клавиши F4. Значки доллара добавляются перед номером строки и перед названием столбца. Это будет полная абсолютная ссылка.
Но т.к. копирование происходит вниз и изменяется только номер строки, поэтому рациональнее было бы использовать абсолютную ссылку только для строки (для этого необходимо нажать функциональную клавишу F4 2 раза).
В таких случаях ссылка считается смешанной или частичной абсолютной ссылкой.
4.2. анализ алгоритма предстоящей деятельности.
Что надо сделать для того, чтобы зафиксировать адрес ячейки? – выполнить абсолютную ссылку, знак доллара.
Как это сделать? – F4.
Почему в формуле надо использовать абсолютную ссылку? – чтобы при копировании адрес ячейки не изменялся.
Какую абсолютную ссылку: полную или смешанную? – смешанную, т.к. при автозаполнении изменяется только номер строки.
2) Далее рассчитаем общую сумму расходов за день и скопируем формулу для расчета расходов за месяц.
Какая функция суммирует аргументы в указанном диапазоне? – СУММ
3) Вычислим долю личного расхода в общем семейном бюджете (в процентах и используя ссылку на данные с другого листа).
Как посчитать процентный состав расходов за месяц в общем семейном бюджете?
Алгоритм выполнения ссылки на другой лист? …
Назовите команду для изменения типа данных в ячейке? Формат – Ячейки
Обобщим: если при копировании формулы, адрес ячейки, на которую есть ссылка, должен изменяться, то используется относительная ссылка, а если он должен остаться неизменным, то применяется абсолютная ссылка.
Которая бывает полной ($A$1) и частичной = смешанной ($A1, A$1)
(Дополните опорную схему в тетради)
Зарядка.
5. Формы работы учащихся по новому материалу:
5.1. практическая работа.
Мы систематизировали технологию выполнения задания.
Обратите внимание на критерии оценки запрактическую работу, которые подробно по баллам расписаны у Вас в листах самооценки:
(учитель проговаривает критерии оценки).
Баллы | % | Оценка | |
менее 5 | менее 32 | не удовл. “2” | |
5 | 9 | 32-58 | удовлетвор. “3” |
10 | 14 | 59-82 | хорошо “4” |
15 | 18 | 83-100 | отлично “5” |
Возьмите с собой задание и листы самооценки, в которых вы будете выставлять баллы за выполненные элементы: элемент выполнен полностью – выставляете соответствующий балл; не в полном объеме – половину предлагаемого балла; за невыполненный этап работы соответственно 0 баллов.
Присаживайтесь за свое рабочее место и приступайте к выполнению практического задания, на которое вам отводится 10 минут.
6. Заключительная часть: подведение итогов; рефлексия.
Сейчас проставьте в листах самооценки итоговый балл, суммируя все баллы за урок, и сдайте листы самооценки на первую парту.
(Учитель поручает 1 учащемуся заполнить, таблицу подведения итогов, в которой в итоге автоматически будут выставлены оценки за урок каждому учащемуся).
Что нового вы открыли для себя на этом занятии? (систему связей в ЭТ: относительную, абсолютную адресацию и ссылку на другие листы)
Какой метод вы использовали для достижения цели? (метод автозаполнения формулами)
Т.е. рассмотрев данную тему, вы убедились на практике, что ЭТ намного облегчают работу с информацией, представленной в табличном виде. С их помощью можно быстро производить различные вычисления.
Вы, верно, использовали ссылки в формулах, логически верно.
Но в некоторых работах есть небольшие недочеты:
- в ячейке с последней формулой не установлен процентный формат, какую команду надо выполнить? – Формат – Ячейки.
- не выполнена ссылка на лист, определите алгоритм её выполнения? - …
Но, думаю, вы будете совершенствовать навыки по организации вычислений в электронных таблицах в дальнейшем, кстати, и самостоятельно тоже, ведь
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти, то, чего не знает»
Георг Зиммель
Итак, отметки за урок…(учитель обращает внимание учащихся на таблицу подведения итогов, в которой автоматически выставлены оценки за урок каждому учащемуся, в зависимости от количества набранных за урок баллов).
Рефлексия (Приложение 6)
Сейчас, с помощью +, сообщите, пожалуйста, свое настроение:
- те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке;
- те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему урока;
- те, кто считает, что ему ещё надо поработать над данной темой.
На этом урок окончен.