"Не казаться – а быть"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Создание благоприятной атмосферы общения, нацеленной на проявление индивидуальности каждого учащегося.
  • Развитие веры в себя, в свой успех, принятия себя через свои интересы и ценности.

Оборудование: компьютер; видеопроектор; проекционный экран; карточки с ролями, бейджи, видеоинтервью.

Развиваемые навыки:

  • Умение договариваться
  • Публичное выступление
  • Межличностное взаимодействие
  • Эффективная обратная связь

Подготовка. (Информация о  методике проведения ролевой игры)  В ролевой игре разыгрывают ситуации, принимая на себя предписанные роли.  Предложить участникам взять на себя определенную роль или роль, которая ему нравится. Напомнить о необходимости уважения права людей на собственное мнение.

Правила проведения ролевой игры:

  • Учитель раздает роли и предлагает реалистично играть, пока не предложат остановиться;
  • Учитель ведет себя как режиссер постановки, определяющий, кто из «актеров» играет в данный момент;
  • Учитель отслеживает, как «актеры» тренируют поведение, и предлагает аудитории внимательно наблюдать за ними, отмечая даже едва уловимые невербальные компоненты общения;
  • Учитель помогает «актерам» придерживаться этапов тренируемого поведения, а также предлагает «актерам», начинающим объяснять свои поступки или комментировать происходящее, вернуться к роли;
  • Ролевая игра, уклоняющаяся от выполнения этапов тренируемого поведения, должна быть остановлена, направлена в нужное русло и сыграна заново.
  • В случае возникновения затруднений в понимании «актерами» точек зрения друг друга полезен обмен ролями.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Часть 1. Видеоинтервью. Опрос учеников 9-11 классов.

– Что означает понятие «личный имидж»?
– Вы уже определились, какие личностные качества нужны вам для будущей профессии?
– Как вы относитесь к одноклассникам, добившимся больших успехов, чем вы?

Вступительное слово руководителя клуба «Семья»

Из нашего интервью вы уже поняли, что речь пойдет об имидже. Новое понятие – имидж, наша страна усвоила не так давно. В средствах массовой информации непросвещенным россиянам наперебой объясняют «какими надо быть» и «как такими стать». На примере политиков, бизнесменов, артистов, спортсменов нам показывают,  как надо выглядеть, как держаться, как производить впечатление на окружающих. В наше время чтобы стать кумиром публики, недостаточно природного дарования и профессионализма. Надо прорваться на экран  телевидения, получить доступ к радиоэфиру. Самый скромный видеоклип – своеобразная визитная карточка артиста – обходится в миллионы рублей.
Сегодня мы обсудим,  какова мера доступности имиджа для каждого человека? Этот вопрос волнует немалое количество людей. Тем более тех, кто не обладает выразительной внешностью, не наделен неординарными природными способностями.
Одним удачно подобранный имидж помогает добиться людского признания, другим – достойным образом проявить свои деловые качества, третьим – сохранить диапазон возрастного простора, то есть испытывать удовлетворение от жизни в каждой нише своего возраста.
– Предлагаем провести ток-шоу, желающие стать «гостями» выберите карточку с ролью и соответствующий бейдж.

Роли:

Анна Ивановна – пенсионерка (Задача:  убедить, что раньше сам человек формировал себя, работал над собой, учился на  примерах из жизни замечательных людей, героев из книг и фильмов);
Лена – стилист (Задача: убедить, что внешний вид человека  играет главную роль в восприятии окружающими);
Света – имиджмейкер (Задача:  убедить аудиторию,  что имиджирование – сложная работа, решающая  многие жизненные проблемы.   Чем лучше человек представлен, тем выше репутация).
Олег Иванович – известный политик (Задача: убедить, чтобы утвердиться, преуспеть и быть замеченным, надо постоянно развивать личностные, профессиональные и деловые качества,  необходимо работать над повышением общей культуры личности);
Сергей Николаевич – работодатель. (Задача: рассказать, что при приеме на работу немаловажным фактором является психологическая уверенность в общении, умение   раскрыть свои деловые и личные качества) 
Андрей –  студент-программист (Задача: считает, чтобы быть востребованным после окончания института, достаточно скачать с Интернета хорошее резюме, подкорректировать его,  и успех обеспечен)

Оставшиеся без роли будут активными участниками обсуждения, каждому представиться возможность высказать свое мнение или задать вопрос

Часть 2

– Вообразите себя в новой роли, ответив на вопросы: «В соответствии с ролью, сколько Вам лет?», «Где живете?» «Как живете?»
– Начнем с определения этого нового понятия. Итак, что такое имидж? Имидж (англ. image, лат. imago – «образ») – образ какого-либо лица, предмета или явления, создаваемый умышленно, с целью направленного психологического воздействия.
–  Считаете ли вы, что понятие «саморазвитие личности» отошло сегодня на второй план? Сегодня развитию и раскрытию личности учат на курсах, в университетах, нанимают специалистов, которые подсказывают, как надо влиять на себя, чтобы быть успешным.
– На ваш взгляд, кто или что  может повлиять на развитие личности: родители, преподаватели, социальное происхождение?

(Комментарии к рассуждениям.) Удивительным представляется тот факт, что многие известные или великие люди очень рано лишились своих родителей.
Николай Коперник остался без отца в 10 лет, – тот умер от чумы. Великий Рафаэль в 8 лет лишился матери, а спустя 3 года –  и отца. Джорж Вашингтон потерял отца в 11 лет, великий естествоиспытатель Ч. Дарвин осиротел в 8 лет. Автору «Войны и мир» Л.Н. Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Отцы А. Смита, И Ньютона умерли еще до рождения сыновей – будущих великих ученых.
Да и социальное происхождение не определяет судьбу человека. Так, мать Тереза родилась в семье богатого бакалейщика, а всю свою жизнь посвятила борьбе с бедностью. Аристотель был сыном лекаря, а впоследствии стал воспитателем Александра Македонского. Отец Вольтера был скромным чиновником, а сам Вольтер остался в исторической памяти народа «королем философии». Великий Достоевский родился в семье лекаря.
Любопытно, что и количество детей в семье ничего не решало, если не считать естественных проблем, связанных с получением образования, дополнительными материальными трудностями. Наш соотечественник Д.И. Менделеев был…семнадцатым ребенком в семье. Выдающийся композитор И.С. Бах имел… 20 детей, многие из которых стали тоже музыкантами.
Обратившись к истории, мы найдем убедительные свидетельства того, как непросто складывались отношения великих и известных людей с представителями власти, как пагубно отражались жесткие и часто несправедливые меры, предпринимаемые большими и малыми чиновниками, на творческих судьбах ученых, изобретателей, деятелей искусства.
– Что является сердцевиной становления личности человека: духовное, физическое, психическое, социальное развитие?
– Чтобы стать успешным в жизни, какие личностные качества вы хотели бы обрести, а от каких избавиться?
– На ваш взгляд  важно уметь адаптироваться к определенной среде или же необходимо влиять на окружающую среду, менять предлагаемые обстоятельства?
– Прогресс не стоит на месте, развиваются новые технологии, расширяются отрасли, исчезают одни специальности, появляются новые, что нужно делать, чтобы идти в ногу со временем?
– Как вы понимаете выражения «непрерывное образование», «расширение профессионального диапазона», «освоение новых видов деятельности»? Какое отношение они имеют к формированию личностных качеств человека?
– Имиджмейкеры знают, что можно с помощью определенных стратегий поведения, искусственно затеняя недостатки, высвечивая только позитивные личностно-деловые качества создать позитивное мнение о человеке. Как удержать приобретенный или сформированный имидж? Стоит ли это делать?

(Комментарии к рассуждениям.) Во все времена  и у всех народов находились люди, стремящиеся к овладению новыми видами деятельности. Вспомним «профессии» Петра  Великого: бомбардир, капитан, волонтер, плотник, разнорабочий на верфи, в битве со шведами (под Полтавой) – рядовой солдат. А ведь не царское это, казалось бы, дело…
Что, к примеру, мы знаем о Пифагоре? Да, его теорему. А что еще? А ведь он вошел в историю как философ, религиозный и политический деятель, математик, теоретик музыки и акустики, астроном.
Леонардо да Винчи: живописец, скульптор, музыкант, поэт, архитектор, ученый, инженер, анатом. В молодости Леонардо был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. Можно привести множество ярких примеров многогранного развития  известных личностей.
– Пора подвести итог сказанному.
«Имижд» – это не маска и не декорация. Приукрасить можно вещь, предмет, доверчивый и неопытный покупатель  «клюнет» на уловку изобретательного продавца. С человеком все иначе. Личностью нельзя казаться, ею надо быть, что предполагает, по меньшей мере, наличие у человека высокой внутренней (а не только внешней) культуры. Личность, способна исправляться, меняться,  усовершенствоваться, обогащаться, если захочет в течение всей жизни. А это значит, что однажды приобретенный или сформированный имидж может изменяться. Желательно в лучшую сторону.
– Выведите свою формулу успеха или сформулируйте рекомендации направленные на развитие потенциальных возможностей, список качеств, наиболее приемлемый для вас способный помочь продвинуться к успеху. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние качества, заложенные природой и сформулированные в нем жизнью и воспитанием.
Главное, что жить вообще – нельзя. Необходимо наполнить каждый день своей жизни определенным смыслом и содержанием, целенаправленно и настойчиво продвигаться к успеху,  быть удовлетворенным жизнью и судьбой.

Часть 3

Вопросы участникам:

– Как вы себя чувствовали в новой роли?
– Какая роль вам понравилась? Почему?
– Какая роль вам не понравилась? Почему?

Вопросы классу:

– Что вы наблюдали?
– Понравилось ли вам ток-шоу? Почему?
– Что не понравилось? Внесите свои предложения.

Литература:

  1. Браун Л. Имидж-путь к успеху. С.-П., 2000
  2. Широкова И.М. Маркетинг личности: формула жизненного успеха. Черемхово., 2008.