Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью математики. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, а для открытых (сменных) общеобразовательных школ учебников и во все нет. А ведь здесь обучаются учащиеся, у которых большой перерыв в образовании, занятость на работе, слабые математические знания правил, терминов, методов решения задач за курс основной школы.
Целями проведения уроков в «Интегральной образовательной технологии» являются следующие положения:
- Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения математике.
- Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
- Повышение и развитие интереса учащихся к математике.
Интегральная образовательная
технология позволяет обеспечивать развитие
личности на базе хорошо усвоенного предметного
содержания.
Минимальной единицей учебного процесса в
Интегральной технологии является блок уроков.
Три элемента, которыми он завершается –
обобщающее повторение, контроль и коррекция –
присутствуют в любой образовательной
технологии.
Организационные формы уроков в разных элементах блока.
Вводное повторение. Требующаяся в этом элементе блока форма урока имеет интерактивный информационный режим. Во время беседы учитель задаёт ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти необходимые сведения.
Изучение нового материала (основной объём). Для этого элемента предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу.
Тренинг-минимум. Чтобы довести до автоматизма умение решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, сначала задаются эти шаблоны посредством бесед. Постепенно они переходят в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом является использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой в ходе решения задач.
Изучение нового материала (дополнительный объём). Особенность этого материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться во всём и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться. Адекватной формой для такого изучения нового материала является семинар.
Развивающее дифференцированное закрепление. В этом элементе блока уроков осуществляется активное использование групповой работы, урок в форме семинара-практикума.
Обобщающее повторение позволяет ученикам увидеть всю тему целиком, получить некое системное знание её, понять своё собственное место в предметном поле.
Контрольный урок представляет собой обычно трёхуровневый письменный зачёт, причём структура контрольного задания повторяет структуру задания домашнего: два-три задания минимального уровня, одно-два задания уровня 1, одно задание уровня 2.
На уроке коррекции ученики могут объединиться в группы и сообща анализировать свои работы. Ученики, которые получили высший балл, могут на этом уроке работать с учителем, или решать нестандартные задачи, или помогать товарищам.
Каждый ученик имеет право
- самостоятельно планировать свою домашнюю работу и во времени, и в объёме;
- выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;
- расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчёте на помощь учителя как эксперта.
На уроке обобщающего повторения ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.
Домашние задания с урока на урок также возможны – как для всего класса, так и для отдельных учащихся или их групп. Такое домашнее задание должно быть обязательно проверено у всех, кому оно задано.
Многие ученики выполняют задания медленно в силу сложившихся психотипов. Каждый ученик может пересдать с целью повышения оценки любую из ранее сданных тем в физических границах учебного года. Делается это именно на уроках коррекции.
Интегральная технология – одна из
немногих, где применение компьютера является
естественным и необходимым.
В первом закреплении – тренинге – минимум –
компьютер используется как обучающая машина.
Успешность тренинга во многом определяется
возможностью обеспечить каждому ученику
Во втором закреплении – развивающем дифференцированном закреплении – компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами общего и особенно продвинутого уровней.
При работе в таких группах ученики выполняют содержательную часть задач (нахождение идеи решения, различных вариантов, взаимосвязей с другими задачами и так далее), а техническую (расчёты, построения, преобразования и прочее) делают машины. Следовательно, применяются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры и графические редакторы, а также другие программы, свойственные производственным применениям ЭВМ. Широко могут использоваться ресурсы Сети и обслуживающие их программы.
ТЕМА «Показательная, логарифмическая,
степенная функции» (по теме 36 часов, урок 35-й по
теме)
БЛОК ОП (Обобщающее повторение)
Тема урока «Производная показательной, логарифмической, степенной функции» | |||
Цели урока | |||
Обучающая | Развивающая | Воспитывающая | |
Обеспечить обобщение и систематизацию
знаний и умений учащихся по теме «Показательная, логарифмическая, степенная функции» |
Создать условия для развития познавательных процессов: память, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать и систематизировать. | Организовать деятельность учащихся по реализации обучающей и развивающей целей, которая поможет воспитанию уверенности в том, что все трудности при трудолюбии и ответственном отношении могут быть преодолены. | |
Оборудование | Компьютеры, мультимедийная установка, инструктивные карты для учащихся. | ||
Используемые формы работы на уроке | Групповая (парная) Фронтальный опрос |
||
Формы контроля | Контроль учителя, самоконтроль учащихся, взаимоконтроль | ||
УМК | Колмогоров А.Н. | ||
Используемая технология | Интегральная образовательная
технология Информационные технологии (компьютер). |
||
Деятельность учителя |
Этапы урока |
Содержание урока |
|
Мотивация учащихся. Определение темы урока, содержания, цели. |
1 5 мин. |
Кроссворд (Приложение
1) Ответьте на вопросы и определите тему и цель урока, чем будем заниматься. |
|
Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока. | II 5 мин. |
Формулы производных. Прояви инициативу, выйди к доске и собери правильно формулу! |
|
Актуализация знаний и умений. | III 10 мин. |
Работа в парах. Найдите производные функций. (Приложение 2) |
|
Развитие внимания, памяти. | IV 3 мин. |
Работа с компьютером (Приложение
3). Просмотрите презентацию о числе е. Сколько раз повторяется число 30? Что узнали нового? |
|
Контроль знаний и умений. | V 15мин. |
Работа в парах. Самоконтроль. Выполните самостоятельную работу (работа выполняется в тетрадях для тестов). Из неиспользованных букв соберите слово. |
|
Информация о домашнем задании. | VI 2мин. |
Домашнее задание. Карточка |
|
Установление обратной связи. | VII 5мин. |
Рефлексия. Напишите телеграмму учителю: 6-7 слов по поводу урока, трудностей, к чему следует вернуться. |
КАРТОЧКА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Производная показательной, логарифмической, степенной функции».
Этапы |
Содержание урока |
Задачи урока |
|||||||||||||||||||||
I |
Кроссворд. Ответьте на вопросы и определите тему и цель урока. Чем будем заниматься на уроке? |
Сформулировать тему урока. Поставить цели и содержания урока. | |||||||||||||||||||||
II |
Прояви инициативу, выйди к доске и
собери правильно формулу! Повтори формулы (компьютер – «ученик» – рабочий стол – «формулы производных» или «тренажер»). |
Повторить формулы производных показательной, логарифмической, степенной функций. | |||||||||||||||||||||
III |
Подпишите в тетради число, тему. Найдите производные функций: 1) 2) Проверьте решение. |
Повторить и закрепить знания и умения находить производные функций. | |||||||||||||||||||||
IV |
Просмотрите презентацию о числе е. Что узнали нового? Сколько раз повторяется число 30? Как можно запомнить число е? |
Знакомство с исторической справкой о числе е. Установка межпредметных связей. | |||||||||||||||||||||
V |
Какие задания встречаются чаще в
вариантах ЕГЭ 2010 года по этой теме? Выполните самостоятельную работу (работа выполняется в тетрадях для тестов). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. 1. Найдите производную функции:
2. Найдите значение производной в точке хo:
3.Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой хo = 1.
4. Найдите точку максимума функции .
5. Найдите наименьшее значение функции .
|
Контроль и самоконтроль Выпиши буквы соответствующие верным ответам. Из неиспользованных букв составьте слово. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
|
|||||||||||||||||||||
VI |
Карточка для домашней работы. | Домашнее задание. | |||||||||||||||||||||
VII |
Напишите телеграмму учителю: 6-7 слов по поводу урока, трудностей, к чему следует вернуться. |
Рефлексия. Обратная связь. |