Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные:
    • расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;
    • ознакомление со свойствами речной и морской воды;
    • приобщение к работе с графической картой;
  • Развивающие:
    • развитие познавательной сферы учащихся;
    • развитие навыков и исследовательской деятельности с помощью карты, учебника;
    • создание атмосферы эмоционального благополучия, психологического комфорта;
    • развитие внимания, памяти, умения выражать свои мысли убедительно;
    • расширение кругозора.
  • Воспитательные:
    • воспитание любви к природе, родному краю; бережному отношению к природе.

Оборудование: глобус, карта полушарий, атласы, физическая карта России, картина В. Волкова «Исток Волги», интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, атласы, тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

2. Актуализация знаний

– Отгадайте загадку:

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ... (глобус).

– А что такое глобус? (Ответы детей).   
– Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Ответы детей)
– Скажите, какого цвета на глобусе и на карте больше? (Ответы детей)
– Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Ответы детей)
– А каким цветом обозначается суша? (Ответы детей)
– Чего больше на планете Земля? (Ответы детей)
– У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  
(Дети составляют схемы).
– К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)
– Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды».
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.
– Какие водоемы суши вы знаете?
– Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.

– Правильно, это – река. А я вижу, что вы устали.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс:
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем, как дельфин,
Вышли на берег крутой
И отправились домой!

3. Сообщение темы и задач урока

– Но домой нам еще рано, впереди нас ждет много открытий. Сегодня на уроке мы узнаем: «Куда текут реки».
– А вы знаете ответ на этот вопрос? (Ответы детей)
– Чтобы ответить на вопрос «Куда текут реки?» мы будем работать с географическими картами, учебником.

4. Работа над новым материалом

– И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков.
– Откроем учебник на стр. 42.
– Его рассказ называется «Вода-путешественница».
– Как вы думаете, почему так назван рассказ?
– Пояснением к рассказу будет рисунок.
– Что изображено на рисунке?
– Вспомните тему урока, на какой вопрос мы должны найти ответ?
– Итак, начнем путешествовать по рисунку. Я буду читать рассказ, а вы находите на рисунке названия, которые встретятся в рассказе. (Работа по учебнику)
– Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»?
– Какая река еще впадает в Оку?
– Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками.
– Я прочитаю, как автор называет реку Волгу (Великая русская река)

– Ребята, а мы можем совершить путешествие по Волге не выходя из класса. Поможет нам в этом географическая карта.
– Перед вами физическая карта России, точно такая же у вас на партах, в атласах.
– Откроем их!
– Ребята, посмотрите, как река изображена на рисунке, на фото. А как же она изображена на карте? (Ответы детей)
– В России много рек больших и малых. Но мы остановим свое внимание только на великой русской реке Волге, которая протекает и по территории Тверской области, где живем мы с вами.
– Каждая река имеет свое начало.
– Как вы думаете, откуда берут свое начало реки? (Да, обычно это – родник)
– Место, где берет свое начало река, называется исток.
– Ребята, на карте место, где Волга берет свое начало, я обозначила флажком, чтобы вам легче сориентироваться, где находится исток. Найдите исток на картах атласа. В Тверской области великая русская река берет свое начало. На этом месте люди построили домик – светёлку.
– Посмотрите, на своей картине художник В. Волков изобразил исток Волги.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника,
Выбегает голубое чудо,
Русская великая река.

– А теперь совершим путешествие по реке Волге на теплоходе. Проведем физкультминутку.

Физкультминутка

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход – раз-два,
Он назад шагнул сначала – раз-два,
А потом шагнул вперед – раз-два.
И поплыл, поплыл по Волге.
Набирая полный ход.

– Молодцы, отдохнули, набрались сил! Продолжаем работу по карте атласа. Давайте посмотрим, какие реки впадают в Волгу, какие города расположены по берегам.
Итак, первый город, который встречается нам, это наш областной центр – Тверь. Найдите в атласах.

– Путешествуем дальше. На правом берегу расположен город Нижний Новгород. Издавна он славится своими ярмарками.

– Какая река впадает в Волгу из Нижнего Новгорода? (Ока).
– Продолжаем путешествие.
– Вниз по течению город Казань – древний город.

– Какая река впадает в Волгу? (Река Кама).

– Далее – город Самара, древний город.

– Путешествуем дальше. Нам встречается город-герой – Волгоград. Во время ВОВ здесь, на берегу Волги шли ожесточенные бои. Но русские люди отстояли его.

– И у самого Каспийского моря – город Астрахань! Гостеприимный город, сердце Волги.
– Путешествие закончилось! Конечно, мы с вами показали не все города, расположенные по берегам реки Волги. Узнали не обо всех притоках, которые питают Волгу. Их всего 200! На карте Волга изображена тонкой извилистой ленточкой, а на самом деле, Волга широкая река, и как говорит автор учебника (обращаюсь к учебнику) «....великая русская река».
Вот как выглядит Волга со всеми своими притоками. Она похожа на могучее ветвистое дерево.
«Волга – всем рекам мать», говорят в народе. Как вы думаете, почему? (К Волге, как к матери устремляются реки).

– Закройте атласы. Посмотрите на рисунок учебника.
– Чем отличается река от моря?
– Что вы знаете о морской и речной воде? (Вода в реке – пресная, в море – соленая).
– Наш Муравьишко сделал море у себя дома.
– Как это у него получилось? (Показываю морскую соль).

4. Итог урока

– Что вы узнали сегодня на уроке?
– О каких реках шла речь?
– Как называется великая русская река? Молодцы!
– Реки – великий дар природы. Их нужно охранять. Как?

5. Домашнее задание

– Узнайте у родителей, какая река протекает в вашей местности, в какую реку она впадает.