Игра – одно из средств воспитания умственной активности учащихся (нетрадиционные уроки)

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление умений правильно писать слова с буквосочетаниями  жи-, ши-, обозначать орфограмму графически; развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков, речевых  творческих способностей, орфографической зоркости; развитие интереса к предмету, взаимоуважения, культуры учебного   труда.

Оборудование: изображение маленького Мука, Дерево Мудрости, конвертики с  заданиями (находятся на Дереве Мудрости), таблица с   буквами Л М Н Ж, образец минутки чистописания, сочинение  маленького Мука, таблица со слогами для игры “Наборщики”,  “Дидактический материал” к учебнику “Русский язык” 2 класс,   карточки со словами

_____________ ____________
ДУШ…СТЫЕ Ш…ШКИ
БОЛЬШ…Е СНЕЖ…НКИ
ПУШ…СТЫЕ ЛАНДЫШ…;

карточки со словами: какие?, что?, тесты, карточки, таблица

ЖИ ШИ

аблицы с вопросами Дерева Мудрости, таблица с надписью Вильгельм Гауф, магнитофонная запись: звуки шума листвы,  щебета птиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Игровой момент. Мотивация.

У. Сегодня к нам на урок пришёл маленький Мук. Мальчик много раз попадал в переделки, и ему всегда удавалось из них благополучно выпутаться. Но тут с ним приключилось такое… Маленький Мук съел несколько фиников, и у него выросли большие ослиные уши, а потом вытянулся длинный нос. (Появляется изображение Мука.) Финики оказались волшебными. Наш гость не знал, как можно справиться с этим безобразием и снова стать обычным мальчиком.

Ребята, а вы случайно не знаете, как можно помочь маленькому Муку?

(Предположения учащихся.)

На помощь нашему гостю пришло Дерево Мудрости. Оно сказало, что только вы можете помочь ему. Для этого вы должны выполнить все задания Дерева Мудрости, и тогда оно подскажет мальчику, как снова стать прежним.

III. Минутка чистописания.

1-е задание Дерева Мудрости.

У. Определите букву, написание которой мы повторим сегодня на уроке. Эта буква “лишняя” в данном ряду:

Щ Ч Ж Й

У. Какая это буква? Почему она “лишняя”?

Д.Сегодня на уроке мы будем писать букву Ж. Она “лишняя” в данном ряду, потому что все буквы обозначают только мягкие звуки, а она –

только твёрдый звук – [ж]. Все буквы обозначают звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости, а буква Ж обозначает звук, который имеет пару по звонкости – глухости – [ш].

Письмо по образцу:

  • Самооценка.

IV. Сообщение темы и цели урока.

2-ое задание Дерева Мудрости.

У. Недавно маленький Мук побывал в лесу и написал такое сочинение:

Тишына в лесу. Легко скользят лыжы. В воздухе порхают пушыстые снежынки. На вершынах сосен мохнатые шапки.

У. Красиво описал маленький Мук зимний лес?

У. А грамотно ли записал своё сочинение мальчик?

У. Давайте поможем нашему гостю найти и исправить ошибки.

У. Какое правило забыл маленький Мук, когда писал сочинение?

У. Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке.

V. Закрепление изученного.

1. У. Выпишите из сочинения Мука слова с сочетаниями жи-ши и подчеркните орфограмму.

У. Какие слова выписали?

2. Составление к тексту вопросов.

У. Давайте попробуем к сочинению Мука поставить вопросы. (Устно.)

У. Запишите один вопрос в тетради, не забывая правила оформления на письме

вопросительного предложения и не забывая правило, которое забыл Мук.

Подчеркните орфограммы.

3. 3-е задание Дерева Мудрости. Игра “Наборщики”.

У. Из слогов, данных в таблице нужно составить и записать красиво и грамотно как можно больше слов с сочетаниями ЖИ – ШИ. Не забывайте подчёркивать орфограмму.

ЛЫ ЛУ МА ЛО
ЛЕТ ЖИ ШИ ГРУ
НЕЛЬ ФЫ РА МОР
  • Взаимопроверка, взаимооценка.
  • Физкультминутка. Офтольмотренажёр.

4. Работа с учебником.

4-е задание Дерева Мудрости.

“Дидактический материал”: упр. 154, с. 70.

У. Прочитайте первую пословицу.

У. Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

Аналогичная работа с остальными пословицами.

У. Запишите пословицу, которая вам понравилась больше всего. Подчеркните орфограммы.

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление изученного.

5-е задание Дерева Мудрости.

У. Недавно маленький Мук побывал в зоопарке. Своими впечатлениями наш гость хочет поделиться с вами. Откройте учебник на с. 103, упр. 168 и внимательно прочтите текст.

Учащиеся читают текст самостоятельно.

У. Дерево Мудрости просит вас закрыть учебники и дать письменные ответы на такие вопросы:

1 вариант – Кто живёт в бассейне?

2 вариант – Чем занята мартышка?

Проверка работы.

6-ое задание Дерева Мудрости.

1. Работа всего класса.

У. Прочитайте слова.

ДУШ…СТЫЕ Ш…ШКИ

БОЛЬШ…Е СНЕЖ…НКИ

ПУШ…СТЫЕ ЛАНДЫШ…

У. Как вы думаете, по какому признаку эти слова разделили на две группы?

Д. В первый столбик записаны слова,

которые обозначают признак предмета. Во второй столбик записаны слова, которые обозначают предмет.

У. Подберите по смыслу пары слов, используя слова 1-го и 2-го столбиков. Запишите их вставляя пропущенные буквы и подчёркивая орфограммы.

Работа для сильных учащихся

Прочитайте слова.

Чиж…к, сторож…ть, рыж…й, ш…петь, ш…рокий, хиж…на.

  • На какие три равные группы можно их разделить? Запиши каждую группу в эти слова отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая орфограммы.
  • Допиши в каждый столбик по

одному подходящему слову.

2. У. Дерево Мудрости припасло для вас загадки.

Оно просит, чтобы вы их разгадали, отгадки записали в тетради и подчеркнули орфограммы.

Едет без бензина
наша быстрая… (машина).
Захотели малыши
поточить … (карандаши).
За лесом в болотной глуши
От ветра шуршат …
(камыши).
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух.)
Нос как у свинки,
Да колки щетинки.
(Ёжик.)
Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге.
(Медведь.)
Косоглазый, маленький,
В шубке, в валенках.
(Заяц.)

У. Что вам понадобилось, чтобы правильно отгадать загадки?

Д. Смекалка.

У. А чтобы грамотно записать ответы?

Д. Знание правила: сочетания ЖИ-ШИ пиши с буквой И; знание написания слов из “Словарика”. Внимательность.

У. Назовите слова из “Словарика”, которые вам встретились.

Д. Машина, карандаши, петух, медведь, заяц.

У. Назовите слова с сочетаниями жи – ши.

Д. Машина, карандаши, камыши, ёжик.

У. Вы заметили, какие слова были названы и в первом, и во втором случае?

Д. Машина, карандаши.

У. Наверное кто-то из ребят ошибся?

Д. Нет. Ребята правы и в первом и во втором случаях. Просто в этих словах есть и сочетание ши, и непроверяемые гласные.

  • Взаимопроверка, взаимооценка.

VIII. Итог урока.

У. Чем занимались сегодня на уроке?

У. Как графически обозначается эта орфограмма?

У. Вы достойно справились со всеми загадками Дерева Мудрости, и оно выполняет своё обещание. Слышится голос (магнитофонная запись):

“Съешь плоды финика с соседнего дерева и станешь таким, как прежде”.

У. Ребята, если вы хотите побольше узнать о Муке и его приключениях, возьмите в библиотеке и прочитайте “Сказку о маленьком Муке”, которую написал

Вильгельм Гауф.

У. Мук побежал есть плоды соседнего дерева, а Дерево Мудрости предлагает вам проверить, как вы усвоили сегодняшний урок.

Учащимся предлагается тест. Во время выполнения детьми теста звучит магнитофонная запись: шум деревьев, щебет птиц.

  И Ы
1. Малыш… купаются у берега реки.    
2. Дюймовочка привязала мот…лька к своему поясу.    
3. Хорошо бегать по душ…стому лугу.    
4. Мама нарезала сыр.    
5. Тихо лож…тся на землю белый снег.    
6. Мы по улице беж…м.    
7. Изучайте родной русский яз…к.    
8. Блещут в луж…цах лучи.    
9. Солнце освещало верш…ны елей.    
  • Взаимопроверка. Определение “звёздных” работ.

Сильным учащимся можно предложить следующее задание:

Вставь пропущенные слоги, чтобы получились стихи.

( ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ)

____ли на____ мы___
за трубой на крыше.
Там ____десное местечко,
потому что рядом печка.
Су____т печка сухари,
Мы____ и_____т крошки.

Домашнее задание: “Д. м.”: упр. 148, с. 68.

Тема: “Упражнения в правописании имен собственных”. (“Школа 2100”, 2 класс)

Цель: закрепление знаний учащихся о правописании имён собственных; развитие учебно – интеллектуальных умений и навыков, речевых,   творческих способностей, интереса к предмету; воспитание взаимоуважения.

Оборудование: изображение Буратино, цветик – семицветик; таблица с  буквами А О У Я Ы Э; образец для минутки чистописания;  таблички со словами Ярославль, Рязань, Ялта, Вятка;   таблички на которых написаны группы слов:

Эльбрус Оля Енисей
Казбек Егор Ока
Уральские Костя Тобол;

табличка со словом ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ; учебник Л. Ю. Комисаровой “Дидактический материал”, 2 класс; карточки; тесты; ребус; дерево мудрости; вопросы дерева мудрости; таблички с надписями река Тигр, город Орёл.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Игровой момент. Мотивация.

У. Сегодня к нам в гости пришёл герой из известной и всеми любимой сказки. Он любит сидеть за столом, подвернув под себя ноги. Миндальные пирожные запихивает в рот целиком и глотает не жуя. В вазу с вареньем лезет прямо пальцами и с удовольствием их обсасывает. А какао пьёт прямо из носика кофейника. Но, несмотря на всё это, его любят и друзья, и читатели. Вы догадались о ком идёт речь?

Д. О Буратино.

У. Как называется сказка, из которой он пришёл и кто автор этой сказки?

Д. “Золотой ключик, или приключения Буратино”, Алексей Толстой.

У. Буратино очень любит путешествовать. Недавно он побывал в кругосветном путешествии и приготовил для вас интересные вопросы, которые нашёл на дереве мудрости:

– Какой город умеет летать?

– Какая река умеет громко рычать?

У. Вам поможет найти ответы на эти вопросы волшебный цветок, который Буратино принёс из сказки В. Катаева “Цветик – семицветик”. Но цветик – семицветик вам поможет только в том случае, если вы справитесь со всеми его заданиями.

III. Минутка чистописания.

1. Первый лепесток.

У. Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Она “лишняя” в данном ряду:

А О У Я Ы Э

Д. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Я. Она “лишняя”  в данном ряду, потому что все буквы обозначают твёрдость впереди стоящего согласного, а она – мягкость. Все буквы обозначают один звук, а буква Я может обозначать два звука – [j’а].

Письмо по образцу.

2. У. Прочитай слова.

Ярославль Рязань Ялта Вятка

У. Что объединяет эти слова?

Д. *Они всегда пишутся с большой буквы.

*Это географические названия.

*Это имена собственные.

У. На какие две равные группы буква Я может разделить эти слова?

Д. В словах Ярославль, Ялта буква Я обозначает два звука [j’а] – это первая группа. В словах Рязань, Вятка – один звук [а] – это вторая группа.

У. Напишите слова группами. Каждую группу в отдельный столбик.

Образец записи.

Ярославль Рязань

Ялта Вятка

У. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

IV. Словарная работа.

Второй лепесток.

Игра “Начни слово на последнюю букву”.

– Запишите название страны, в которой мы с вами живём.

– Какая буква стоит в конце этого слова?

– Составьте цепочку из 5 слов из “Словарика”, так, что бы каждое новое слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.

Россия, я____, …, …, …, … .

  • Взаимопроверка.

V. Сообщение темы и цели урока.

Третий лепесток.

У. Прочитайте слова.
Эльбрус Оля Енисей
Казбек Егор Ока
Уральские Костя Тобол

У. По какому принципу их разделили на группы?

Д. Горы, имена, реки.

У. Как вы думаете, к какой группе можно отнести слово Лена?

Д. Это слово можно отнести к группе “имена”, а можно отнести к группе “реки”. Оно подходит как во вторую, так и в третью группу.

У. Как одним словом можно назвать эти слова?

Д. Имена собственные.

У. Что вы знаете о написании имён собственных?

Д. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.

У. Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?

VI. Упражнения в написании имён собственных.

1. Четвёртый лепесток. Отправились как – то имена собственные на экскурсию, на электростанцию и заблудились.

  • Работа над лексическим значением слова электростанция.

У. Найдите и запишите имена собственные, которые “заблудились” в слове ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ.

  • Проверка работы.

У. Какие имена нашли в слове электростанция? Как их написали? Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

2. Офтольмотренажёр.

3. Пятый лепесток.

Работа с учебником (самостоятельная).

“Дидактический материал”: упр. 123, с. 57.

1 вариант записывает имена,

2 вариант – отчества,

3 вариант – фамилии.

  • Проверка работы. Выводы о написании имён, отчеств, фамилий людей (делают учащиеся).

VII. Физкультминутка.

VIII. Упражнения в написании имён собственных.

1. Шестой лепесток предлагает вам отправиться в путешествие по Евразии и поработать исследователями (групповая работа).

Работа в группах.

У каждой группы на парте лежит карта полушарий (атлас), альбомный лист, на котором написано задание, фломастеры.

Найти на карте и записать названия четырёх:

I гр. – рек,
II гр. – озёр,
III гр. – морей,
IV гр. – океанов,
V гр. – гор,
VI гр. – островов.

  • Проверка работы.

Каждая группа зачитывает свою работу и делает выводы о написании имён собственных.

2.Седьмой лепесток предлагает вам исправить ошибки, которые Буратино допустил в своём сочинении (дифференцированный подход).

Исправь допущенные ошибки.

Вася котов жывёт в гораде таганрог. Таганрог лежит наберегу азовского моря. Рибята любят купаться в тёплом море.

Учащиеся коллективно исправляют допущенные ошибки.

У. Запишите эти предложения правильно.

Подчеркните орфограммы.

У. Составьте вопросы к этим предложениям. (Устно.)

У. Запишите один составленный вопрос в тетради.

Карточки для сильных учащихся.

Исправь допущенные ошибки. Запиши текст правильно. Подчеркни “опасные” места.

Мы жывём вмоскве. Наш дом стоит наулице жукова. Летом мы были вселе ильинском. Там есть речка кедровка.

  • Составь вопрос к этому тексту. Запиши его в тетрадь.

IX. Итог урока.

У. Какие слова всегда пишутся с большой буквы, независимо от места в предложении?

Д. Имена собственные.

У. Какие слова относятся к именам собственным?

У. Вы справились со всеми заданиями цветика-семицветика, и он предлагает вам подсказки к трудным вопросам дерева мудрости.

– Какой город умеет летать?

Ответом на этот вопрос будет отгадка этой загадки:

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота, но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться –
Два могучие крыла у хозяина … (орла).

– Какой город умеет громко рычать?

У. Ответ на этот вопрос содержится в этом ребусе:

Домашнее задание: “Дидактический материал”: упр. 128, с. 59.

В конце урока учащимся можно предложить выполнить тесты (дифференцированный подход).

  • Отметьте знаком “+” имена собственные.
1. семен григорьев  
2. овчарка  
3. зорька (кличка коровы)  
4. берёза  
5. африка  
6. енисей  
7. байкал  
8. снегирь  
9. чиполлино  
10. москва  
  • Взаимопроверка.
  • Задание для сильных учащихся. (Карточки.)

Прочитай слова.

ДОН ОЗЕРО МАРИНА ЛЕС КИЕВ ПТИЦА

На какие две равные группы можно разделить данные слова. Запиши каждую группу в отдельный столбик.